Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам

  • Костенова Тамара Петровна, учитель английского языка

ИКТ — это термин начала XXI века, термин нового информационного общества, которое строит человечество. Каждый век истории человечества характеризуется словом-символом, выражающим его сущность. Для ушедшего XX века такими символами являются индустриализация, научно-техническая революция. Грядущий век связывают со словом ИНФОРМАЦИЯ. Передачу информации на расстояние, ее распределение обеспечивают средства связи (телекоммуникационные устройства). Информатизация и связь XXI века, объединены понятием ИНФОКОММУНИКАЦИЯ, базируются на последних достижениях науки и техники.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли прочное место в процессе обучения иностранным языкам. В Пояснительной записке “О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования” говорится: “Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний”. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. В последнее время всё чаще появляются публикации, подтверждающие это.

В Концепции модернизации образования в России на период до 2010 года были определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом являлась подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги, и школьники получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества. ИКТ являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

Одной из целей обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, наряду с воспитательной, образовательной и развивающей, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Она включает в себя способность и готовность учащихся использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения в соответствии с нормами данного языка, при работе с иноязычной информацией [3, с. 49]. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы ученику проявить свою активность, своё творчество.

Использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Применение инфокоммуникационных технологий способствует эффективному решению следующих дидактических задач обучения иностранным языкам:

  • формирование умений и навыков чтения иностранных текстов;
  • совершенствование умений аудирования;
  • совершенствование умений чтения;
  • совершенствование умений построения монологических и диалогических высказываний;
  • совершенствование умений письменной речи при подготовке различного рода сочинений, пересказов, рефератов;
  • пополнение словарного запаса лексикой современных иностранных языков;
  • формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности с помощью оперативных материалов сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем [1, с. 14].

Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. Разрабатывая уроки по аудированию, сталкиваюсь с проблемой отсутствия раздаточного материала с целевыми заданиями. Эту проблему решаю с помощью мультимедийных презентаций: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы.

Обучение чтению

Активно использую Интернет как превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. С помощью Интернет можно превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников — в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подходит для учащихся старших классов, так как включает в себя объёмное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Практически все газеты в мире имеют свои web-страницы, где предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на разных языках, причем можно выбрать подходящий для себя уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей — по темам и по континентам. В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволяет учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, рассматривать происходящее с различных точек зрения. Для развития межкультурной компетенции исследование статей имеет свои преимущества: досконально изучив проблему, учащиеся будут в состоянии не только определять позицию данной страны в изучаемой проблеме, но и выявлять основания для той или иной точки зрения, и, соответственно, смогут прогнозировать развитие событий.

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение таким образом иноязычной культуры, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Обучение говорению

Для подготовки к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме. Например, сообщения по теме “Английские праздники”, “Великобритания” “ Австралия и Новая Зеландия”. Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются полнотой, содержательностью.

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, следующая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности [6]:

1. для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем и программ для работы в режиме on-line (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com ,Prez-team.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме on-line и т.д.);

2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры.

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков PROMTXT и электронных словарей AbbyLingvo7.0;

4. для хранения и накопления информации: CD, DVD диски, Flash диски;

5. для общения: Internet, электронная почта, ICQ, Skype, Mail Agent т.д.;

6. для обработки и воспроизведения графики и звука: проигрыватели Microsoft Media Player, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop.

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы учащихся. Ребята могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, литературу и т.д. Кроме того, всевозможные службы и сервисы сети Интернет способствуют развитию умения общаться и без личного присутствия участников общения.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

• от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

• от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;

• от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

• от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Обучающие программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. Например- “Talk to me”, “Репетитор”, “Профессор Хиггинс”, “Привет, Америка”, “English Gold”; тематические программы – “Мой дом”, “Дикие и домашние животные”, “Английский для малышей”, “В городе”, “ Природа и человек”, “Speak English” и др., созданные для самостоятельного изучения английского языка в домашних условиях.

Кроме того, существует множество сайтов, при помощи которых школьники могут изучать английский язык не только на уроках, но и самостоятельно, составляя сообщения, статьи, делая ролики, фильмы, презентации и многое другое, что помогает успешно справляться со многими заданиями.

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно-деятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.), который позволяет организовать процессы мотивации, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.

В данной дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки “открытия” нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля, в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей детей.

Проектная деятельность.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. “Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе”.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

“В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта”

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений”, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Ведущее место среди таких форм обучения, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня исследовательскому методу.

Всё большее количество детей принимает участие в творческих конкурсах. Дети готовят проекты, рефераты-презентации, работы для научно-практической конференции, участвуют в Интернет — олимпиадах, конкурсах, круглых столах, он-лайн тестированиях, уроках по подготовке к ЕГЭ.

В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю ребятам выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, веб-квесты или тематические веб-странички. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде Power Point презентации, брошюры, буклеты, коллажи (Publisher) и видеофильмы, коллективно анализируется и рецензируется результат их выполнения .

Такой вид работы развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

При использовании ИКТ на уроках английского языка, учителю следует помнить, что наряду с положительными моментами, непродуманное использование ИКТ несет с собой и определенную угрозу жизни и здоровью школьников.

Далее, сами уроки с применением компьютера или выполнение отдельных заданий должны быть дозированными, нельзя усадить детей на 45 минут за компьютер. Если использование компьютера предполагается в течение всего урока, значит нужно провести не менее двух физкультминуток для старшеклассников, а учащиеся начальных и младших классов могут работать с компьютером не больше 20 минут.

Я провожу физкультминутки под тихую, спокойную музыку, давая детям, возможность отвлечь свое внимание от умственной работы, выполняя несложные физические упражнения или спокойную прогулку по классу, регулярно провожу зарядку для снятия напряженности мышц глаз.

Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства [5]:

• общекультурное развитие обучающихся;

• совершенствование языкового уровня;

• создание благоприятного психологического климата;

• повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

• самоутверждение учащихся;

• возможность реализации индивидуализации обучения;

• реализация принципа обратной связи;

• исключение времени для написания материала на доске;

• экономия расходования материалов учителем;

• сочетание контроля и самоконтроля;

• объективная и своевременная оценка действий учащихся.

Результатами работы использования ИКТ являются – улучшение качества обучения, высокая познавательная активность учащихся, индивидуализация обучения, развития творческого подхода при выполнении учебных заданий. Сегодня информационно-коммуникационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.

О повышении мотивации учащихся свидетельствует результативность участия школьников в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, позитивная динамика качества знаний и уровня обученности.

Литература.

1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.

2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.

3. Головко Е.А. Инфокоммуникационные технологии как средство моделирования социокультурного пространства изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе — 2007г. — №8. с.63.

4. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку//Иностранные языки в школе. -2001. — №5 – с. 4.

5. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40- 41.

6. О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

45 − 44 =