Детская игровая поэзия на уроках литературного чтения. Скороговорки

  • Архипова Александра Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе I ступени

Содержание:

  1. Детская игровая поэзия.
  2. Скороговорка – особый жанр устного народного творчества.
  3. Немного истории…
  4. Из опыта. Планирование уроков литературного чтения по теме
    “Скороговорка”
  5. Приложение. Материалы к урокам литературного чтения по теме
    “Скороговорка”

Едва ли можно найти
материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского
возраста
и потому
самый занимательный,
чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью…

Это – детский фольклор.

Ученики 3 «А» класса

И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки,
скороговорки, побасенки и прочая стихотворная “шумиха”, которую в житейском
обиходе принято считать пустой забавой.

На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры,
которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в
совершенстве
, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить
любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.

Как же научиться играть в стихи и со стихами? Очень просто. Их нужно читать и
знать наизусть. Иначе игра не состоится. Не во что будет играть. Ведь веселое и
смешное стихотворение – это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила игры
заключены в самом тексте, в его назначении и содержании.

Скороговорки – это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной
фразы, в подтрунивание над детскими ошибками…

В то же время это – стихи, детская игровая поэзия, свой особый, свойственный
только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.
Все многообразие мира
дети воспринимают не так как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И.Чуковский,
“Словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами
предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными
образами”. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии,
детских художественных вкусов и творческих возможностей.

В 3-м классе на уроках литературного чтения (система развивающего обучения
Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
мои ученики впервые знакомятся со
скороговорками, как особым жанром устного народного творчества и открывают
законы его построения.
Чем больше дети узнают скороговорок, чем больше
вслушиваются в их звучание, тем более отчетливо проявляется у них желание
самостоятельно сочинить свою скороговорку и получить от одноклассников
(критиков) рецензию. Отсюда всего один шаг до нового увлечения – сочинения
собственных текстов
. Эта приобретенная способность к сочинительству – игра и
вместе с тем награда за труд. Она открывает моим девчонкам и мальчишкам путь
к самосовершенствованию
.

Надеюсь, что наш литературный и педагогический опыт окажется полезным и
заинтересует не только коллег, работающих в системе развивающего обучения, но и
многих учителей, ведущих активный творческий поиск.

Что же такое скороговорка?

Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение
труднопроизносимых фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза ее
ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а
повторяют со слуха, что значительно труднее.

Немного истории…

Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но
содержание многих текстов говорит об их древности.
Скороговорка “Семь – те
стрел каленых, страшилище” могла появиться до массового распространения
огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение “те”. В некоторых
текстах встречается древняя форма счета: “Полчетверта четверика гороху без
червоточинки”. В скороговорке “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу”
слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом. Тексты
подобных скороговорок отразили различные стороны жизни народа, его быта,
интересов, верований, суеверий.

Впервые опубликовал солидное собрание скороговорок (49 текстов) В.И.Даль в
“Пословицах русского народа” в 1862 году.

Записи, произведенные фольклористами во второй половине девятнадцатого –
начале двадцатого века, показали, что взрослые люди постепенно утратили интерес
к скороговорке, но все – же видели педагогическую ценность этого жанра и
всячески
поощряли употребление скороговорок детьми. Задача
скороговорки – весело учить чистоте произношения трудных звуков и фраз,
содействовать преодолению косноязычия, развивать чувство языка.

Современные исследователи отмечают особую популярность скороговорок, тексты
которых имеют сложное и богатое звуковое оформление
(обилие аллитераций,
частые повторы, внутренние рифмы…)

Сосед спросил соседа:
Сколько стоит воз сена?
Сосед сказал соседу:
Стог сена стоит сто сот.

Ехал грека через реку.
Видит грека – в реке рак.
Сунул грека в реку руку.
Рак за руку грека – цап!

Планирование уроков литературного чтения по теме “Скороговорка”.

№ урокаТема урока
1История появления скороговорок на Руси. Древние и
современные скороговорки
2–3Структура жанра “Скороговорка”
4Анализ авторских текстов учащихся
5Конкурс скороговорок “Все скороговорки не
перескороговорить…”
6Урок-презентация коллекций скороговорок, собранных
учащимися

Материалы к урокам.

№ урокаМатериалы
4Скороговорка. Анализ авторских текстов учащихся.
Приложение 1.
4Результаты творческих работ учащихся по литературному
чтению. Анализ учителя. Приложение 2.
4Авторские скороговорки. В литературный журнал класса.
Приложение 3.
5Заявка на участие в конкурсе и прогностическая оценка
учащихся. Приложение 4.
5Заполненная заявка на участие в конкурсе и рефлексия
учащихся. Приложение 5.
5Протокол жюри конкурса “Все скороговорки не
перескороговорить…”. Приложение 6.
6Детские коллекции скороговорок.
Приложение 7.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018