Урок литературного чтения во 2-м классе. И.А. Крылов. Стрекоза и муравей

  • Шевцова Наталья Михайловна, учитель начальных классов

Цели урока:

  • познакомить учащихся с басней И.А.Крылова
    “Стрекоза и Муравей”;
  • развивать правильную выразительную речь,
    развить навыки выразительного чтения,
    инсценировки, творческое воображение,
    сценическое искусство; развивать умение
    работать в парах, группах сменного состава;
  • воспитывать отзывчивость, способность
    сопереживать, сострадать.

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • слайды;
  • учебник “Родная речь” 2 класс 1 часть, авторы:
    Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,
    Москва 2008 г.

Ход урока

I. Организационный момент.


Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Речевая разминка.


Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.

— Прочитайте это стихотворение хором, с веселой
интонацией, с сердитой интонацией, с замедлением,
скороговоркой.

III. Актуализация знаний.

— На прошлом уроке мы познакомились с
творчеством И.А.Крылова. (Сопровождается показом
слайдов)

— Давайте вспомним, что такое басня? (Басня это
короткий рассказ или стихотворение с
нравоучительным содержанием, в котором под видом
животных высмеиваются люди с их недостатками.)

— Кто главные герои басен? (Главные герои басен
– животные, в которых мы легко узнаем людей.)

— Что такое мораль? (Мораль – вывод, поучение,
где объясняется смысл басни.)

— Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?

Рисунок 1

(Иван Андреевич Крылов — русский баснописец,
автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал
общественные и человеческие пороки: лень,
неряшливость, эгоизм. В Санкт-Петербурге, в
Летнем саду установлен памятник Крылову,
изображенного среди героев своих басен — разных
зверей и птиц. Памятник был сооружен на деньги,
которые собирали по всей России.)

(Сопровождается показом слайдов)

— На уроках внеклассного чтения мы с вами
знакомились с баснями Крылова. Угадайте, как
называются эти басни?

Сопровождается показом слайдов — Ворона и
лисица, Мартышка и Очки, Слон и Моська.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

IV. Проверка домашнего задания.

— Что было задано на дом?

Выразительное чтение учащимися басни “Лебедь,
Щука и Рак”.

V. Постановка учебной задачи.

— Отгадай загадку:

Самолётик лёгкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …

(Показ слайдов) Стрекоза.

Рисунок 5

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …

(Показ слайдов) Муравей.

Рисунок 6

— Назовите насекомых, о которых вы отгадали
загадки. (Стрекоза и муравей)

— Это название басни, с которой мы сегодня
познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов.

VI. Изучение нового материала.

— Откройте учебники на странице 106.

1) Первичное чтение басни. Басню читает
Игорь Ильинский. Мультимедиазвук.

2) Проверка восприятия.

— Понравилась вам басня?

— О ком и о чем говорится в басне?

3) Словарная работа.

— Какие незнакомые слова встретились в басне?

Зима катит в глаза — неожиданно наступает
зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай,
цветы и травы увяли, засохли, животные и
насекомые попрятались, птицы улетели, в поле
стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.

4) Анализ иллюстрации в учебнике.

— Какой мы видим Стрекозу на рисунке?

— Каким мы видим Муравья?

5) Первичное чтение басни учениками.

— Прочитайте басню самостоятельно.

— Обратите внимание, как Стрекоза жила летом, и
как с наступлением холодов.

6) Процесс осмысления текста.

— Кто из героев вам понравился больше и почему?

— Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?

VII. Анализ литературного произведения.

Выборочное чтение.

— Как жила Стрекоза летом? Какой она была?
Прочитайте. (Показ слайдов)

Рисунок 7

— Что произошло со Стрекозой с наступлением
холодов? Прочитайте.

(Показ слайдов)

Рисунок 8

— Почему она пошла просить о помощи Муравья?

— Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.

— Почему он отказал Стрекозе в помощи?

— Справедливо или нет, поступил Муравей?

— Ребята, а вам жаль Стрекозу?

VIII. Физминутка-чистоговорка.


Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8
хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянке под кустом муравьишка строит дом (8
хлопков)
Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8
хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8
хлопков)
Мись-мись-мись-мись. (приседания)

IХ. Закрепление изученного материала.

1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное
чтение
.

— Прочитайте текст самостоятельно, подумайте,
сколько действующих лиц в басне?

— Как надо читать этот текст по ролям? Обратите
внимание, на письме речь берется в кавычки.
Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки
закрываются – речь заканчивается.

2) Чтение по ролям. Инсценирование басни.

— Сколько действующих лиц в басне?

— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья,
чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор?
Попробуем прочитать по ролям. (Читает 1 пара
учеников
)

— А теперь прочитаем по ролям отрывок очень
выразительно, пропуская слова автора. Читаем
слова только в кавычках. Кому они принадлежат?

— Как будем их читать? (Читает 2 пара учеников)

3) Работа с пословицами. Работа в группах
сменного состава.

— Соберите пословицы.

— Какие пословицы выражают главную мысль басни?
(Сопровождается показом слайдов)

Пословицы.

1) Поспешишь … …один отрежь.

2) Семь раз примерь… …потехе час.

4) Делу время… …. людей насмешишь.

— Какие еще пословицы о труде вы знаете?

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до
вечера, коли делать нечего. Лето пролежишь, зимой
с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет
зимой)

4) Просмотр фрагмента мультфильма “Стрекоза и
Муравей”.

— Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма
“Стрекоза и Муравей”. Посмотрите внимательно,
какая пословица встречается в этом мультфильме.

5) Анализ просмотра.

— Каким показан в мультфильме Муравей?
(Трудолюбивым, серьезным, думает о дальнейшей
судьбе)

— Какой показана Стрекоза? (Ленивая,
беззаботная, легкомысленная)

— Какая пословица встречается в мультфильме?

Рисунок 9

X. Работа в парах. Выразительное чтение
учащимися.

XI. Рефлексия.

— С какой басней Крылова мы сегодня
познакомились?

— Кого подразумевает под животными Крылов?

— Что осуждается в этой басне? (Беспечность,
леность, черствость, эгоизм)

— Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя)

— Какая пословица перекликается с сюжетом этой
басни? (Делу время, потехе час). Иван Андреевич
Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить.
Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни,
а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

XII. Выставление оценок. Спасибо всем за
работу.

XIII. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018