Исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам

  • Бойко Юлия Владимировна, педагог-психолог
  • Червякова Лариса Анатольевна, педагог-психолог

Введение:

Весьма действенным фактором, способствующим формированию у учащихся потребности в учении и возбуждающим их познавательную активность, является личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет предметом, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим широким кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и у учащихся появляется внутреннее стремление к учению.

На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие и углубляющие внутренний интерес. Среди них противоречие между необходимостью в знаниях, умениях, навыках и их отсутствием, что формирует потребность в познавательной деятельности; удовольствие от успеха; осознание общественной важности успешной учебы. Эти движущие силы, будучи приведенными в действие, порождают опосредованный глубокий внутренний познавательный интерес, сопутствующий учебной деятельности.

Непосредственный и внутренний интересы могут быть как едины, так и противоположны. Источником одного из них является “познавательный рефлекс”, другого педагогически организованный упорный труд. Первый проявляется как кратковременное психическое состояние познавательной направленности, второй как черта характера, рожденная упорным познавательным трудом.

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. В данной статье мы предоставляем методику исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам

Цель работы: изучение уровня познавательной активности учащихся по предметам, анализ динамики изменения в результате проведения ряда мероприятий по повышению познавательной активности.

Задачи: определение уровня познавательной активности для выявления доминирующей направленности личности с целью проведения мероприятий, способствующих повышению познавательной активности; разработка рекомендательной базы; выявление психологических предпочтений к педагогу.

Этапы проведения:

  • первичная диагностика познавательной активности, выявление проблематики, выработка направления деятельности и разработка рекомендательной базы.
  • проведение мероприятий по повышению познавательной активности.
  • контрольное диагностирование, выявление динамики. Определение эффективности проводимых мероприятий.

Форма проведения: групповая.

Материал: бланк анкеты.

Процедура исследования: после раздачи бланков и заполнения сведений об учащемся дается инструкция и разбирается пример. Если что-либо непонятно, снова зачитывается инструкция и разбирается пример. Затем дается команда “приступайте”.

Во время тестирования психолог следит за тем, чтобы каждый работал самостоятельно.

После обработки данных результаты тестирования заносятся в матрицы.

Анкета. Исследование познавательной активности учащихся.

Ф.И.О. ________ класс ________ Дата ________

Инструкция: Ребята, Вам предложена анкета, которая состоит из 8 вопросов с тремя вариантами ответов, о том, какому школьному предмету вы отдаете наибольшее предпочтение.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию, класс и дату.

Отвечая на первый вопрос анкеты, выберите один или несколько предметов и поставьте под ним знак “+”. В дальнейшем, отвечая на следующие вопросы анкеты, ставьте “+” только под выбранными предметами, таким образом, вопросы будете соотносить к Вашим выбранным школьным предметам.

Предметы

Вопросы:

1 2 3 4 5 6 7 8
1. Какие предметы тебя интересуют больше всего? (Выбери один или несколько и дальше заполняй в графах этого предмета)
2. Люблю предмет потому, что а) нравится, как преподает учитель
б) получаю удовольствие при изучении
в) легко усваивается
3. Как часто ты занимаешься этим предметом? а) часто
б) иногда
в) очень редко
4. Читаешь ли ты дополнительную литературу по интересующему тебя предмету? а) постоянно, много
б) иногда
в) мало, совсем не читаю
5. Тебе хочется знать, понять, докопаться до сути? а) почти всегда
б) иногда
в) очень редко
6. Где посещаешь курсы, расширяющие твои знания по этому предмету? а) в гимназии
б) в другом месте
в) не посещаю
7. Откуда получаешь интересующую тебя информацию по данному предмету? а) из книг, журналов
б) из интернета
в) только из учебников
8. Задаешь ли ты вопросы учителю по интересующему тебя предмету? а) часто
б) иногда
в) редко

Обработка результатов.

Количество заданных предметов может варьироваться, в зависимости от поставленных вами целей, для данной методики желательно не менее 5, не более 9 школьных предметов.

Пример:

  • математика
  • иностранный язык
  • русский язык
  • литература
  • и т.д.

Если учащийся выбирает 1 предмет, рассматриваем ПА как низкую, при выборе 2-3 предметов как среднюю, 4 предмета и более – высокая, но возможно выбор, очень большого количества предметов говорит о том, что внимание ученика рассредоточено, что является отрицательным результатом.

Таблицы 1–4. Приложение

Заключение:

Механизмом и одновременно движущей силой учебной деятельности учащихся является преодоление противоречий, в процессе которых образуются и постепенно осознаются ими действительные мотивы и стимулы. Формирование личности в процессе обучения проходит путь от социально ценных мотивов к более сложной познавательной деятельности и разрешению новых противоречий. В развитии этих направлений планируется работа в следующем учебном году, после чего данные будут сопоставлены, что поможет выявить наиболее продуктивные обучающие программы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 8 = 18