Урок музыки по теме Певческие голоса

  • Шутова Елена Викторовна, учитель музыки

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки во 2-м классе общеобразовательной школы, а так же может быть использован при подготовке урока в 4-м классе по теме «Выдающиеся исполнители музыки» по программе Г.С.Ригиной «Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание».

В ходе урока у учащихся формируется представление о тембре и многообразии певческих голосов. Урок включает в себя различные виды деятельности: исполнение, слушание и импровизирование. Слушая музыку, дети учатся различать певческие голоса. Чтобы преодолеть слуховую пассивность детей и сделать процесс слушания более интересным, учащимся предлагается сопоставить одну и ту же мелодию в исполнении разных певческих голосов. Это заставляет их более внимательно вслушиваться в музыку. Развитию тембрового слуха, умению импровизировать, петь сольно и в ансамбле, способствует игра «Догадайся, кто поёт». Дети угадывают на слух голоса друг друга. Для усложнения задачи, учащимся предлагается умышленно изменить свой голос, что делает процесс игры ещё более интересным.

Урок сопровождается презентацией, которая наглядно иллюстрирует все ключевые понятия, представленные на уроке, и даёт возможность познакомиться учащимся с выдающимися певцами прошлого и настоящего и услышать звучание их голосов.

Цель: формирование у учащихся представления о певческих голосах.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями «тембр», «певческий голос»; многообразием певческих голосов; выдающимися представителями русской и зарубежной вокальных школ.
  • Развивать тембровый слух, навыки хорового и сольного пения, умения импровизировать, сравнивать и анализировать.
  • Обогащать музыкально-слуховой опыт учащихся.
  • Расширять кругозор.
  • Воспитывать любовь и интерес к музыке; потребность в общении с музыкальным искусством; эстетический вкус.

Тип урока: освоение новых знаний.

Основы музыкальных знаний: Тембр. Певческие голоса: тенор, баритон, бас, сопрано, меццо-сопрано, контральто, дискант, альт.

Музыкальный материал:

Фрагменты оперных партий, романсов и песен в исполнении выдающихся певцов: С. Лемешева, А. Градского, Л. Паваротти, Х. Каррераса, П. Доминго, А. Бочелли, А. Сафина, Ф. Шаляпина, П. Робсона, М. Магомаева, Д. Хворостовского, Г. Вишневской, А. Нетребко, М. Каллас, М. Кабалье, Р. Флеминг, М. А?ндерсон, К. Ферриер, И. Архиповой, Е. Образцовой, Т. Синявской, Р. Лоретти.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран.

ХОД УРОКА

1. Музыкальное приветствие

2. Повторение пройденного материала

– На прошлых уроках вы познакомились с группами инструментов симфонического оркестра. Какими? (Струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные.) – Какие инструменты входят в состав этих групп? (Ответы детей.)

3. Знакомство с новым материалом

– Сегодня вы познакомитесь с самым древним и необыкновенным инструментом. Но его нельзя увидеть и потрогать, а можно только услышать. Что это за инструмент? Кто отгадает эту загадку? (Ответы детей.)

Слайд 2

– Человеческий голос является лучшим музыкальным инструментом. Он обладаетсамым запоминающимся звучанием. Можем ли мы перепутать голоса родных и друзей? (Нет.) – Даже если они умышленно изменят свой голос, мы всё равно узнаем его. Чтобы подтвердить это, я предлагаю вам поиграть в игру. (Разучивается и исполняется песня-игра «Догадайся, кто поёт»: дети по очереди выходят, отворачиваются и угадывают по пению своих одноклассников. Для усложнения задачи, можно предложить учащимся изменить свой голос.)

– В чем же загадка? Почему вы так легко определяли голоса друг друга, ведь вы не видели, кто поёт, а только слышали? (По голосу. У нас у всех разные голоса.)

– А как вы думаете, почему голоса у нас разные? (Потому, что мы все отличаемся друг от друга.)

