Урок письма и развития речи Правописание сложных слов. Соединительные глассные О и Е в сложных словах. 8-й класс

  • Евдокимова Евгения Владимировна, учитель русского языка и чтения

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (584,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить учащихся с
понятием « сложные слова», показать на примерах
принцип образования сложных слов;

Задачи урока:

  • учить образованию сложных слов с путем сложения
    корней; повторить понятия «корень»,
    «однокоренные слова»; дать понятие
    «соединительная гласная»;
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать
    коммуникативную сторону речи;
  • воспитывать культуру интеллектуального труда;
  • коррегировать речемыслительные процессы,
    зрительное восприятие.

Тип урока: урок открытия и усвоения
новых знаний через исследовательскую
деятельность.

Вид урока: комбинированный, с
применением проблемно-диалогической технологии.

Методы обучения: словесные, наглядные,
практические.

Межпредметные связи: русский язык,
психология, чтение.

Оборудование: мультимедийный
проектор, карточки.

Речевой материал: сложное слово

Подготовка к уроку: класс разделён на 3
группы (минимальный уровень, средний уровень,
высокий уровень).


этапаСодержание учебного
материала
Деятельность учителяДеятельность учащихсяСредства обученияРезультат этапа
1.Мобилизующее начало урока.
Цель: создать мотивацию к включению в учебную
деятельность.
Психологический настрой. (см. Приложение
1
).
Читает текст настроя.Слушают с закрытыми глазами,
воспринимают
Словесные

Слайд № 1.

Готовность уч-ся к уроку, организация
внимания.
2.Актуализация знаний

Цель:
актуализировать представления о понятиях
«корень», «однокоренные слова»; зафиксировать
ситуацию, демонстрирующую недостаточность
имеющихся у детей знаний.

Речевая разминка:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад:
Не был сад фруктоаым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень –
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло…

– Прочитайте с интонацией радости, восхищения.
– Обратите внимание на корень этого дерева и его
плоды. Они помогут вам образовать новые слова.
Запишите эти слова и выделите части слова.
– Что можно сказать обо всех этих словах? (Однокоренные).

Демонстрирует слайд № 2.

Демонстрирует слайд № 3

Демонстрирует слайд № 4.

Учащиеся читают текст стихотворения 2-4 раза с
разной интонацией.

Образование слов.
Работа в тетради.

Самопроверка.
Самооценка.

Словесные
Практические
Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Принятие уч-ся цели занятия

Подготовка речевого аппарата к процессу
говорения на уроке.

Составлена группа однокоренных слов.

Выполнены корректирующие действия.

3.Постановка проблемы

Цель:
определить тему урока.

Дан ребус: Какое слово получилось?
– Запишите его и выделите корень.
– Почему вы по-разному выделили корень?
– Сколько слов «спряталось» в одном слове?
– Сколько корней в слове? (2)
– Какая из версий, записанная на доске,
правильная?

– Как называют слова, имеющие два корня?
Порассуждаем.
– Какова тема нашего урока?

– Какую цель мы поставим перед собой?

– Ребята, сегодня нам предстоит провести
исследовательскую работу, в результате которой
мы найдём новый способ образования слов.

Демонстрирует слайд № 5

Подведение к теме урока.

Подведение к формулировке цели.
Уточняет, конкретизирует тему урока и цель.

Разгадывают ребус

По одному от каждой группы дети выходят к доске
и записывают свои варианты ответа.
Проверка. Проговаривание.

Высказывают предположения.
Проверка.

Определяют тему урока, прочитав определение

Ставят цель урока

Слайд № 5

Ребус.

Слайд № 6

Слайд № 8

Слайд № 7

Усвоение нового материала, определена
цель урока, тема.
4.Проектирование и фиксация нового
знания

Цель: формировать умение
образовывать слова.

– Даны пары слов. Какие слова можно получить,
соединив корни?

Камни, падать
Рыба, ловить

– При помощи чего вам удалось соединить корни?
– Как бы вы назвали такие гласные? Какую роль они
выполняют? (Соединительные)

Демонстрирует слайд № 9

Задаёт вопрос.

Выделяют корни слов.(устно)
Записывают полученные слова.
Называют гласные О, Е

Высказывают предположения.

