Урок обучения грамоте по теме Слова-названия и служебные слова

  • Назирова Наталия Леонидовна, учитель начальных классов

Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.


Вид планируемых
учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень
достижений результатов обучения

Предметные УУДРазличать слова-названия предметов,
действий и признаков.
Различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Обозначать с помощью моделей слова-названия и
служебные слова;
МетапредметныеПознавательные УУДС помощью учителя открывать и
структурировать знания.
Использование наглядных моделей;
Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания;
Регулятивные УУДС помощью учителя ставить цель,
осуществлять контроль, оценивание, коррекцию
знаний.
Контроль в форме сличения результата действия с
эталоном;
Волевая саморегуляция;
Коммуникативные УУДСотрудничать с одноклассниками и
учителем.
Умение договариваться, находить общее решение
ЛичностныеСамоорганизация.
Проявление учебной и коммуникативной
активности.
Формирование адекватной самооценки;
Выполнение требований и норм школьной жизни;
Следование здоровому образу жизни.

Оборудование: букварь, тетрадь,
раздаточный материал, компьютер, проектор.


Этапы, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент, 1 мин.Читает стихотворение:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

– Ребята? Акто это пришел к нам в гости? (Дядюшка
Ага)

– Значит чем мы будем заниматься на уроке?
(Узнавать что-то новое)

– А без чего не бывает нового? (Без старого)

– Сегодня на уроке на базе старого мы будем
узнавать новое.

Читают стихотворение вместе с учителем.
Актуализация знаний.– Какие фигуры принес нам дядюшка Ага?
– Из какого учебного предмета они к нам пришли?
– Для урока обучения грамоте какую фигуру вы бы
оставили? Почему?
– Для чего нужны слова?
– Что называют слова?
– На какие вопросы отвечают слова-названия
признаков? (Какой?)
– Слова-названия предметов? (Кто? Что?)
– Слова-названия действий?(Что делать?)
– Почему два вопроса у слов-названий предметов
– Чтобы вы не ошибались в выборе вопроса,
поработаем в группе, чтобы каждый мог получить
помощь.
– Сначала вспомним правила работы в группе.
Отвечают на вопросы.
Работа в группах.– К словам – названиям предметов нужно
подобрать вопросы и вставить их в кармашки.
Выполняют работу.
Коллективная проверка.Одна группа отвечает у доски, остальные
хлопают в ладоши, если согласны.
Самооценка.– Оцените свою работу с помощью
волшебной линеечки.
– Откройте маленькие тетради. Начертите от
первой точки волшебную линеечку.
Оценивают свою работу.
Работа в группах.

Физкультминутка.

Молодцы, вы здорово справились с этим
заданием.
– Давайте встанем, потянемся. Кто стал выше, а кто
стал сильнее. Садитесь.
– Вы выполнили первое задание, значит, поднялись
на первый уровень.
– Кто хотел бы подняться на следующий уровень?
– Кто готов к более сложным испытаниям?
– Подберем к данной картинке слова. Каждый ряд по
своей схеме

1 ряд – схемы (слова-названия признаков)
2 ряд – слова-названия действий
3 ряд – слова-предметы

– Какие слова будет подбирать 1 ряд…

По картинкам подбирают слова.
Отчет о работе группы.– Сейчас группы будут называть свои
слова, а мы внимательно слушаем и оцениваем
работу с помощью карточек отношений.
Называют слова. Показывают отношение
+,-,?
Самооценка.– Оцените свою правильность подбора
слов с помощью волшебной линеечки.
– Вы работали в группе.
– Кто считает, что он хорошо поработал на общий
результат группы?
– Оцените свое участие в работе группы тоже с
помощью волшебной линеечки.
Рефлексия.– Кто из вас считает, что умеет
обозначать слова-названия моделями слов?
– Кто готов проверить свои умения и подняться на
третий уровень?
– Напишем диктант?
– Работаем в маленькой тетрадке.
– Сядьте, пожалуйста, так, как сидит настоящий
ученик.
– Запишите моделями слова: яблоко, читать, книга,
красный, думать
Самопроверка.Сверяют свою работу с образцом.
Оценивание.– Оцените свою работу с помощью
волшебной линеечки.
– Вы молодцы, не побоялись подняться на самый
высокий уровень и справились с ним.
Оценивают работу.
Новая тема.– Вспомните слова, которые вы нашли по
картинке.
– Составьте из них высказывание.
– Почему не получилось?
– Чем отличается высказывание от набора слов?
– Давайте поупражняемся по букварю. Откройте
стр.18.
– Кого вы видите вверху?
– Давайте составим о ней высказывание.
– Кого вы видите под чертой?
– Как вы думаете, это один и тот же котенок или
это разные котята?
– Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть дома
котята?
– А чей котенок похож на нашего котенка из
букваря?
– Дома можете нарисовать своего питомца и
рассказать о нем в классе.
Работа в паре.

Проблема!

– Составим высказывание про котенка,
изображенного на левой картинке.
– Давайте запишем это высказывание с помощью
моделей. Чтобы вам было комфортно, поработаем в
парах.
– Какое первое слово в этом высказывании?
– Что оно называет?
– Какое второе слово в этом высказывании?
– Что оно называет?
– Какое третье слово в этом высказывании?
– Кто прав?
– Как узнать одно это слово или два?
– Как доказать?
– Покажите “На” как отдельное слово.
– Что оно называет? Предмет, действие или
признак?
– Если это странное слово ничего не называет,
тогда оно и не нужно высказыванию?
– “Выбросим” его. – Что получилось?
– Слово “На” ничего не называет, но тоже нужно в
высказывании. Оно помогает слову-названию, без
него не составить связного высказывания.
– Это – слово-“помощник” или служебное слово.
– Как его можно обозначить?
– Может нам пригодятся фигуры, которые были в
начале урока?
– В букваре служебные слова обозначены
треугольником.
Физкультминутка.
Закрепление.– Ребята, а вы хотите познакомиться с
другими служебными словами?
– Тогда откройте конверты, которые лежат у вас в
группах.
– Составьте высказывания.
– Какие встретились служебные слова?
– А вы можете составить свои высказывания с
этими служебными словами?
– Придумайте высказывания со словами на, в, за,
и
на тему “огород”.
По рядам.
– А сейчас поиграем и проверим,
насколько вы внимательны . Для игры нам
понадобятся пенал и ручка. Выполните, пожалуйста
, мою просьбу:
– Положите ручку на пенал.
– Положите ручку под пенал.
– Положите ручку за пенал.
– Положите ручку перед пеналом.
– Положите ручку в пенал.
– Молодцы! А какие слова вам помогли безошибочно
выполнить мою просьбу?
– Значит, у служебных слов есть значение?
– Осталось прикрепить этот знак на доску.
– На какую часть доски? К словам или
высказываниям? Почему?
Итог.– Подведем итог урока .
– Какие бывают слова?
– Кому эта тема показалась трудной?
– Кто хотел бы мне помочь приготовиться к
завтрашнему уроку?
– Кто хорошо понял, что такое служебные слова?
– Оцените свое понимание темы с помощью
волшебной линеечки.
– Откройте свои еженедельники, найдите наш урок.
– Посмотрите на свои линеечки.
– Если у вас на уроке все получилось, на всех
линеечках высокая оценка, значит, закрашиваем
кружок в зеленый цвет.
– Если получается, но пока не все, то в желтый
цвет. Если пока ничего не получается, но вы не
сдаетесь – то в красный цвет.
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Молодцы! А наш урок окончен. Всем спасибо за
урок.

Презентация


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018