Урок письма и развития речи Правописание сложных слов. Соединительные глассные О и Е в сложных словах. 8-й класс

  • Евдокимова Евгения Владимировна, учитель русского языка и чтения

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (584,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием « сложные слова», показать на примерах принцип образования сложных слов;

Задачи урока:

  • учить образованию сложных слов с путем сложения корней; повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; дать понятие «соединительная гласная»;
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативную сторону речи;
  • воспитывать культуру интеллектуального труда;
  • коррегировать речемыслительные процессы, зрительное восприятие.

Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность.

Вид урока: комбинированный, с применением проблемно-диалогической технологии.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Межпредметные связи: русский язык, психология, чтение.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.

Речевой материал: сложное слово

Подготовка к уроку: класс разделён на 3 группы (минимальный уровень, средний уровень, высокий уровень).

этапа Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся Средства обучения Результат этапа
1. Мобилизующее начало урока. Цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность. Психологический настрой. (см. Приложение 1). Читает текст настроя. Слушают с закрытыми глазами, воспринимают Словесные

Слайд № 1.

Готовность уч-ся к уроку, организация внимания.
2. Актуализация знаний

Цель: актуализировать представления о понятиях «корень», «однокоренные слова»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у детей знаний.

Речевая разминка:

Как-то много лет назад Посадили странный сад: Не был сад фруктоаым – Был он только словом. Это слово – слово – корень – Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло…

– Прочитайте с интонацией радости, восхищения. – Обратите внимание на корень этого дерева и его плоды. Они помогут вам образовать новые слова. Запишите эти слова и выделите части слова. – Что можно сказать обо всех этих словах? (Однокоренные).

Демонстрирует слайд № 2.

Демонстрирует слайд № 3

Демонстрирует слайд № 4.

Учащиеся читают текст стихотворения 2-4 раза с разной интонацией.

Образование слов. Работа в тетради.

Самопроверка. Самооценка.

Словесные Практические Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Принятие уч-ся цели занятия

Подготовка речевого аппарата к процессу говорения на уроке.

Составлена группа однокоренных слов.

Выполнены корректирующие действия.

3. Постановка проблемы

Цель: определить тему урока.

Дан ребус: Какое слово получилось? – Запишите его и выделите корень. – Почему вы по-разному выделили корень? – Сколько слов «спряталось» в одном слове? – Сколько корней в слове? (2) – Какая из версий, записанная на доске, правильная?

– Как называют слова, имеющие два корня? Порассуждаем. – Какова тема нашего урока?

– Какую цель мы поставим перед собой?

– Ребята, сегодня нам предстоит провести исследовательскую работу, в результате которой мы найдём новый способ образования слов.

Демонстрирует слайд № 5

Подведение к теме урока.

Подведение к формулировке цели. Уточняет, конкретизирует тему урока и цель.

Разгадывают ребус

По одному от каждой группы дети выходят к доске и записывают свои варианты ответа. Проверка. Проговаривание.

Высказывают предположения. Проверка.

Определяют тему урока, прочитав определение

Ставят цель урока

Слайд № 5

Ребус.

Слайд № 6

Слайд № 8

Слайд № 7

Усвоение нового материала, определена цель урока, тема.
4. Проектирование и фиксация нового знания

Цель: формировать умение образовывать слова.

– Даны пары слов. Какие слова можно получить, соединив корни?

Камни, падать Рыба, ловить

– При помощи чего вам удалось соединить корни? – Как бы вы назвали такие гласные? Какую роль они выполняют? (Соединительные)

Демонстрирует слайд № 9

Задаёт вопрос.

Выделяют корни слов.(устно) Записывают полученные слова. Называют гласные О, Е

Высказывают предположения.

