Повторительно-обобщающий урок русского языка Запятая в конструкциях с союзом КАК 10-11-й класс

  • Куренкова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Тип урока – урок закрепления и комплексного применения знаний на основе обобщение и систематизации изученного.

Цели урока:

  • обучающая – отработка навыка постановки знаков препинания при союзе КАК (путём структурирования и актуализации знаний с опорой на прошлые знания учащихся, систематизации знаний в виде удобных таблиц; за счёт частой смены видов деятельности поддерживать активность учащихся на всех этапах урока)
  • развивающая  — развивать и совершенствовать навык работы по решению тестовых заданий, анализу текста с учётом типологии заданий ЕГЭ — частей В, С   (путём использования тестов и заданий разного вида контроля)
  • воспитывающая – показать многообразие народных песен, их богатство и этические потенциал;  воспитывать чувство прекрасного в учениках, интерес и толерантность к иной национальной культуре  (путём использования воспитательных возможностей дидактического материала – статьи  Расула  Гамзатова о народных песнях; а также путём выразительного учительского чтения)

Оборудование: раздаточный материал в виде  карточек и таблицы, контрольные тесты, электронная  презентация к урока

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (при анализе текста)

Уровни усвоения знаний, учебной информации:

  1. восприятие, осознание, фиксация информации
  2. усвоение способов применения по образцам
  3. творческое применение знаний при анализе текста

Содержание учебного материала отличает практическая направленность и дифференциация контрольных тестов по  трём уровням сложности.

Обратная связь:

  1. визуальная (наблюдение учителя за всеми учениками на уроке)
  2. выборочно-содержательная (опрос отдельных учащихся на этапах повторения,  закрепления, решения тестовых заданий   в парах)
  3. фронтально-содержательная  (беседа  со всем классом на этапе уточнения таблицы и первом (совместном) решении тестовых заданий)

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

I. Организационный этап (1 минута)

(Приветствие классу, проверяется наличие учебных принадлежностей, Грамматической тетради —  своеобразного рукописного справочного пособия, ведущегося учащимися с 5-го по 11-й класс.)

II. Этап целеполагания (1 минута)

Тема нашего сегодняшнего урока  — запятая в конструкциях с союзом КАК, не случайно вашим домашним заданием было вспомнить по грамматической тетради все изученные в 5-9-м классе  случаи употребления союза КАК. (Слайд 1)

Нам предстоит систематизировать и обобщить теоретические сведения по данной теме, отработать навык постановки знака в этой позиции, поработать с тестами, начать анализ красивейшего текста – публицистической статьи Расула Гамзатова о народной песне.

III. Этап повторения и систематизации изученного (10-12 минут)

Параллельно выполняются следующие виды  работы:

А) 3 ученика  у доски работают по карточкам.

Карточка 1

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … во вводной конструкции …в придаточном предложении.

Карточка 2

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … в составном (парном) союзе …в сравнительном обороте.

Карточка 3

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … в приложении со значением «в качестве»  …в составе сказуемого.

Б) Фронтальная беседа с классом.

— Поставите ли вы запятую в предложении:

Тут уж наш Иван-дурак покраснел как словно рак?

Почему?  (Нет, так как союз КАК  входит в состав фразеологизма)

— Действительно, не ставим запятую при союзе КАК в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных  сказуемых. Давайте вместе вспомним  модели  выражений такого типа. (Слайд 2)

Сделался как камень Побледнел как смерть Полетел как стрела Упал как подкошенный Упал как сноп Льёт как из ведра Мечется как угорелый Вертится как белка в колесе Всё идёт как по маслу

…Крепок как дуб Здоров как бык Свеж как огурчик …Белый как снег Красный как рак Бледный как смерть …Сделать как следует Отвечать как попало Поступить как угодно

— Союз КАК  — это союз сочинительный или подчинительный?  Можно ли дать однозначный ответ? Приведите примеры. (Союз КАК подчинительный, но однозначного ответа дать нельзя, так как он может быть составной частью парных сочинительных союзов, например   КАК…, ТАК И)

— Почему в союзах с тех пор как,  по мере того как, подобно тому как возможно двоякая постановка знака? А каких составных союзах  знак перед КАК недопустим? (Слайды 3, 4)

В)  Проверка заданий, выполненных у доски, уточнение позиций, примеров

Г) Составление сводной таблицы «Запятая в конструкциях с союзом КАК». (Используется электронная презентация.)  (Слайды 5-17)

Запятая ставится

Запятая не ставится

1. При присоединении придаточных предложений (изъяснительных, сравнительных, меры и степени и др.):

Он видел, как далеко раскинулась сеть железных дорог.

