Проблемы изучения древнерусской литературы в современной школе

  • Юдин Иван Иванович, учитель-дефектолог, учитель русского языка и литературы
  • Юдина Татьяна Николаевна, руководитель структурного подразделения, учитель русского языка и литературы

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение его качества, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

«Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники должны постепенно осознавать не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы, но, к великому нашему сожалению, без включения фольклорных произведений и произведений древнерусской литературы.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

По мнению автора одной из учебных программ, Валентины Яковлевны Коровиной, «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».

Главной идеей любой программы литературного образования учащихся является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программах соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов {горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература II половины XIX и XX веков).

Авторы программ избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие — читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему, что называется современными дидактами «вариативностью учебно-познавательного процесса».

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре, просмотренном кино- или видеофильме). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Принцип концентризма, осуществляемый учебными программами в настоящее время, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставится различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора (например, познакомиться с отрывком из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносова в 7 классе и изучить оду в 9; обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения стихотворений Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Заболоцкого и других поэтов в 9 классе, пробудить интерес к личности поэта, а затем изучить их творчество в 11 классе).

Многие авторы учебных программ считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (повесть А.С. Пушкина «Дубровский», «Сказку о мертвой царевне…»; рассказы И.С. Тургенева «Бежин луг» и В.Г. Короленко. «В дурном обществе» и другие), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно исключенные из многих альтернативных программ.

К сожалению, из своего личного богатого опыта педагогической деятельности могу отметить тот факт, что концентричность учебных программ по литературе перестала быть актуальной в связи с изменением основной образовательной доктрины государства, а именно, дать всем учащимся полное среднее образование (то есть учить всех 11 лет).

Концентричность была нужна для того, чтобы учащиеся, уходящие в профессионально-технические учебные заведения после 9 класса, имели общее представление о всем многообразии литературы. Теперь необходимость в этом отпала. Не лучше ли вернуться к старым, незаслуженно, на мой взгляд, забытым линейным программам по литературе?! Такой возврат, несомненно, будет способствовать наиболее фундаментальному изучению курса литературы современными школьниками.

Особым блоком при изучении литературы выделяется древнерусская литература. Общеизвестно, что к древнерусской литературе относятся произведения литературы русского Средневековья, (то есть с 11 по 17 век).

Базируется древнерусская литература на мировоззрении христианства, следовательно, эти произведения сложны для понимания простого читателя, плохо знакомого с канонами церкви.

Основными жанрами этого литературного периода являются: повесть, житие, поучение, послание, молитва, плач, похвала. В современном литературном курсе изучаются только первые три, остальные даже не рассматриваются

Соединениями первичных жанров древнерусской литературы являются летописи, представления о которых даются на ранних этапах литературного образования, патерики (это рассказ о жизни монастыря) и прологи (сборники житий), которые в школьном курсе никак не упоминаются.

Из всего богатого многообразия жанров древнерусской литературы не изучается и половина. Следовательно, необходима серьезная доработка образовательных программ литературного образования школьников с целью включения туда большего количества произведений этого периода.

На мой взгляд, древнерусская литература является основой основ для воспитания гражданина нашей необъятной Родины. Без ее изучения невозможно становление гармонически развитой во всех направлениях личности, что является темой методической работы нашей школы.

Напомню, целью литературного образования учащихся является доскональное и достоверное знание о всех исторических этапах развития нашего государства. Каким же образом дети получат достоверную информацию о том времени, о людях, которые тогда жили, об устоях русского государства, о исторических событиях, происходивших в то далекое от нас время?!

«На уроках истории» — скажете Вы. Но уроки истории не могут охватить необъятное и сформировать полное представление у учащихся. Следовательно, на помощь должна прийти литература! А у словесников на это тоже не хватает времени: Вот и получается замкнутый круг: А в конечном итоге страдают дети. Они не получают всей полноты знаний о том времени: Этот вопрос тоже на сегодня остается открытым.

