Урок по рассказу А.П. Платонова Юшка

  • Салова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создать условия для формирования у учащихся целостного видения творчества А.П.Платонова в русской литературе и его рассказа “Юшка”

Задачи:

  • Углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Платонова;
  • Раскрыть емкость и философичность содержания платоновского рассказа “Юшка”;
  • Рассмотреть образ главного героя со стороны главных законов человеческого бытия;
  • Пробудить в учащихся чувства сострадания, уважения к “маленькому” человеку, воспитывать доброту, взаимопонимание.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о А.Платонове.

Андрей Платонович Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюблённым в своё дело, и очень ярким писателем (Слайд 1). Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет (Слайд 2), он и сейчас как будто всматривается в вас. Что вы за люди? Его книги пробуждают и делают острее добрые чувства в человеке. Главная цель писателя: открыть людям истинный смысл и правду жизни, показать, какая радость это, понять мир и помочь ему стать на деле лучше…

— Давайте вспомним, что вам известно об этом писателе? (Слайды 3-8)

Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что “сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьба между добром и злом).

— А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро).

А всегда ли так бывает в жизни?

Платонов был талантливым человеком. Он хорошо рисовал. (Слайд 9)

II. Викторина “Угадай, о каком произведении А.Платонова идёт речь” (Слайд 10).

— Ребята, посмотрев на иллюстрации, изображённые на слайдах, вспомните названия произведений А.П.Платонова.

— “ В прекрасном и яростном мире” (слайд 11).

— “Корова” (слайд 12).

— “Неизвестный цветок” (слайд 13).

— “Никита” (слайд 14).

— “Волшебное кольцо” (слайд 15).

— “Юшка” (слайд 16).

III. Беседа по рассказу А.П.Платонова “Юшка”.

А сейчас обратимся к рассказу “Юшка”.

— Интересно ли было читать рассказ Платонова?

— Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Рассказ вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою. Жалко не только Юшку, но и людей, которые не поняли его. Для окружающих оказались недоступными такие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие.)

Библия учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов, так поступает и Юшка. “Побеждай зло добром”, — сказано в Библии. То же самое делает Юшка.

— Считаете ли вы, ребята, себя нравственными, человечными людьми?

— Согласно Поучению Владимира Мономаха, “Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым”.

— Какое чувство вызывает Юшка? (сочувствие, сострадание).

IV. Словарная работа.

— Выясните значения и уточните написание следующих слов: сострадание, милосердие, гуманизм.

  • Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем (Слайд 17).
  • Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, милосердия (Слайд 18).
  • Гуманизм — человечность в отношении к людям (Слайд 19).

Именно эти понятия пронизывают все произведения писателя, а также отражены в рассказе “Юшка”.

V. Обращение к рассказу “Юшка”.

Многие исследователи творчества Платонова обратили внимание на исключительную точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п. А ведь мы знаем, что имя определяет многое в характере и судьбе человека.

Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф.М. Достоевского: «Человек есть тайна». Откровенно понятным в своей “нагой простоте” кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. И мысли, и душу которого они так и не смогли постичь — это оказалось для них тайной, и вот эту тайну мы попытались с вами постичь.

— Обратимся к тексту рассказа:

“Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:

— Да что ты “блажной”, непохожий ходишь тут?”

— Что значит блажной? Назовите однокоренные слова:

— блаженный

— благополучный

— благодарный

— благовоспитанный

— благонравный.

Блаженный1) в высшей степени счастливый; 2) юродивый — помешанный или безумец, обладающий даром прорицания (Слайд 20).

— Почему так приниженно слово “благо” в грубое “блажной”? От жестокости сердца? Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах? Он где-нибудь называет сердце жестоким?

(“Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое”). Проводится параллель (сравнение): зрячие со слепым сердцем и слепые со зрячим сердцем.

— Что значит слепое?

В Нагорной проповеди Христа говорится: “…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас”, — Евангелие от Матфея. Значит, Юшка живет, соблюдая заповеди божеские.

Рассматривая рассказ Платонова, мы часто употребляли слова: сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, блаженный, сокровенный, кроткий, смиренный.

— Есть ли среди данных слов синонимы? (Слайд 21).

VI. Беседа по тексту рассказа “Юшка”.

— Чем помешал Юшка веселому прохожему? (“Чего ты землю топчешь, божье чучело?”)

— Как назвал прохожий Юшку? (“Юродом”, “юродивым”).

На Руси юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.

После его смерти Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

— Почему в первый раз осерчал Юшка? (Он такой же как и все. В нем заговорило чувство собственного достоинства.)

— Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)

— Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)

— “Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся…” Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)

— Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)

— “Помер, — вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..”

VII. Викторина по рассказу “Юшка”

Викторина поможет нам выяснить, насколько внимательны вы были при чтении рассказа (слайды 22 – 27).

— Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

— Назовите имя главного героя, не прозвище (Слайд 22).

— Сколько лет главному герою? (Слайд 23)

— Где работал Юшка? (Слайд 24)

— Узнайте героя :

“…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы” (Слайд 25).

“…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…” (Слайд 26).

— Закончите фразы:

“Сердце в людях бывает … слепое” (Слайд 27)

“Я жить родителями поставлен… я тоже всему … свету нужен” (Слайд 27).

— Давайте вместе определим жизненную формулу Юшки. Из чего же она будет состоять? (Слайд 28). В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. У нас получилась жизненная формула Юшки. Сердце Юшки: любовь к людям, любовь к природе, любовь ко всему живому, любовь к Родине (Слайд 29).

— Какова же жизненная формула Юшки?

(Нужно жить, храня в сердце любовь.)

Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.

Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью. Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

Закончим урок словами, начертанными на могиле другого доброго человека — доктора Ф.П.Гааза: “Спешите делать добро, пока не стало поздно!” (слайд 30).

— Из чего же состоит формула счастья?

Мне кажется, что “Слово материально. Осталось понять, какие слова и как нужно произнести, чтобы стать счастливым… Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и к тебе вернётся лучшее, что есть в мире” (слайд 31).

— Предложите вашу формулу счастья.

Заканчивая разговор, мне хотелось бы, чтобы в ваших душах были всегда доброта, искренность, милосердие, доброжелательность, бескорыстие, великодушие…

VII. Составление синквейна.

Ребята, вы знаете, что такое синквейн?

Слово “синквейн” происходит от французского слова “пять” и означает “стихотворение, состоящее из пяти строк” (Слайды 32-34).

1 слово — заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 слова — это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова — это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 слова — это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

1 слово — вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Давайте посмотрим на образцы (Слайды 35-39).

Составьте, пожалуйста свой синквейн.

IX. Вывод по уроку.

У такого человека, как Юшка, в сердце жила всеобъемлющая любовь ко всему живому. Она породила в душе героя убеждение в том, что его любят. Он не видел мир иначе. Черты характера главного героя были присущи и автору.

X. Домашнее задание.

Представьте А.П.Платонова нашим современником и напишите ему небольшое письмо – эссе. Расскажите писателю:

  • об уроке, который состоялся в классе;
  • о его героях;
  • о своём отношении к его произведениям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

82 + = 85