Занятие-игра по теме: Математические гонки для 3-х классов

  • Орспаева Елена Викторовна, педагог дополнительного образования

Цели:

  • Развитие интереса к математике;
  • Активизация деятельности учителя и учащихся;
  • Воспитание коллективизма, стремления к творческой деятельности.

Задачи:

  • Развитие познавательных процессов;
  • Развитие познавательного интереса;
  • Развитие навыков коллективной работы;
  • Развитие интереса к решению нестандартных задач и заданий;

Оформление зала и реквизит:

  • Плакаты с высказываниями о математике, с изображением трассы “рис.1”, машинки, доска, маркеры, шары.

Рис. 1

Музыкальный ряд: мелодии детских песен или инструментальной музыки.

Игра была организована между школами города для учащихся 3-х классов (дети 8-9 лет).

Игра состоит из трёх частей:

Начало – часть1.

Начало – формирует у учащихся психологическую готовность к восприятию: приветствие ведущей, представление жюри, объяснение правил игры, приветствие команд.

Основная часть – часть 2.

Здесь 5 этапов-заданий. В каждом этапе задания подобраны с учётом возрастных возможностей и с учётом школьной программы. В каждом этапе 3-4 задания. Одно или два – лёгкие, а остальные повышенной сложности (направленные на развитие словесно-логического мышления). Это позволяет командам на каждом этапе получить хотя бы минимальное количество баллов. После каждого этапа объявляются результаты и набранное количество баллов каждого класса (школы) показывается на “горе”, а также рассматриваются способы решения каждого задания.

Заключение – часть 3. Объявление результатов, награждение команд.

Соревновательный дух игры активизирует возможности детей, поэтому игра проходит в темпе и занимает 40-45 минут. Между этапами проводятся игры с залом, можно пригласить художественный коллектив для выступлений.

Домашнее задание: подготовить “визитку” команды (2-3 минуты).

Ход игры:

– Добрый день, я рада приветствовать вас на математических гонках “М1”. В этих гонках принимают участие команды 3-х классов школ города и района. Каждая команда, состоящая из 4-х человек, представляет собой экипаж математического болида рвущегося первый достигнуть финиша.

– За гонками, выполнением всех правил игры будет следить строгое жюри, в составе: …, …, …

– Давайте оговорим условия нашей игры. Просьба к командам быть очень внимательными.

– Отвечать на вопросы заданий письменно, в ответе записывается и учитывается только конечный результат (ход решения на черновике). Задания будут выдаваться перед каждым этапом.

– Ответы на решённые задания приносит капитан команды на стол жюри.

– Так как это гонки, т.е. игра скоростная, то та команда, которая принесёт первой правильный ответ, заработает дополнительный балл.

– Итак, экипажи готовы? Мы приветствуем экипаж школы №1…(экипажи показывают визитку – домашнее задание)

Арифметическая дорога.

Задание № 1

Поставьте в клеточки такие числа, чтобы суммы по вертикали, горизонтали и диагонали были равны.

15 9
18
27

Ответ:

15 30 9
12 18 24
27 9 21

Задание № 2.

Продолжите числовой ряд (допишите два числа)

А) 87, 76, 65, ?, ?.

Б) 12, 13, 11, 14, 10, ?, ?.

Ответ:

А) 54, 43.

Б) 15, 9.

Задание № 3.

Расставьте знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства:

9 9 9 = 2

9 9 9 = 9

9 9 9 = 10

9 9 9 = 90

Ответ:

(9 + 9) : 9 = 2

9 : 9 * 9 = 9

9 : 9 + 9 = 10

9 * 9 + 9 = 90

Задание № 4.

Расшифруйте:

**** – ***=1

Ответ:

1000 – 999 = 1

II. Вираж Григория Остера

Задание № 1

Слону принесли 9 ведер воды , по 6 литров в каждом. 27 литров слон выпил сам, остальную воду слон израсходовал на поливку из хобота директора зоопарка. Сколько ведер воды израсходовал слон на поливку директора зоопарка?

Ответ: 4,5 ведра.

Задание № 2

На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали по очереди ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника?

Ответ: 8 часов.

Задание № 3

40 бабушек поехали кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле без глушителя ехала в одиночестве самая шустрая бабушка, за ней мчались три мотоцикла с колясками, на каждом из которых поместилось по три бабушки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На оставшихся мотоциклах сидело по две бабушки. Сколько всего мотоциклов было у бабушек:

Ответ: 19 мотоциклов.

III. Трасса геометрии

Задание № 1.

На сколько частей разделится лист бумаги четырьмя прямыми линиями, проходящими через одну точку?

Ответ: на 8 частей.

Задание № 2.

Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделите на 4 части так, чтобы две из них были четырехугольной формы, а две – треугольной.

Ответ:

Рис. 2

Задание № 3.

Сколько четырехугольников со стороной АВ изображено на “рис. 3”:

Рис. 3

Ответ: 4 четырехугольника.

IV. Мост ребусов

№ 1.

Илья стоит в хороводе. Пятый слева от Ильи тот же, что и шестой справа. Сколько людей в хороводе?

Ответ: 11 человек

№ 2.

Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли надеяться, что через 72 часа будет солнечная погода?

Ответ: нет.

№ 3.

Решите ребусы:

Рис. 4

Ответ: 1. Кривая. 2. Конус. 3. Луч. 4. Овал. 5. Угол. 6. Куб. 7. Число. 8. Фигура.

V. Поворот логических задач

№ 1

На ужин дети пили кисель, компот, сок, молоко. Какой-то напиток был в стакане, какой-то – в кружке, какой-то в бокале, какой-то в чашке. В чем было молоко, если известно, что: сок был не в бокале; компот был не в чашке; кисель был в кружке; в бокале был не компот?

Ответ: в бокале.

№ 2.

В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если пес Шарик, сидящий крайним слева, сядет между котом Матроскиным и дядей Федором, то дядя Федор окажется крайним слева. Кто где оказался?

Ответ: дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, почтальон Печкин.

№ 3.

Разделите прямой линией циферблат часов “рис. 5” на две части так, чтобы сумма чисел на обеих частях была одинаковой. Укажите эту сумму.

Рис. 5

Ответ: 39 “рис.6”

Рис. 6

№ 4

Шоколадка имеет такой вид:

Сколько разломов надо сделать, чтобы разделить её на 6 отдельных кусочков?

Ответ: 5 разломов.

Игры со зрителями

Задачи-шутки:

Шла бабка в Москву и повстречала трёх мужиков. Сколько людей направлялось в Москву? (Одна бабка)

Летела стая гусей: один гусь впереди, один позади, а два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (3 гуся)

Рядом стоят две курицы: одна – головой к северу, другая – головой к югу. Могут ли они увидеть друг друга, не поворачивая головы? (Да, т.к. стоят головой друг к другу).

Шла бабка в Москву и догнала двух мужиков. Сколько людей направлялось в Москву? (3 человека)

Назовите сказки, в названии которых встречаются числительные.

Отгадайте ребусы:

Рис. 7

Ответ: 1. Ломаная, 2. Длина, 3. Счёт, 4. Величина, 5. Шар, 6. Круг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 7