Проблема изучения древнерусской литературы в школьном курсе очень актуальна.

Малое количество часов, отведенных для изучения литературы вообще, заставляет учителей подвергать изменениям структуру курса и почти не трогать произведения, исторически удаленные от нашего времени.

По программе Валентины Яковлевны Коровиной, где отводится максимальное количество часов на это раздел, дело обстоит следующим образом:

В 5 классе изучается отрывок из «Повести временных лет» «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», в 6 классе — «Сказание о белгородском киселе», в 7 классе — отрывок из «Поучения Владимира Мономаха», отрывок из «Повесть о Петре и Февронии Муромских», а так же отрывок «О пользе книг» из «Повести временных лет», в 8 классе — отрывок из «Жития Александра Невского», в 9 классе — отрывок из «Слова о полку Игореве». И все!

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что наши учащиеся имеют крайне поверхностное представление о древнерусской литературе и о той исторической эпохе, в которую были написаны основные произведения древнерусской литературы. За 5 лет в средней школе ими изучается 7 произведений, большая часть из которых — фрагментарно.

Мы — учителя русского языка и литературы — понимаем, что, в большинстве своем, все произведения этого исторического периода читаются и понимаются ребятами крайне сложно из-за недоступности языка и большой удаленности по времени написания.

Литература, как было уже сказано ранее, призвана отображать события, происходящие в обществе на каждом этапе его развития. Изучение древнерусской литературы поможет нашим ученикам лучше осознать ценности и моральные устои предыдущих поколений, научиться у героев древних произведений стойкости, мужеству, патриотизму — так необходимым качествам для современных молодых людей.

Особое внимание хотелось бы обратить на проблему изучения только одного произведения древнерусской литературы — «Слова о полку Игореве», изучаемого по современным программам литературного образования в 9 классе.

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник мировой литературы, создан в Киевской Руси в конце XII в. Оно дошло до нас в единственном списке: входило в состав рукописного сборника начала XVII в., купленного А. И. Мусиным-Пушкиным у архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского в конце XVIII в. В 1796 г. со списка была сделана рукописная копия для Екатерины II. В 1800г. А. И. Мусин-Пушкин издал «Слово». Пожар 1812 г. уничтожил и сборник со списком «Слова», и большую часть издания.

В «Слове о полку Игореве» рассказывается о походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев, предпринятом вместе с братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем. «Слово» было написано вскоре после похода, около 1187 г. Как подлинный памятник XII в. оно было высоко оценено Н. М. Карамзиным, А. С. Пушкиным, В. Г. Белинским. Суть поэмы — призыв русских князей к единению перед монголо-татарским нашествием. Вся система образов, все художественные средства «Слова» направлены на то, чтобы подчеркнуть эту глубоко народную идею произведения. Народность содержания определила светский характер произведения, его связь с фольклором

Впервые в древнерусской литературе автор создает высокопоэтичный, лирический образ женщины, тоскующей по мужу, переживающей за его воинов и судьбу похода Влияние устного народного творчества заметно сказалось на художественном строе «Слова». Автор использует народную символику, эпитеты, тавтологию. Природа в «Слове», как и в фольклорных произведениях, тесно связана с жизнью человека. Влиянием народнопоэтического мировосприятия объясняются так же и элементы языческой мифологии.

Так на изучение этого многогранного произведения отводится по календарно-тематическому планированию всего 4 урока. И 4 урока — это еще много! А когда же учитель должен прививать, развивать, созидать, содействовать, влиять?! За 4 урока невозможно даже качественно разобрать текст, не говоря уже о системе образов, их индивидуальность, полемику между ними. И получается, что наши ученики получают крайне поверхностное представление не только об этом произведении древнерусской литературы.

В заключении хотелось бы сказать, что древнерусская литература — очень важная составляющая школьного курса литературы. Без подробного ее изучения невозможно воспитать лучшие человеческие качества, которые присущи героям произведений этого периода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62 + = 64