Разбор местоимения как части речи 3-й класс

  • Щербакова Елена Николаевна, учитель начальных классов

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с порядком разбора местоимения как части речи.
  2. Закреплять знание грамматических форм имени существительного.
  3. Развивать орфографическую зоркость, речь, прививать интерес к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Орфографическая минутка.

А) Кк Ки ку Ка ко Ке кю

– Прочитайте слоги.

– Назовите согласный, дайте характеристику звукам [к], [к’].

– Запишите слоги, на следующей строке запишите слова, в которых встречаются данные слоги (Например: Китай, кукушка, Казахстан, корабль, Кения, кювет).

Б) – Замените одним словом, запишите:

  1. Игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющи– ми перекрещивающиеся слова.
  2. Загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждое из которых представляет собой отдельное слово.
  3. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

(Кроссворд, шарада, ребус.)

– Отгадайте ребус

3. АОЗ

– Сегодня на уроке мы продолжим говорить о местоимении, повторим все, что мы знаем об этой части речи и узнаем много нового.

– Что такое местоимение? Вместо чего мы употребляем местоимение в речи?

– На чье место становится местоимение в предложении?

– Спишите словосочетания, записанные на доске:

Дарю ему, доволен тобой, хвалили нас, гордится мною, играю с ним, вижу вас.

– Назовите местоимения. В какой форме стоят местоимения?

– Как определить число и лицо у местоимений, стоящих в косвенной форме?

– Определите число и лицо местоимений.

– У местоимений третьего лица единственного числа определите род.

4. ФНЗ:

– Прочитайте предложение, запишите его в тетрадях:

Увидишь лису летом – и не узнаешь в ней зимней красавицы.

– Назовите местоимение.

– Подчеркните слово, вместо которого мы употребили местоимение с предлогом.

– Разберите это слово как часть речи.

Лису – сущ., (кто?), лиса, неод., нариц., ж.р., ед.ч., 1 скл., В.п., вт.чл.

– А можно ли разобрать как часть речи местоимение “ в ней”?

– Какие грамматические признаки мы можем указать при разборе местоимения как части речи?

В ней – местоимение, (кто?), она, личн., 3 лицо, ед.ч., ж.р.

– Откройте учебник на стр. 60, прочитайте порядок разбора местоимения, как части речи.

– Какие морфологические признаки мы укажем при разборе местоимения, как части речи?

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Значение местоимения.
  4. Лицо.
  5. Число.
  6. Род (у местоимений 3 лица ед. ч.)

– Разберите местоимение “тобой” как часть речи. (Коллективная работа.)

Тобой – мест., (кто?) ты, личн., 2 лицо, ед.ч.

5. Физкультминутка:

6. ФПЗ:

А) Работа с учебником. Редактирование текста.

Найдите упражнение 229, прочитайте задание (работа проводится по заданиям учебника).

– Запишите в тетрадях отредактированный текст, местоимения подчеркните .Местоимение по выбору разберите как часть речи.

(По окончании работы проводится взаимопроверка.)

Б) Дидактические игры.

– Поднимите руки вверх, когда услышите слова, которые указывают на предмет, но не называют его:

Яблоко, она, звонкий, читать, я, мы, океан, он, голова, ты.

– Если в предложении есть местоимения первого лица, в ладоши хлопают девочки.

Если в предложении встретятся местоимения второго лица, в ладоши хлопают мальчики.

  • Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
  • Что мы сажаем, сажая леса?
  • Лучше мама, не пищи, ты мне няньку поищи.
  • Вы думаете, что тишина бывает звуков лишена?
  • А кто же с нами говорит, когда в ночи огонь горит?
  • Но оглушает тишину гудок, летящий в тишину.

7. Итог урока:

– Чему научились на уроке?

– Кому было трудно? На каком этапе урока?

8. Домашнее задание. Стр. 64, упр. 5, правило.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 15 = 23