Каноны постановки натюрморта

  • Стексова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Закрепление знаний о натюрморте как о жанре изобразительного искусства;
  2. Знакомство с принципами подчинения геометрическим формам постановок натюрморта;
  3. Закрепление практических навыков: а) составление из предметов натюрморт; б) свободно без напряжения работать карандашом;

Развивающие:

  1. Развитие творческого воображения, композиционного мышления, художественного вкуса;
  2. Развитие мелкой моторики мышц кистей рук.

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к изобразительному искусству;
  2. Формирование внутреннего мира, его нравственно-эстетической воспитанности.

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия “Каноны постановки натюрморта”.

II. Вступительная беседа

– Вы все знаете, что натюрморт в переводе с Франц. означает буквально “мертвая натура”. Но англичане и голландцы называли этот жанр по-другому – “тихая жизнь”.

– А как Вы думаете почему?

Дети отвечают.

Да, правильно. Они тихонечко себе стоят, и никто на них не обращает внимание. Кроме художников. Художник нашел в предметном мире, окружающем нас, прекрасное, и хочет заставить зрителя по-новому взглянуть на окружающие предметы, увидеть красоту в самых обыкновенных вещах. Художники изображают самые обычные вещи, это красиво и поэтично. Одни любят натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие пишут на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов.

Показ репродукций: П.Клас “Завтрак с ветчиной”, В.Хеда “Завтрак с ежевичным пирогом”, Ф.Снейдерс “Натюрморт с лебедем”, И.Хруцкий “Цветы и плоды”, В.Гог “Пара ботинок”, “Подсолнухи” и др.

Вещи являются свидетелями времени, и натюрморты многое могут нам рассказать: о характере человека, хозяина этих вещей; его мысли и чувства; его профессию; могут передавать и разные события и др. Например, И.Машкова “Снедь московская. Хлебы” словно передает аромат свежеиспеченного хлеба, предлагает полюбоваться богатством и разнообразием булок, батонов, караваев и калачей.

(Снедь – пища, еда).

И. И. Машков. “Снедь московская. Хлебы”. 1924 год. Третьяковская галерея.

III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала

– При постановке натюрморта художники используют правила (каноны) постановки. С некоторыми уже познакомились на предыдущих занятиях. Давайте их вспомним.

  1. Предметы должны иметь смысловую связь.
  2. Композиционный центр всегда хорошо выражен. Обычно он стоит на втором плане.
  3. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и по диагонали.
  4. Натюрморт смотрится лучше по возрастающей – слева направо, как мы привыкли читать.
  5. При постановке натюрморта ищите гармонию и уравновешенность масс, внутреннюю связь предметов, драпировок и цвета.
  6. Учитывать промежутки между предметами.
  7. Рядом с крупными вещами нельзя ставить очень мелкие. Нужны какие-то промежуточные по величине объекты, которые связывают эти массы.
  8. Первый план требует детальной проработки. Ставим сюда предметы яркие, контрастные, мелкие.
  9. Второй план – крупный, главный объект и уравновешивающие его предметы средней величины.
  10. Фон – не должен быть активнее предметов.
  11. Складки и направление драпировок желательно уложить так, чтобы они замыкали изображенное пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции.
  12. Расстояние от рисующего до натюрморта должно быть равно примерно 2-3 величинам постановки.

Правильно!

IV. Этап усвоения новых знаний

– И сегодня я Вас познакомлю еще с одним правилом. Постановка натюрморта организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме. Чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, круг.

Мысленно выделяем точки (контуры натюрморта) и соединяем их. У нас получается геометрическая форма. Этот способ был известен художниками с древнейших времен, им пользовались многие мастера. Давайте проверим это на репродукциях знаменитых художников.

Показ репродукций: Ф.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”, Петров-Водкин “Натюрморт. Свеча и графин”, Ю.Васнецов “Натюрморт с большой рыбой”, Волков “Натюрморт”, И.Хруцкий “Натюрморт с грибами” и др.

(Параллелограмм – четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны. Частные виды параллелограммов: прямоугольник, ромб, квадрат.)

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала

– Сейчас я раздам Вам карточки, на которых изображены натюрморты, у всех они разные. Вы должны определить, в какую геометрическую форму вписывается ваш натюрморт.

Дети отвечают

Молодцы! Все справились с заданием.

VI. Этап закрепления нового материала

– Теперь поупражняемся в составлении натюрморта. Вы все помните каноны постановки натюрморта. Давайте, каждый, составит свой натюрморт.

Составляют. Коллективно определяем, какой геометрической фигуре подчиняется каждый натюрморт. Автор, составитель натюрморта, в обсуждении не принимает участие. Только в конце подтверждает, какой геометрической форме подчинен его натюрморт.

Молодцы! Сейчас выбираем лучший натюрморт, чтобы рисовать его, а остальные убираем.

Если ребята выбрали два или три натюрморта, то пусть рисуют тот, который им больше понравился.

– А почему он Вам больше понравился?

– Одно из условий удачной работы – привлекательность натуры. Скучный натюрморт – быстро утомляет, появляется желание поскорее, и как попало, завершить работу. А, работая над хорошим натюрмортом, Вы получите удовольствие, ощутите эмоциональный подъем. Ваше внимание долгое время будет целиком захвачено изобразительным процессом.

VII. Практическая работа

– Ставим мольберты. Приступаем к работе. Наша задача сегодня – закомпоновать натюрморт.

Практическая работа. Проверяю, все ли правильно сидят за мольбертом. Следить за спинами детей, чтобы не сутулились.

При изображении натюрморта правильность композиции определяется расположением предметов на листе бумаги. Чтобы изображение было: не слишком велико, мало и сдвинуто вверх, сдвинуто вниз. Для правильного расположения предметов на бумаге можете воспользоваться видоискателем.

Этап работы:

  1. Изучить натуру.
  2. Легкими линиями без детальной прорисовки наметить расположение основных масс предметов, желательно не больше натуральной величины.
  3. Если композиция Вас удовлетворяет, прорисуйте их поточнее.
  4. Линии должны быть легкими. Не нажимайте на карандаш.

VIII. Этап подведения итогов занятия

– Спасибо всем! Все справились. На следующем занятии мы продолжим работу, будем работать акварельными красками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

22 − 16 =