Сравнительный анализ стихотворений Александра Блока Россия и Андрея Белого Родина

  • Уланова Екатерина Антоновна, учитель русского языка и литературы

Целеполагание и задачи:

– обучать сравнительному анализу стихотворений, учитывая идейно-тематические и художественные особенности; – показать глубокое чувство любви к Родине в стихотворениях А.Блока и А.Белого; – активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся; – развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения и выслушивать мнение товарищей; – воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: урок-анализ (с элементами групповой работы).

Оборудование урока:

– тексты стихотворений “Россия” Александра Блока и “Родина” Андрея Белого; – учебник, – компьютер, – мультимедиаэкран, – репродукции картины И.Левитана, – портреты Александра Блока и Андрея Белого, – аудиозапись стихотворения А.Блока “Россия” в исполнении Вячеслава Тихонова;

Раздаточный материал:

– справочник-памятка с понятиями и определениями изобразительных средств (для работы в группах); – тест.

Эпиграф

“Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, А не тем, в чем они подобны друг другу”.

А.А.Блок

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание ситуации успеха.

Учитель: Сегодня, (дата), мы встречаемся с вами на уроке литературы, чтобы в очередной раз соприкоснуться с прекрасным. Я хочу пожелать вам успешной, плодотворной работы. Возможности для такой работы есть у всех. Будьте активны, не бойтесь высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, спорить, ибо в споре рождается истина. Удачи!

II. Реализация темы урока:

1. Слово учителя:

– Тема Родины – одна из ведущих тем многих русских поэтов. Не исключением стали и те, стихи которых мы будем читать, слушать, анализировать.

2.Задание классу:

– Прочитайте название темы урока и эпиграф. Опираясь на эти записи, попробуйте сформулировать цели и задачи уроки (ответы детей, учитель корректирует высказывания учащихся).

3.Беседа по вопросам и заданиям, помещённым на мультимедиаэкране (приложение №1):

А) В каком году родились А.Блок и А.Белый? Б) К какому литературному течению принадлежали оба поэта? (Актуализация полученных ранее знаний: повторим, что такое символизм.) В) В каком году были написаны стихотворения “Родина” А.Белого и “Россия” А.Блока? Г) Обратите внимание на названия стихотворений. Обобщите свои ответы и сделайте вывод.

4. Словарная работа с понятиями “оптимизм”, “пессимизм”. (Приложение №2).

– Как назовём людей, которым свойственно то или иное мировоззрение?

Оптимист – человек, полный оптимизма.

Пессимист – человек, склонный к пессимизму.

5. Реализация домашнего задания (чтение стихотворений наизусть).

Перед декламацией стихов задаётся вопрос:

– Кого из авторов вы назвали бы оптимистом, а кого пессимистом? Попытайтесь интонацией при чтении показать оптимистическое и пессимистическое настроение.

6 .Прослушивание стихотворения А.Блока “Россия” в исполнении профессионала.

– Прослушаем стихотворение А.Блока “Россия” в исполнении артиста Вячеслава Тихонова. Чтение будет иллюстрировано репродукцией картины Исаака Левитана, “мастера печального пейзажа”. Соотнесите стихотворение с картиной. (Высказывания учащихся.)

7. Анализ стихотворений А.Блока “Россия” и А.Белого “Родина”. (Работа в группах)

– А теперь подробно исследуем тексты двух произведений и выясним:

“Какая же она, Россия Блока? Какая же она, Россия Белого?”

(Проблемный вопрос). Учащиеся занимаются поисковой работой и выясняют, при помощи каких изобразительных средств и стилистических фигур поэты дают своё представление о России. Пользуясь памятками (приложение № 2), ученики каждой группы находят средства и приёмы, определяют размеры и готовятся к выступлению по защите своего стихотворения.

8. Физминутка (упражнения для глаз, мозгового кровообращения под музыку).

9. Представитель группы “оптимистов” анализирует стихотворение А.Блока “Россия”, аргументированно высказывает точку зрения своей группы и делает вывод.

Вывод: Россия у Блока – жена, любимая женщина, образ женственной красоты. Происходит признание в любви, горькой и неизбежной, которая передаётся с большой силой и искренностью. Образ России приобретает конкретные черты, поэт создаёт зримый, ясный, узнаваемый образ.

Представитель группы “пессимистов” анализирует стихотворение А.Белого “Родина” и отвечает на вопрос о России Белого.

Вывод: У Белого всё передаётся в мистических ужасах, которые виделись ему в современной России. Стихотворение имеет трагическое начало.

III. Итог урока. Рефлексия.

– Обратите внимание на последние строфы обоих стихотворений и на пунктуацию в них. Какой можно сделать вывод?

Ответы детей: У Блока восклицание, подъём! У Белого риторический вопрос, овеянный трагизмом. У первого надежда и уверенность в будущее России. У второго мрачное, болезненное отношение к Родине.

– Одинаковые по возрасту молодые поэты, такое разное восприятие Родины и отношение к ней. Любят ли они Родину? (Ответы учащихся).

– Скажите, а что вы думаете о современной России, нашей Родине? Какие чувства и мысли возникают у вас по поводу нынешнего положения России? Ведь мы живём в непростое время, в эпоху перемен, реформ. Уверены ли вы в возрождении нашей Родины? С чем , по вашему мнению, это возрождение связано? Станет ли “невозможное возможным”? Оптимисты вы или пессимисты?

IV. Тест (приложение №4).

V. Домашнее задание:

Написать эссе на тему: “Актуальны ли стихи Блока и Белого в XXI веке?”

VI. Выставление отметок за урок.

– Благодарю за интересный, результативный урок!

Приложение 3

Аудио-приложение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 1