– Действительно, все люди неповторимы. У всех нас разные черты лица, цвет волос и глаз, возраст, пол. Кроме того, у нас по-разному устроены голосовые связки. Благодаря их вибрациям звучит наш голос. Это легко можно ощутить, если положить во время пения пальцы на горло. Попробуйте это сделать. (Действия детей.) – У каждого из нас свой, не похожий на других, оттенок голоса. Эту особенную, неповторимую «окраску» голоса музыканты называют французским словом «тембр». Повторите это слово. (Тембр.)

Слайд 3

– По какому признаку мы отличаем голоса родных и знакомых? (По тембру.)

– А сейчас мы проведём эксперимент. Послушаем фрагменты звучания разных певческих голосов, а вы, по тембру, определите, в каком из них звучал мужской, женский или детский голос. (Звучит запись песни «Санта Лючия» в исполнении женского, мужского и детского голосов.) (Ответы детей.)

– Правильно! А как вы отличали, ведь вы не видели исполнителей? (По тембру. У женщин и детей голоса высокие, тонкие, светлые. У мужчин – низкие, тёмные.)

Слайд 4

– Высота голоса зависит от длины голосовых связок. У женщин и детей связки короче, чем у мужчин, поэтому их голоса всегда выше. Вы уже знаете, что музыкальные инструменты делятся на группы. Так и певческие голоса подразделяются на мужские, женские и детские голоса. Давайте познакомимся с каждой группой поближе.

Слайд 5

– По тембру и высоте различают три типа мужских голосов: тенор, баритон и бас.

Слайд 6

– Тенор – мужской певческий голос, самый высокий по звучанию. Повторите это слово. (Тенор.)

А сейчас мы познакомимся с известными певцами и послушаем звучание их голосов.

Слайд 7

– Сергей Лемешев – великий русский оперный певец, режиссёр и педагог. В середине прошлого века не имел себе равных по мастерству и популярности. Он покорял слушателей неповторимым, задушевным тембром голоса. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 8

– Многим из вас, наверняка, известно имя Александра Градского. Это известный российский певец, поэт и композитор. Уже много лет его удивительный голос волнует многочисленную команду его почитателей, и все его песни являются образцом вокального мастерства. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 9

– Лучано Паваротти – самый известный в мире итальянский оперный певец. Его прекрасный голос боготворит весь музыкальный мир. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 10

– Хосе Каррерас – известный всему миру испанский оперный певец – тенор. Сцены самых известных оперных театров всего мира готовы принимать маэстро, каждое выступление которого сопровождается бурными овациями. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 11

– Пласидо Доминго – всемирно известный испанский оперный певец. Его великолепный голос обладает мягким, сочным, полетным тембром. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 12

– 7 июля 1991 года в Риме при открытии чемпионата мира по футболу впервые выступили три выдающихся тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Запись выступления певцов разошлась рекордным тиражом в истории классической музыки. (Звучит запись голосов.)

Слайд 13

– Андреа Бочелли – невероятно популярный во всем мире итальянский певец (тенор), исполнитель классической и популярной музыки. Слепой певец с необычным голосом. Во всем мире было продано 55 миллионов дисков этого исполнителя. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 14

– Алессандро Сафина – итальянский оперный и эстрадный певец, актёр. Обладает редким и красивым голосом, услышав раз который, забыть невозможно. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 15

– Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов. Повторите это слово. (Бас.)

Слайд 16

– Фёдор Шаляпин – выдающийся русский оперный певец. О нём писали, что в «Москве – три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Иванович Шаляпин». Шаляпин был разносторонне одаренной личностью – увлекался живописью, графикой, скульптурой, обладал литературным талантом, снимался в кинофильмах. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 17

– Поль Робсонамериканский певец (бас), актёр, правозащитник, полиглот. Он исполнял песни и говорил более чем на 20 языках, в том числе и на русском. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 18

– Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. Повторите это слово. (Баритон.)

