Игры в слова. Б.Шергин. Рифмы. 2-й класс

  • Фролова Нина Ивановна, учитель начальных классов

Цель: познакомить с понятием “рифма”.

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с творчеством Б. Шергина, развивать чувство ритма, интонации;
  • развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память;
  • воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.

Оборудование: портрет Б. Шергина, выставка книг, м/м презентация урока.

Ход урока

I. Речевая разминка.

1. Упражнение “Фотоглаз”. Прочитай и запомни. (Приложение 1.)

– Значение какого слова вам незнакомо? Кто попробует объяснить? – Перечислите слова, которые были в этом столбике. Какие слова вы запомнили?

2. Скороговорка (слайд).

Проворонила ворона воронёнка.

– Как понять слово “проворонила”? – Чтение с ускорением. – чтение с логическим ударением на 1 слове и т.д.

3. Игра “Найди слово в слове” (слайд).

Слово “Гастроном”. Что оно обозначает? (Магазин продовольственных товаров.)

астроном агроном монстр нота трос матрос нога и т.д.

4. Загадка (слайд).

Рогатая, а не олень. Даёт молоко, а не корова. (Коза.)

5. Прочти и выучи наизусть (слайд).

Побежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. – Как не стыдно тебе, егоза? И коза опустила глаза. А когда разошёлся народ, Побежала опять в огород!

– Давайте выучим его. Оставим только последние слова и по ним вспомним всё стихотворение (слайд).

————————————— в огород ————————————— народ ——————————————егоза? —————————————- глаза ——————————————народ ——————————————огород!

– Запомнить помогают движения.

II. Актуализация знаний (слайд).

– Какие бывают слова.

Есть сладкое слово – конфета. Есть быстрое слово – ракета. Есть кислое слово – лимон. Есть слово с окошком – вагон. Есть слово колючее – ёжик. Есть слово промокшее – дождик. Есть слово упрямое – цель. Есть слово колючее – ель. Есть книжное слово – страница. Есть слово лесное – синица. Есть слово пушистое – снег. Есть слово весёлое – смех.

– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

III. Работа по теме урока.

– Что же такое рифма? Я прочту стихотворение Джона Чиарди, вы послушайте его и тогда вы сможете ответить на вопрос. С.85. [2] – Как вы поняли, что такое рифма?

(Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов. Может и вы в будущем станете поэтами, но прежде давайте попробуем, а можем ли мы рифмовать слова?

Игра “Весёлые рифмы” (слайд).

По порядку счёт веди, Рифмы парные найди: Картинка – корзинка, Петрушка – Катушка – Крючок – Бутылка – Сестрички –

– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма. Тогда вам не составит большого труда добавить слово в рифму.

Загадки – обманки.

А) Простой вопрос для малышей, Кого боится кот? ……..(Собак) Б)Залезает мышка в шкаф И пищит оттуда…….(Пи-пи-пи) В) в парке холодно и сыро Ветер кружит хлопья……(снега) Г) Охранять муку и рис Пригласим домашних ……..(кошек)

– Вот видите как рифма бывает обманчива. Сочинять стихи не так уж и просто. – Послушайте рассказ о том, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи, и что у них получилось.

2 ученика по ролям:

– Как хорошо быть поэтом! – Давай попробуем сочинить стихотворение. – Сочинять стихи очень просто. – О чём же нам писать? – Что увидим, о том и сочиним! – Пёс помчался через двор, – Кот забрался на забор, – Птички весело поют, – Тучки белые плывут. – Вышел дед из магазина. – У него в руках корзина. – А в корзине той варенье. – Вот и всё стихотворенье! – Получилось ли у Пети и Мурзилки стихотворение? – Что они не обдумали? (Тему. О чём писать)

Знакомство с творчеством писателя.

– Сегодня познакомимся с рассказом, который написал Борис Викторович Шергин (слайд). Сообщение учителем сведений из биографии писателя. Выставка книг. Б. Шергин – художник, рассказчик былин, замечательный русский писатель – сказочник. Родился в северном городе Архангельске, вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера. Еще в школьные годы Борис Шергин стал записывать народные былины, сказки, которые позже стали основой его творчества. Шергин прожил 77 лет, половину из которых провел в полной слепоте. Несмотря на это, он создал множество произведений, в которых отражена красота русского Севера и того народа, который жил там. Не напрасно многие писатели называют Шергина “Душой Севера” – Рассказ называется “Рифмы”. В нём герои тоже играли в рифму.

Подготовка к восприятию. (Пояснение значения недостаточно понятных детям слов.)

Знакомство с текстом. (Чтение учителем.)

Обсуждение прочитанного.

– О чём этот рассказ? – Кто такой Шиш? (Добрый или злой дух, сказочное существо.)

Словарная работа по ходу чтения.

Выборочное чтение текста.

– Как Шиш оказался на телеге у незнакомого дядьки? – Какую игру предложил Шиш? – Какие рифмы у него получились? – Понравились стихи дядьке? Докажите. – Какие рифмы придумал дядька? – Для чего он это сделал? – Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль . – Хотите воспроизвести диалог Шиша и дядьки ?

Чтение по ролям

– Распределим, где чьи слова.

IV. Заключение.

– Играть в рифмы интересно. Сочинять стихи ещё интереснее. Достаточно ли только уметь подбирать рифму или необходимо что-то ещё?

V. Домашнее задание.

Придумайте свои четверостишия.

VI. Рефлексия.

Что нового узнали о словах? – Кому было интересно? Что было самым трудным? С удовольствием ли будете выполнять домашнее задание?

Литература:

  1. О. В. Кубасова “Литературное чтение”, 2 класс. Ассоциация XXI век. 2009 г.
  2. О. В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации. Ассоциация XXI век. 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 4 =