Итоговый урок-игра Природные районы России. 8-й класс

  • Полянская Ольга Юрьевна, учитель географии и биологии

Цели урока: Обобщить и закрепить знания учащихся, полученные по данной теме;

Развивать умения работать в группе; повысить интерес к географии.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание команд. (Каждый ученик тянет листочек, на котором записано название изучаемых районов. Ученики, у которых названия совпали объединяются в одну команду.)

II. 1. Конкурс “Опросник”

– каждой команде вопросы по очереди (за правильный ответ 1балл).

  1. Какой район России самый южный? (Северный Кавказ)
  2. По какому району протекает река Волга? (Русская равнина)
  3. В этом районе находятся старые полуразрушенные горы. (Урал)
  4. Регион контрастов. (Дальний Восток)
  5. Сильно заболоченный регион. (Западная Сибирь)
  6. Здесь находится одна из достопримечательностей мира – озеро Байкал. (Восточная Сибирь).
  7. Район омывается Охотским морем. (Дальний Восток)
  8. В составе – Прикаспийская низменность. (Русская равнина)
  9. Большие запасы рудных полезных ископаемых. (Урал)
  10. Омывается Восточно-Сибирским морем. (Восточная Сибирь)
  11. Здесь расположена столица нашей страны. (Русская равнина)
  12. Здесь расположена Кемеровская область. (Западная Сибирь)
  13. Протекает река Лена. (Восточная Сибирь)
  14. Самый благоприятный для жизни людей район по природным показателям. (Северный Кавказ)
  15. Здесь добывают золото, алмазы. (Восточная Сибирь)

II. 2. Конкурс “Отгадай”

Командам предлагается описание района и участники команды должны сказать о каком районе идет речь в описании. На это задание отводится 5 минут. За это время команда распознает то количество районов, которое успеет; за каждый правильный ответ – 3 балла.

ОПИСАНИЯ РАЙОНОВ

№1

Неровности кристаллического фундамента определяют размещение самых крупных возвышенностей и низменностей. При отступлении ледника в этих в этих районах образовались подпружные озера: Ильмень, Чудское, Псковское. Преобладают лесные ландшафты.

№2

Расположен на границе умеренного и субтропического поясов. Открыто много минеральных источников, близ которых находятся курорты. Основным источником влаги для этого района является Атлантика. Обилие тепла и света позволяет растительности развиваться на севере района в течение 7 месяцев.

№3

Природа необычайно разнообразна. Но практически все природные ландшафты изменены человеком. Недостаточно водных ресурсов, но много минеральных. Из полезных ископаемых преобладают магматические.

№4

Рельеф плоский с понижением к центру. На рельеф и природу материка повлияло оледенение. Обилие поверхностных вод. Основное богатство – это нефтяные и газовые залежи.

№5

Грандиозна и сурова природа: многокилометровые многоводные реки, бескрайняя тайга, горные массивы и плоскогорья, низменные равнины тундровой полосы. Для рельефа характерна общая значительная приподнятость над уровнем моря. На юге района тектонические движения земной коры продолжаются и сейчас.

№6

Огромная протяженность территории. Большая тектоническая подвижность территории. Здесь много реликтовых растений и редких животных. Большое количество осадков и относительно малое испарение определяют значительную густоту речной сети.

(Правильные ответы: №1 – Русская равнина; №2 – Северный Кавказ; №3 – Урал; №4– Западная Сибирь; №5 – Восточная Сибирь; №6 – Дальний Восток.)

III. Конкурс капитанов.

Проводится у карты. Каждому капитану предлагается характеристика природного объекта, состоящая из одного предложения и две подсказки. Если участник сразу правильно определяет район, то его команда получает 3 балла, если берет подсказку, то количество уменьшается с каждой подсказкой на 1 балл.

1. а) Природный объект протянулся на 2000 км. б) Природа северной и южной части сильно отличается. в) Делит материк на две части света. (Уральские горы)

2. а) Из-за большого возраста сохранилось большое количество древних организмов. б) Находится в разломе земной коры. в) Самое глубокое в мире. (оз. Байкал)

3. а) Берет начало с Валдайской возвышенности. б) На ней построено много ГЭС и водохранилищ. в) Матушка-река. (река Волга).

4. а) Здесь протекает крупнейшая сибирская река. б) Уровень заболоченности высок. в) По югу расположен Кузнецкий Алатау. (Западно-Сибирская равнина)

5. а) В его названии заложен смысл “на краю земли”. б) Расположен в сейсмоопасной зоне. в) Много действующих вулканов.(п-ов Камчатка)

IV. Конкурс “Эмблема”

Каждой команде предлагается выполнить эмблему того района, чье название оно носят.

За этот конкурс присуждаются баллы в зависимости от смыслового содержания рисунка –эмблемы (от 1 до 3)

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Составить рассказ, чтобы в нем было, хотя бы по одному природному объекту от каждого региона.

Приложение.

Карточки для деления на группы:

Русская равнина

Северный Кавказ

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Урал

Дальний Восток

Русская равнина

Северный Кавказ

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Урал

Дальний Восток

Русская равнина

Северный Кавказ

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Урал

Дальний Восток

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

98 − 96 =