Урок в 4-м классе по теме Произведения о долге, храбрости

  • Чернышова Светлана Николаевна, учитель начальных классов, руководитель школьного музея

Цель: создать условия для развития чувства патриотизма, гордости за прошлое нашей Родины.

Задачи:

  • познакомить учащихся с произведениями о защитниках нашего Отечества ;
  • воспитывать интерес к истории, историческим литературным произведениям;
  • познакомить с музейными экспонатами: гильзой, письмом с фронта; научить описывать музейный предмет.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка цели. Актуализация опорных знаний

Учитель: Ребята, сегодняшний урок слушания посвящён людям, которые отдавали свои жизни за то, чтобы защитить свою Родину. Тему вы узнаете, если прочтёте на доске сначала синие буквы, а потом красные:

з о а т щ е и ч т е н с и т к в и а

А кто такие защитники Отечества, праздник которых мы будем отмечать? Что они защищали?

– Что такое Отечество?

– Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?

День защитников Отечества – государственный праздник, традиции которого уходят корнями в далёкое прошлое. На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. С юга на мирные поселения нападали кочевые племена печенегов и половцев, позднее с востока надвинулись многотысячные орды татаро-монголов. С запада и северо-запада нередко вторгались в российские пределы отряды немецких рыцарей-крестоносцев, поляков, шведов.

На пути захватчиков вставали русские воины, ценой своей жизни защищавшие независимость Отчизны. В самые трудные времена рядом с профессиональными солдатами на поле боя выходили ополченцы – мирные жители, вынужденные в силу обстоятельств взять в руки оружие.

На сегодняшнем уроке мы пройдёмся по некоторым памятным страницам истории. Услышим лишь некоторые подготовленные вами рассказы о Защитниках Родины в разные времена. Итак, народные ополчения…

Рассказ детей о Минине и Пожарском. (Выставка книг и рисунков)

160 лет под иноземным игом, не знавшем предела в жестокости, накапливала Русь силы, чтобы ранним сентябрьским утром 1380 года выйти на Куликово поле, у реки Непрядвы, меж Доном и Днепром, вьийти уже сплочённой, уже способной противостоять любой орде.

Звучит музыкальный фрагмент “Александр Невский” (С.Прокофьев).

Ученик:

Доколь нам ,други пред тираном Склонять покорную главу И заодно с презренным ханом Позорить сильную Москву? НЕ нам, не нам страшиться битвы С толпами грозными врагов: За нас и Сергия молитвы, И прах замученных отцов (Кондратий Рылеев)

И вот Великий князь Дмитрий Иванович двинул свои рати против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. В случае поражения отступать было некуда.

Ученик пересказывает рассказ Олега Тихомирова “На поле Куликовом

Этот рассказ лишь один пример стойкости и героизма русского народа. Вспомним мы сегодня и о русском князе Алексаидре. Вы знаете, что имя человека имеет значение. Кто помнит из занятий детского объединения “Патриот”,что означает это имя?

Александр – греческое имя и означает “Защитник людей”. Работа с иллюстрацией. Рассказ учеников об Александре Невском.

Вопросы: Чему мы должны учиться у Александра Невского?

Учитель: Говоря о защитниках Отечества нельзя не вспомнить Великую Отечественную войну. 1418 дней. Как вы думаете, почему её назвали Отечественной?

Наш народ в этой войне защищал свою Родину, своё Отечество! Об этой войне много рассказано, много книг написано.!

Работа с выставкой книг о ВО войне.

Звучит музыка. Появляется девушка в образе ЗЕМЛИ.

Учитель (на фоне музыки): Только ли люди и книги могут говорить? Могут говорить и вещи, предметы, экспонаты. А сколько может рассказать ЗЕМЛЯ? Давайте прислушаемся к её голосу:

Земля: “Я русская Земля. Прекрасная, плодородная, созданная для рождения спелых колосьев, ярких цветов, но я русская, истоптанная врагами, замученная варварами, пропитанная солью материнских слёз. Каждая мать помнит имя сьна, а я помню имена всех сьновей, которых храню в самом сердце своём. Всех кареглазых, сероглазых мальчиков; сильных и крепких мужчин; мудрых стариков, что полегли в землю русскую, защищая Отечество. Слово – то какое: Отечество – отец…

Защищая Отечество – защищают мать и отца. Пусть они спят спокойно, пока жива я, земля русская, будут живы и они.

Вместе с ними храню в себе я тяжёлый свинец, смертные пули, от которых полегли они”/

Появляется юноша, который ведёт рассказ от имени “гильзы снаряда”

Мальчик: Я гильза от русского снаряда, которая хранится в тебе, Земля моя. Посмотрите на меня.. .Я уже поржавевший от времени, ведь я пролежал в земле с 1943 года . . . Именно в том году в нашем селе проходили страшные бои с немцами, а я защищал русского солдата, село, Родину. В 2002 году меня обнаружил в своём огороде отец одного из вас Каминский И.А., а его сын, Влад, передал меня на хранение в ваш школьный музей. И вот теперь приходят посмотреть на меня дети, взрослые, ветераны войны, которые, глядя на меня вспоминают свои фронтовые годы!

Учитель: Война… . Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулось это страшное горе. Нет ни одного дома, где не была бы оплакана потеря близких, родных людей, отдавших свою жизнь во имя спасения Отечества.

Наверное и ваши прадедушки прошли дорогами войны, и вы храните память о них. Знаете из рассказов своих бабушек, родителей, и, безусловно, гордитесь ими так, как гордится, например, своим прадедушкой Борисова Лера. Они с прадедушкой приняли участие в школьном конкурсе “Мне дедушка рассказывал…”, и оформили воспоминания для музея.

(Выступает ученица с рассказом о своём прадедушке)

Учитель: Ребята, а какие рассказы о Великой Отечественной войне вы подготовили?

Дети рассказывают подготовленные рассказы.

Последним звучит рассказ А. Митяева “Треугольное письмо”

Учитель: Да, ребята, живых свидетелей тех дней остаётся всё меньше и меньше, поэтому всё бесценнее становятся для нас сохранившиеся письма фронтовиков.

В них боль от разлуки с близкими, ненависть к фашистским захватчикам, надежда на скорую победу и счастливую жизнь. Эти письма способны рассказать о войне куда больше, чем любой учебник истории…

Разные письма приходили с фронта. Родственники их ждали и боялись. Боялись, что похоронка, и радовались, когда это было доброе, хорошее письмо. Читали его по несколько раз, перечитывали друзьям, знакомым.

Есть в нашем музее два письма: одно с хорошей весточкой, а другое напротив — печальное. Вот что они нам рассказали:

Работа с письмами с фронта.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу.

Я хочу немного рассказать об истории этого праздника.Дата-23 февраля установлена в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 году для защиты Отечества от германских войск. Сначала этот праздник назывался днём Рабоче — Крестьянской Красной Армии, позднее — днём Советской Армии и Военно- морского флота, а затем получил название: день защитников Отечества. А поскольку воинами всегда были мужчины, этот праздник стал считаться в народе “мужским днём”, когда поздравления получают и седые старики — ветераны, прошедшие боями всю Европу, и, совсем юные мальчики, которым ещё предстоит защищать Отечество.

Поздравление.

3. Рефлексия

4. Итог урока

Кому был посвящён наш урок?

– Кого в настоящее время можно назвать защитниками Отечества?

5. Домашнее задание

Нарисовать (или найти картинку и наклеить в тетрадь) эпизод из жизни защитника нашей Родины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

92 − = 89