- Перминова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы
- Слепухина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы
Цель:
- повторение ранее изученного материала по теме “Сложносочиненные предложения”;
- совершенствование умений: – производить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненного предложения; – различать простые и сложные предложения с союзом И; – расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Ход урока
I. Сообщение цели урока.
II. Повторение теоретических сведений.
– Закончите предложения.
- Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых… (части равноправны по смыслу и соединены сочинительными союзами).
- Сочинительные союзы делятся на… (соединительные, разделительные, противительные).
- В сложносочиненном предложении с соединительными союзами перечисляются явления, которые… (происходят одновременно или следуют одно за другим).
- В сложносочиненном предложении с разделительными союзами указывается на…(чередование явлений).
- В сложносочиненном предложении с противительными союзами одно явление…(противопоставляется другому).
- Если в сложносочиненном предложении есть общий второстепенный член, то…(запятая не ставится).
- Если одна из частей сложносочиненного предложения имеет значение результативности, быстрой смены событий, то…(в сложносочиненном предложении ставится тире).
III. Сообщение учащегося о группах сложносочиненных предложений по значению и союзам. (Презентация. Таблица на Слайде 1).
Основные группы ССП по значению и союзам.
Группы ССП | Средства связи (союзы) | Значение |
ССП с соединительными союзами | и, да(=и), тоже, также, ни-ни, не только…но и, как…так и | ? |
ССП с противительными союзами | ? | Сопоставление, противопоставление |
ССП с ? союзами | или, либо, то-то, не то-не то | Чередование, взаимоисключение |
Ответы: перечисление (одновременность, следование); а, но, да(=но), однако, зато; ССП с разделительными союзами.
IV. Пунктуационный анализ ССП.
Задание: расставить знаки препинания, составить схемы, определить значения предложений.
1) Вот потянуло ветерком, и свежее вздохнула ночь.
2) Все страшно устали, но никто не роптал.
3) Не то дым шел от костра, не то туман поднимался над болотом.
4) Здесь вершины покрыты снегом и дуют леденящие ветры.
5) Ещё напор – и враг бежит.
Запятая не ставится перед союзами И, ДА(=И), ЛИБО, ИЛИ.
6) Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.
7) Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.
8) Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.
9) Который сейчас час и сколько времени нам осталось ждать?
V. Индивидуальная работа (ученик у доски).
Задание: произвести синтаксический разбор предложения.
Недавно шел первый снег и все в природе находилось под властью этого молодого снега.
VI. Роль союза И в простом предложении и в сложносочиненном предложении.
– Что может связывать союз И?
Ряд заданий в экзаменационном тесте проверяет знание правил постановки запятых в простых и сложных предложениях с союзом И, умение объяснять пунктуацию в заданном предложении.
Задание: записать предложения, объяснить знаки препинания.
1) Небо нависло над самой землей, и тонет земля в снегу.
2) Обнялись облака и уснули без грусти.
VII. Самостоятельная работа (взаимопроверка).
(Предложения на Слайде 2).
Задание: составить схемы предложений.
- С правой стороны лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр.
- Стало темно и улица мало-помалу опустела.
- Серый ветер гнал холодные капли и тоскливо свистел.
- Улетают журавли и низкие облака заволакивают небо.
- Облака начинают редеть по горизонту и чуть приметно парит.
(Схемы предложений на Слайде 3).
Учащиеся проверяют работы друг у друга.
VIII. Тестовая работа (задание у каждого ученика).
1. В каком случае союз И соединяет части сложносочиненного предложения? а) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми. б) Мела пурга-метелица и леденила кровь. в) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны. г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.
2. В каком случае перед союзом И нужна запятая? а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна. б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. в) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой. г) Тишина и безлюдье.
3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая? а) Солнце зашло и начало смеркаться. б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря. в) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел. г) Из окна дует холодом и сыплет снег.
4. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания? а) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха. б) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море? в) Метет и нет конца метели. г) Снега сошли и смыли след.
5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) а) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт. б) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим. в) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени. г) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
IX. Подведение итогов.
X. Домашнее задание.
- Выписать из художественной литературы 7 ССП, произвести пунктуационный разбор.
- Повторить материал о СПП, виды придаточных предложений.