Слайд 19

– Муслим Магомаев – азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец и композитор. Он обладал необыкновенным, красивым голосом. В его репертуаре было более 600 произведений. По сей день, он остаётся кумиром для многих поколений людей. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 20

– Дмитрий Хворостовский – выдающийся российский и британский музыкант и один из лучших баритонов современности, которого знает весь мир. Он поёт в лучших оперных театрах мира. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 21

– А теперь пришло время познакомиться с женскими голосами. Как и мужские голоса, они подразделяются на три типа: сопрано, меццо-сопрано и контральто.

Слайд 22

– Сопрано – самый высокий женский голос. Повторите это слово. (Сопрано.)

Слайд 23

– Галина Вишневскаяизвестная всему миру российская оперная певица, театральный режиссёр, педагог, актриса. Ее прекрасный голос покорил миллионы людей в разных странах мира. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 24

– Анна Нетребко – одна из самых знаменитых современных российских оперных звезд, обладающая голосом удивительной красоты. Певицу наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 25

– Мария Каллас – греческая и американская оперная певица (сопрано), одна из величайших певиц ХХ века. Восторженные зрители при жизни наградили её титулом «Божественная». (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 26

– Монсеррат Кабалье – испанская оперная певица. Специалисты считают, что репертуар Кабалье – один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. Ее голос имеет и мягкость, и непревзойденную силу. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 27

– Рене Флеминг – это всемирно известная американская оперная певица, обладательница прекрасного, незабываемого голоса. (Звучит запись голоса певицы.)

Слайд 28.

– Контральто – самый низкий женский голос. Повторите это слово. (Контральто.) Этот голос встречается довольно редко и отличается особой выразительностью.

Слайд 29

– Мариан Андерсон – одна из наиболее выдающихся американских певиц 20 века. Она была первой негритянской певицей, выступавшей на оперной сцене. О ней говорили: «Такой голос слышишь раз в столетие». (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 30

– Кэтлин Ферриер – выдающаяся английская певица 20 столетия. Она обладала одним из красивейших голосов, настоящим контральто, который отличался особой теплотой и бархатистостью. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 31

– Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Повторите это слово. (Меццо-сопрано.) Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано.

Слайд 32

– Ирина Архипова – выдающаяся российская оперная певица и педагог. Ее голос, мощный, богатый оттенками, обладал магической силой воздействия на слушателя. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 33

– Елена Образцова – это знаменитая во всем мире российская оперная певица, актриса, педагог. Она ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 34

– Тамара Синявская – российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Выдающаяся представительница русской вокальной школы, обладающая уникальным, благородным и сильным голосом. Её голос вы слышали в начале урока.

Слайд 35

– И, наконец, детские голоса. Существует два типа детских голосов: дискант и альт.

Слайд 36

– Дискант – это высокий детский певческий голос. Повторите это слово. (Дискант.)

Слайд 37

– Альт – низкий детский певческий голос. Повторите это слово. (Альт.)

Слайд 38

– Робертино Лоретти – итальянский певец, В начале 60-х годов 20 века, в подростковом возрасте, он завоевал мировую известность, благодаря своему очаровательному, ангельскому голосу-дисканту. (Звучит запись голоса певца.)

4. Итог урока

– С каким необыкновенным музыкальным инструментом вы сегодня познакомились? (С голосом.) – Как называется та особенная, неповторимая «окраска» голоса, по которой мы узнаём голоса других людей? (Тембр.) – Сегодня вы узнали, что существует большое разнообразие певческих голосов. Какие названия вы запомнили? (Ответы детей.) – Теперь вам известны имена выдающихся артистов с мировой славой. Кто вам больше всех запомнился? (Ответы детей.) – Чтобы профессионально научиться петь и достичь уровня выдающихся певцов, нужно много и упорно трудиться. Но, если у вас не хватает на это таланта и времени, знайте, что пение для себя сможет принести вам большое удовольствие и оно необычайно полезно для здоровья! Вот и подошёл наш урок к концу. Спасибо за работу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 45 = 50