1. Если КАК входит в состав сказуемого:

Овраг был как глубокое ущелье.

2. При присоединении сравнительного оборота:

Он, как разъярённый лев, бросился на противника.

2.  Если в сравнительном обороте перед союзом есть отрицание:

Он взял инструмент не как мальчишка, а как взрослый рабочий

3.  Если КАК входит в состав вводной конструкции:

Он, как мне кажется, человек интересный.

3.  Если КАК входит в состав парного союза  (КАК…,ТАК И):

Позади остались  как большие города, так и маленькие деревушки.

4. Если  КАК  входит в состав приложения со значением причины:

Он, как человек дела, сразу подошёл к станку.

4. В приложениях со значением «в качестве»:

Рассказ вошёл в книгу как небольшая глава.

5. В сочетании с союзом И:

Она выглядела так, как и три года назад

5. В устойчивых словосочетаниях (в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных  сказуемых):

Его руки были холодны как лёд.

6.  Если есть указательные слова (так, такой, столь и  т.д.):

Он был так же скор в решениях, как раньше.

6. При повторении сравниваемого для обозначения обычности, типичности предмета:

Всё  здесь по-прежнему в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни.

7. В оборотах не более, как… (не) раньше, чем… (не) больше, чем… которые не содержат сравнения:

Не более, как через полчаса, занятия закончатся.

! Запомни:

не  кто иной, как… не что иное, как…

По окончании работы по составлению таблицы раздаются её  распечатанные экземпляры каждому ученику для вклеивания в Грамматическую тетрадь.

IV. Этап закрепления полученных знаний (8-10 минут)

А) Работа в парах.  (Проговаривание друг другу  содержания таблицы — желательно на память – по вариантам: один учащийся  – случаи постановки знака перед союзом КАК, другой  – случаи отсутствия запятой при союзе КАК). Слабых учащихся слушает учитель. Обязательное условие – приведение своих примеров ко всем названным случаям постановки/не постановки знака.

Б) Фронтальная работа с классом – по цепочке комментируется постановка знаков в каждом предложении. Раздаточный материал  — карточка с упражнением (см. ниже) на каждую парту. Ученики, претендующие на «4» и «5», работают с закрытой таблицей, претендующие на оценку «3» — с открытой таблицей.

Карточка 4

Отметьте предложения, в которых ставится запятая перед КАК:

  1. Современный рынок в России…как и всякое явление… развивается через противоречия.
  2. Несмотря на то, что Россия идёт к рынку, для многих людей сегодня…как и несколько лет назад…он остаётся абстрактным понятием.
  3. Вывоз капитала может осуществляться …как в предпринимательской форме, так и  в виде ссудного капитала.
  4. Государственный бюджет выступает …как центральное звено финансовой системы и основной финансовый план страны.
  5. Дефицит в сфере экономики проявляется …как превышение расходов над доходами в государственном бюджете.
  6. Судьба России …как крупнейшей державы … не может не волновать политиков разных стран.
  7. Культура исследуется целым рядом наук …как социальное явление.
  8. Национальной науки нет …как нет и национальной таблицы умножения.
  9. Аудиторские службы располагают … как правило … высококвалифицированными юристами и экономистами различного профиля.
  10. Вот звук дождя … как будто домбры звук.
  11. По мнению российских учёных, этот провал не что иное … как угасший вулкан.
  12. Я … как опытный халтурщик… сразу же придумал заголовок для радиоскрипта.

(Ответы: 1, 2, 5, 8, 9, 11, 12).

В) Работа в парах  —  тестовые задания на 3 варианта по 10 предложений (от 1  к 3 варианту задания усложняются, что даёт учителю возможность  вести дифференцированное обучение), выполняют самостоятельно — проверяют по инструктивной контрольной карте , в случае неясности консультируются с учителем.

Карточка 4А

1 вариант

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. Человек создан для счастья как птица для полёта.
  2. Молодость как песня жаворонка на заре.
  3. За днями дни проходили как тень.
  4. Осыпался с берёзы лист и как ковёр устилал землю.
  5. Под ним как океан синеет степь кругом.
  6. Тучи как свинцовые.
  7. Полученный ответ рассматривался как согласие.
  8. Дубровин с год как шальной ходил.
  9. Уезжай как можно дальше отсюда.
  10. Как зарницы в небе они запылали как огненный дождь с неба упали.

(Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — а, 5 — а, 6 — б, 7 — б, 8 — б, 9 — б, 10 — а)

Карточка 4Б

2 вариант

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. День начался как всегда в густом тумане.
  2. Мы встретились как старые знакомые.
  3. Разбойник мужика как липку обобрал.
  4. Журавли кричали грустно как будто звали с собой.
  5. Дорога была как аллея.
  6. Мне хочется сохранить эти письма как память.
  7. Было спокойно и тихо как после бури.
  8. Под ним Кавказ как грань алмаза снегами вечными сиял.
  9. Я говорю как литератор.
  10. Я вам как чужой.

(Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — а, 5 — б, 6 — б, 7 — а, 8 — а, 9 — б, 10 — б)

Карточка 4В

3 вариант

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. Он держал себя как аристократ.
  2. Он был телом сильным как бык и храбрым как лев.
  3. Было спокойно и тихо как после бури.
  4. Ты что это как муху проглотил?
  5. Вот с неба звёзды глянут, и как река засветит Млечный Путь.
  6. На улице было множество людей как в праздник.
  7. Редко встречаешь столь интересного человека как он.
  8. Как град посыпалась картечь.
  9. Вечер как две капли воды похож на всякий другой.
  10. Эта мелодия создана Глинкой, но она воспринимается как подлинно народная.

(Ответы: 1 — б, 2 — б, 3 — а, 4 — б, 5 — а, 6 — а, 7 — а, 8 — б, 9 — а, 10 — б)

V.   Этап  контроля знаний (5-7 минут)

Контрольное тестирование по изучаемой теме, на 3 варианта, от 1  к 3 варианту задания усложняются, что даёт учителю возможность  вести дифференцированный контроль усвоения знаний.

Контрольное тестирование,  1 вариант

Укажите, что  присоединяет  союз  КАК и нужны ли здесь запятые:

а – придаточное предложение, запятая нужна; б – сравнительный оборот, запятая  нужна; в – именную часть сказуемого, запятая не нужна.

  1. Эти равнины как море бескрайнее.
  2. Море в далёкие годы пело мне песни как мать.
  3. Смотри как роща зеленеет.
  4. Земля ещё как смутный негатив, она никак не может проявиться.
  5. Сегодня месяц как светлый серп.
  6. Бор волновался вокруг сторожки как расходившееся море.
  7. Серёжа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.
  8. И колючей веткой ель в окно стучит как порою путник запоздалый.
  9. Гуляет как пустой орех горячий ветер и колышет ветки.
  10. Лучом румяного заката твой стан как лентой обовью.

(Ответы: 1 — в, 2 — б, 3 — а, 4 — в, 5 — в, 6 — б, 7 — а, 8 — а, 9 — б, 10 — б)

Контрольное тестирование, 2 вариант

Укажите, что  присоединяет  союз  КАК и нужны ли здесь запятые:

а – придаточное предложение, запятые нужны; б – сравнительный оборот, запятые  нужны; в – именную часть сказуемого, запятые не нужны.

  1. Капли дождя как алмазы.
  2. Был как смола, небыль как вода.
  3. Родину свою не выбирают как не выбирают матерей.
  4. На тёмном небе звёзды как яркие искры.
  5. Море в далёкие годы пело мне песни как мать.
  6. Звёзды как вербочки распухают в прозрачных облаках.
  7. Сосновый лес как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим светом.
  8. Стало слышно как точат косы.
  9. Посмотри, милый друг как прекрасна земля.
  10. На просеке лежит метровый снег, сыпучий как песок.

(Ответы: 1 — в, 2 — в, 3 — а, 4 — в, 5 — б, 6 — б, 7 — в, 8 — а, 9 — а, 10 — б)

Контрольное тестирование, 3 вариант

Укажите, нужно ли выделять запятыми конструкции с союзом КАК: а — да; б – нет.

  1. Из села Окоёмово как говорят его жители видно половину России.
  2. Докладчик охарактеризовал его как лучшего нашего художника.
  3. Мальчику как уроженцу юга трудно было привыкнуть к суровой Арктике.
  4. Двор как цветущий сад.
  5. Каждая ветка была вся в розовых лепестках как невеста в прозрачном своём уборе.
  6. Дождь льёт как из ведра, и не хочется выходить из дома.
  7. Он был спокоен как тихая вода горных озёр.
  8. Он выглядел как и три года назад.
  9. Лишь тогда я по-настоящему понял  как труден и опасен подъём.
  10. Мне было интересно в лесу как одному, так и с ним.

(Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — б, 5 — а, 6 — б, 7 — а, 8 — а, 9 — а, 10 — б)

VI. Анализ текста (10 минут)

А) Краткая информация о Расуле Гамзатове от учителя или подготовленного ученика (не более 1 минуты)

Б) Выразительное чтение текста учителем (раздаточный материал – текст статьи Расула Гамзатова  (см. ниже) каждому ученику):

Песни стари…ые песни новые… Песни колыбельные свадебные боевые. Длинные и короткие. Печальные и весёлые. По всей земле поют вас. Слова нанизывают словно бусинки на серебря..ую нить.     Слова заколачивают крепко. Словно гвозди. Слова возн..кают и текут ле..ко как слеза за слезой когда плач..т красавица. Слова летят и попадают в цель как стрелы выпуще..ые  опытной рукой. Слова летят и попадают в цель как стрелы выпущенные опытной рукой. Слова  льются и уводят (в)даль  как горные тропинки по которым  можно уйти в конце концов на край света.

Пространство между  строчками словно улица на которой стоит  дом твоей любимой. Оно словно межа на отцовском поле.  Оно как час Ра..вета и час з..ката отделяющие день от ночи.

Песни записа..ые на бумаге и песни (не)записа.ые на бумаге. Но какой(бы) н.. была   песня она должна петься. (Не)поющаяся песня  (всё) равно что (не)летающая птица (не)бьющ..ся  (не)стучащ.. сердце.

Песни потоки с гор. Песни стремительные гонцы вестники с поля битвы. Песни кунаки друзья (не)ожида..о  приехавшие гости. Берите пандур чонгур чаган свирель кеманчу зурну бубен гармонь барабан берите просто таз или медную тарелку. Бейте каблуками о землю. Слушайте как  сабли ударяются о сабли. Слушайте как звенит камушек брошенный в окно любимой. Пойте и слушайте  наши песни. Они послы  печали и радости. Они паспорта чести и храбрости свидетельства мысли и дел. Они молодых делают мужестве..ыми и мудрыми старых и мудрых молодыми. Всадника они заставляют сойти с коня и заслушат?ся. Пешего они заставляют вскочить в седло и лететь как птица. Хмельного они отр..звляют  и заставляют задумат?ся над своей судьбой трезвого делают отча..ым и как(бы)  хмельным. О чём только нет на свете песен!

В) Начало поисковой  работы   с текстом  по следующим вопросам:

  1. Какова тема статьи? Какие проблемы волнуют автора?
  2. Каков стиль  статьи? Какими языковыми особенностями текста можно подтвердить  вывод?
  3. Из каких произведений  русской классической литературы можно подобрать примеры для аргументации  позиции  автора? (Тургенев «Певцы», Лесков «Очарованный странник»)
  4. Можно ли считать эту статью эссе? Почему?
  5. Пунктуация: Найдите случаи постановки//непостановки запятой перед союзом КАК, выпишите эти предложения, графически обозначьте условия выбора знака. (1 вариант – 1,2 абзацы; 2 вариант – 3,4 абзац)

VII. Домашнее задание (1 минута)

  1. Списать весь текст, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Сгруппировать слова с пропусками по видам  орфограмм.
  2. 1 ряд  — отметить лексические особенности текста, приготовить толкование национальной лексики, её функции в тексте;  2 ряд – отметить все виды тропов  в тексте, их функции в тексте; 3 ряд – отметить фигуры речи, их функции в тексте.
  3. Приготовить (устно) ответ на вопрос: Как  в  настоящее время «нам песня строить и жить помогает»?

VIII. Подведение итогов занятия (2 минуты)

Что дал вам сегодняшний урок? Удивились ли вы сегодня чему-то?

Использованная литература

  1. Д.Э.Розенталь. Справочник по синтаксису и пунктуации. – Любое издание.
  2. Пособие для подготовки  к централизованному тестированию по РЯ.- Ростов на Дону: Феникс, 2002.
  3. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку:10-11 классы. – Москва, ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЕ по РЯ…- Москва, ПУ «Первое сентября», 2007

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 4 =