Обособленные определения и обстоятельства. 8-й класс

  • Рыбакина Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • закрепление знаний об обособленных определениях и обстоятельствах;
  • закрепление умений и навыков обособления определений и обстоятельств.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Сообщение цели урока

II. Закрепление

1. Повторение теории. Взаимопроверка

– Какие члены предложения называются обособленными? – Вспомните случаи обособления определений. – Вспомните случаи обособления обстоятельств.

Ребята, сейчас мы с вами вспомним случаи обособления определений и обстоятельств.

Приложение 4. Слайд 1. Обособленные определения и обстоятельства.

На доске схемы.

Определения обособляются:

1. Определение обособляется, если определяемое слово на первом месте.

Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству.

2. Определение обособляется, если относится к личному местоимению.

Низенький и коренастый, он обладал страшною силою в руках.

3. Определение обособляется, если определяемое слово стоит на втором месте, но определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить свое восхождение (почему?).

4. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются для выделения какого-либо признака или для усиления выражаемого ими значения.

Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару.

Определение не обособляется:

1. Определение не обособляется, если определяемое слово стоит после определения.

Равный по величине доброму княжеству бор окружал нас со всех сторон.

2. Определение не обособляется, если определение связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, в состав которого оно входит.

В марте зерно лежало ссыпанное в закрома.

3. Определение не обособляется, если определяемое слово выражено определительным, указательным, притяжательным, неопределенным местоимением, отрицательным местоимением.

Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.

Обстоятельства обособляются:

1. Деепричастие и деепричастный оборот обособляются, независимо от места, которое занимает глагол – сказуемое.

Окна разинув, стоят магазины. Казаки разъехались, не договорившись. Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее.

2. Для смыслового выделения или пояснения могут выделяться обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами или предложными сочетаниями: благодаря, ввиду, вопреки, вследствие, несмотря на и др.

Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню, улица сельца Марьинского снова оживилась.

Обстоятельства не обособляются:

1. Обстоятельства не обособляются, если оборот тесно связан по содержанию со сказуемым.

Она сидела чуть откинув голову (с откинутой головой).

2. Обстоятельства не обособляются, если деепричастие перешло в наречие или имеет наречное значение).

Кучер мой слег молча.

3. Обстоятельства не обособляются, если оборот представляет собой фразеологизм.

Он работал не покладая рук.

4. Сравните предложения, распределите их по колонкам.

1) Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. 2) И кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов… 3) Голубь молодой сидит, испуганный грозой. 4) Гудя и прыгая, потом он поглощаем был волной… 5) И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом… 6) Сластолюбивый и лукавый, он сердце девы молодой опутал сетью роковой.

5 минут

Приложение 4. Слайд 2

Обособленные определения

Обособленные обстоятельства

Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. И кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов…
Голубь молодой сидит, испуганный грозой. Гудя и прыгая, потом он поглощаем был волной…
Сластолюбивый и лукавый, он сердце девы молодой опутал сетью роковой. И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом…

(Развитие мыслительных операций сравнение, классификация)

Черты сходства.

Предложения простые, так как каждое предложение имеет только одну грамматическую основу. Все предложения осложнены.

Черты различия.

В первом столбике предложения осложнены обособленными определениями:

  • В первом предложении определяемое слово стоит перед определением, выраженным причастным оборотом.
  • Во втором предложении определяемое слово стоит на первом месте и отделено от причастного оборота другими словами.
  • Третье предложение осложнено однородными одиночными определениями, выраженными прилагательными, определяемое слово выражено личным местоимением.
  • Во втором столбике в первом предложении основное действие выражено глаголом «вились» – простое глагольное сказуемое; добавочное действие выражено обстоятельством «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов».
  • Во втором предложении обособленное обстоятельство выражено однородными одиночными деепричастиями.
  • Третье предложение осложнено одиночным деепричастием «сплетясь», и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «обнявшись крепче двух друзей».

2. Тест

1. Выпишите номера предложений, которые осложнены обособленными определениями. Знаки препинания не расставлены.

1) И шла она легко, назад изгибы длинные чадры откинув. 2) Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы… 3) И конь на дыбы подымался порой, и прыгал, как барс, пораженный стрелой… 4) Лишь тучка кралася за ней, объятья жадные раскрыв. 5) Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презренья?.. 6) Кто видеть мог? Лишь темный лес да месяц, плывший средь небес!

3 минуты

2. Выпишите номера предложений, которые осложнены обособленными обстоятельствами.

1) Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзничь на песок. 2) Тогда, пустых не тратя слез, в душе я клятву произнес… 3) Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз… 4) Сверкая быстро в вышине, кружились искры… 5) Внизу глубоко подо мной поток, усиленный грозой, шумел. 6) Она цвела с тех пор в тени своих садов, не опасаяся врагов, за гранью дружеских штыков.

3 минуты

3. Графический диктант.

1) Из-под ног сорвавшись, камень иногда катился вниз… 2) Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. 3) И так прозрачно-золотист играющий на солнце лист! 4) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила у берегу. 5) О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!..

3 минуты

4. Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными членами.

1) И, гладкой чешуей блестя, змея скользила меж камней… 2) Сверкая быстро в вышине, кружились искры… 3) Внизу Арагва и Кура, обвив каймой из серебра подошвы свежих островов, по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко…

3 минуты

Проверка.

1) Змея блестела гладкой чешуей и скользила меж камней. 2) Искры сверкали быстро в вышине и кружились. 3) Внизу Арагва и Кура обвили каймой из серебра подошвы свежих островов и бежали дружно и легко по корням шепчущих кустов.

Учитель: Ребята, скажите, какие предложения ярче, образнее.

5. Замените предложения с обособленными определениями сложными предложениями.

1) Они венец терновый, увитый лаврами, надели на него. 2) Люблю мечты моей созданье с глазами, полными лазурного огня. 3) С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно

3 минуты

Проверка.

1) Они венец терновый, который увит лаврами, надели на него. 2) Люблю мечты моей создание с глазами, которые полны лазурного огня. 3) С отрадой, которая многим незнакома, я вижу полное гумно.

Учитель: Последнее задание наиболее сложное, творческое. (Развитие слуховой памяти).

6. Свободный диктант.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор. В ущелье стало темно и сыро. Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать Веру в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете. Какие бешеные замыслы роились в голове моей! Между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит. Он раза два уж спотыкнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь. Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, он грянулся о землю. Я проворно соскочил. Хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно. Едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы. Через несколько минут он издох. Я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. Изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

Развитие слуховой памяти.

IV. Подведение итогов

Вопросы к классу:

– О чем говорили на уроке? – Какие члены предложения называются обособленными? – Вспомните случаи обособления определений. – Вспомните случаи обособления обстоятельств.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 3 =