Слайд № 9

Формирование умения образовывать новые
слова.
5.Физминутка

1) Пыль
увижу-заворчу,
Заворчу и проглочу. (Пылесос)

2) За дымком, за свистком
Братья бегают гуськом. (Паровоз)

3) Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернётся над лугами –
Отливает серебром. (Самолёт)

4) Кто один имеет рог?
Отгадайте! (Носорог)

5) Кубарем с горы скатился
И за что-то зацепился,
И забрал с собой друзей –
Сразу несколько камней.
Все посыпались как град –
Что же это? (Камнепад)

– На какие группы вы сможете разделить эти
слова? (с О, Е)

Учитель загадывает загадкиДети с помощью пантомимы и звуков
изображают предмет-отгадку.

Деление слов на 2 группы. Проверка. Вывод.

Слайд № 10

Поочерёдно
появляются слова на экране

Слайд № 11

Слова разбиты на 2 группы

Расслабление, отдых уч-ся,
артикуляционная гимнастика, двигательная.

Выполнена группировка слов.

6.

7.

Наблюдение над соединительной
гласной в сложных словах

Цель: подвести к
формулированию правила написания
соединительных гласных в сложных словах.

– Почему в одних случаях в сложных словах
пишется соединительная гласная О, а в других – Е?

– А теперь проверим: правильный ли вывод мы
сделали?

Упражнения в правописании сложных слов

Цель: развивать умение образовывать и
записывать сложные слова.
– Предлагаю вам поработать в группах:
потренироваться образовывать сложные слова.

Задание для 1 группы (минимальный уровень)

копать
Земля делать
владеть
мерить
пахать

Задание для 2 группы (на карточках)
(средний уровень)

Листья, падать –
Лес, рубить –
Лёд, ходить –
Сосать, пыль –
Каша, варить –
Сад, водить –
Сталь, варить –
Волна, резать –
Сам, варить –
Рыба, ловить –
Вода, падать –
Пешком, ходить –
Вертушка, летать –

Задаёт проблемный вопрос, даёт время для
обсуждения.

Выслушивает ответы уч-ся.

Контроль, координация работы уч-ся.

Устная работа с 1 группой. Учить строить полный
ответ.

Обсуждение в группах

Читают правило, стр. 37

Работа в группах.

2 группа – работа по карточкам
3 группа – выполнение упр. № 51 (высокий
уровень)

2-3 группы –
Взаимопроверка,
самоконтроль.
Самооценка.

Словесные

Наглядные
Словесные

Слайд № 12
Задание для 1 группы

Слайд №13
(работа с 1 группой).

Вывод, формулирование правила

Формирование умения образовывать и записывать
слова, выделять корни, подчёркивать соед.
гласные.

8.Зарядка для глаз


Посмотрите на экран.
– О ком говорят, употребляя в речи слова жизнерадостный,
любознательный, трудолюбивый?

– Какими чертами характера обладаете вы?

– Когда мы употребляем эти слова?

светловолосый
темнокожий
голубоглазый
темноволосый
чернобровый

Какие черты своей внешности вы
можетеописать сложными словами?

– Напишите, как назовёте человека, у которого:

Добрая душа
Мягкое сердце
Острый ум
Рыжие волосы
Зелёные глаза

Прочитайте слова.

Даёт задание

Объясняют смысл слов.

Называют черты характера.

Ответы уч-ся.

Дети называют внешние признаки.

Работа в тетради
Запись слов.
Выделение корней, соед. гласных.

Самопроверка

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Расслабление, умение называть черты
характера человека, его внешности.
9.Рефлексия учебной деятельности

Цель:
оценить собственную деятельность, зафиксировать
неразрешённые затруднения, если они есть, как
направление будущей работы.

– Что такое сложные слова?
Выберите верный ответ:
– все непонятные слова называются сложными;
– все длинные слова называются сложными;
– слова, в которых два корня, называются
сложными.
– У кого возникли сложности на уроке?
– Как вы думаете, всё ли мы узнали о сложных
словах?

Представляет алгоритм.

Оценивает деятельность уч-ся на уроке.

Выбирают верный ответ.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Слайд № 18

Закрепление понятия.

Анализ
собственной деятельности на уроке.

10.Домашнее задание

1) Вы хотите
поиграть?
Слово надо отгадать! (упр. 53, стр.38).

2) Хочешь знания проверить?
Составляй тогда слова.
Но запомни, что корней в них
Не один, а целых два! (упр. 52, стр.38)

3) Творческое задание: сочинить сказку,
используя в ней сложные слова.

Даёт пояснения, рекомендации по
выполнению заданий.
Выбирают тип задания, № задания.Слайд № 19Выбор задания по силам.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018