Слайд № 9

Формирование умения образовывать новые слова.
5. Физминутка

1) Пыль увижу-заворчу, Заворчу и проглочу. (Пылесос)

2) За дымком, за свистком Братья бегают гуськом. (Паровоз)

3) Он в безбрежном океане Туч касается крылом, Развернётся над лугами – Отливает серебром. (Самолёт)

4) Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог)

5) Кубарем с горы скатился И за что-то зацепился, И забрал с собой друзей – Сразу несколько камней. Все посыпались как град – Что же это? (Камнепад)

– На какие группы вы сможете разделить эти слова? (с О, Е)

Учитель загадывает загадки Дети с помощью пантомимы и звуков изображают предмет-отгадку.

Деление слов на 2 группы. Проверка. Вывод.

Слайд № 10

Поочерёдно появляются слова на экране

Слайд № 11

Слова разбиты на 2 группы

Расслабление, отдых уч-ся, артикуляционная гимнастика, двигательная.

Выполнена группировка слов.

6.

7.

Наблюдение над соединительной гласной в сложных словах

Цель: подвести к формулированию правила написания соединительных гласных в сложных словах.

– Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная О, а в других – Е?

– А теперь проверим: правильный ли вывод мы сделали?

Упражнения в правописании сложных слов

Цель: развивать умение образовывать и записывать сложные слова. – Предлагаю вам поработать в группах: потренироваться образовывать сложные слова.

Задание для 1 группы (минимальный уровень)

копать Земля делать владеть мерить пахать

Задание для 2 группы (на карточках) (средний уровень)

Листья, падать – Лес, рубить – Лёд, ходить – Сосать, пыль – Каша, варить – Сад, водить – Сталь, варить – Волна, резать – Сам, варить – Рыба, ловить – Вода, падать – Пешком, ходить – Вертушка, летать –

Задаёт проблемный вопрос, даёт время для обсуждения.

Выслушивает ответы уч-ся.

Контроль, координация работы уч-ся.

Устная работа с 1 группой. Учить строить полный ответ.

Обсуждение в группах

Читают правило, стр. 37

Работа в группах.

2 группа – работа по карточкам 3 группа – выполнение упр. № 51 (высокий уровень)

2-3 группы – Взаимопроверка, самоконтроль. Самооценка.

Словесные

Наглядные Словесные

Слайд № 12 Задание для 1 группы

Слайд №13 (работа с 1 группой).

Вывод, формулирование правила

Формирование умения образовывать и записывать слова, выделять корни, подчёркивать соед. гласные.

8. Зарядка для глаз

– Посмотрите на экран. – О ком говорят, употребляя в речи слова жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый?

– Какими чертами характера обладаете вы?

– Когда мы употребляем эти слова?

светловолосый темнокожий голубоглазый темноволосый чернобровый

Какие черты своей внешности вы можетеописать сложными словами?

– Напишите, как назовёте человека, у которого:

Добрая душа Мягкое сердце Острый ум Рыжие волосы Зелёные глаза

Прочитайте слова.

Даёт задание

Объясняют смысл слов.

Называют черты характера.

Ответы уч-ся.

Дети называют внешние признаки.

Работа в тетради Запись слов. Выделение корней, соед. гласных.

Самопроверка

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Расслабление, умение называть черты характера человека, его внешности.
9. Рефлексия учебной деятельности

Цель: оценить собственную деятельность, зафиксировать неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы.

– Что такое сложные слова? Выберите верный ответ: – все непонятные слова называются сложными; – все длинные слова называются сложными; – слова, в которых два корня, называются сложными. – У кого возникли сложности на уроке? – Как вы думаете, всё ли мы узнали о сложных словах?

Представляет алгоритм.

Оценивает деятельность уч-ся на уроке.

Выбирают верный ответ.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Слайд № 18

Закрепление понятия.

Анализ собственной деятельности на уроке.

10. Домашнее задание

1) Вы хотите поиграть? Слово надо отгадать! (упр. 53, стр.38).

2) Хочешь знания проверить? Составляй тогда слова. Но запомни, что корней в них Не один, а целых два! (упр. 52, стр.38)

3) Творческое задание: сочинить сказку, используя в ней сложные слова.

Даёт пояснения, рекомендации по выполнению заданий. Выбирают тип задания, № задания. Слайд № 19 Выбор задания по силам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 4 =