Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова. Урок русского языка в 5-м классе

  • Малолетникова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы

Тип – урок открытия нового знания.

5 класс.

Цели урока:

  • организация работы для открытия и закрепления нового знания;
  • развитие интереса к словарному богатству русского языка;
  • сохранение и развитие умения слушать и слышать.

Задачи урока:

  • обеспечение формирования культуроведческой компетентности и целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова»;
  • целенаправленное развитие речевой активности и зрительной орфографической памяти;
  • развитие умения связно излагать мысли;
  • извлечение новой информации, преобразование и применение её.

Планируемые результаты:

  • ученики сформируют систему правил о том, как пишутся слова с буквами и, ы после ц;
  • смогут на практике применять теоретические знания: грамотно писать слова с данной орфограммой, видеть её в тексте и слышать в устной речи.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, иллюстрации, учебник, словари.

Этапы и ход урока

Психологический настрой учащихся.

Улыбнитесь, дети! Вспомнив текст домашнего задания, пожмите друг другу руку. Садитесь, девочки, а теперь – мальчики.

Так же, как обменялись рукопожатиями, предложите свою работу товарищу для проверки. Выступая в роли учителя, не забывайте наше «мозаичное» правило: Язык мой – друг мой. (Не вредить самому себе и окружающим неосторожными высказываниями, привычкой говорить лишнее, не подумав). (Слайд 1)

Презентация.

Приложение.

1. Мобилизующий этап.

Учитель. Дети, сегодня мы посетим театр, не выходя из класса. Вы будете играть разные роли, то есть применять “мозаичное” правило: И швец, и жнец, и на дуде игрец. (Качественно и ответственно выполнять разнообразные обязанности в семье и школе).

Доброжелательными учителями вы поработали: тактичная взаимопроверка закончена, аргументированные оценки поставлены. А сейчас вы – детективы из агентства «Зоркий глаз». У каждого настоящего детектива есть заветная записная книжка. У вас – это тетрадь. Открываем её, пишем – Двенадцатое октября. Классная работа.

По имеющимся приметам звука необходимо найти в стихотворении О. Кургузовой букву и выписать слова с ней, распределив их по каким-то признакам в два столбика. Итак, две задачи: найти и оформить!

Приметы – «согласный; глухой непарный; твёрдый непарный». (Слайд 2)

Учитель. Докладывайте, детективы!

Ученики. Это буква Цэ. Слов с этой буквой найдено двенадцать. Распределены по следующим признакам: Ы после Ц – И после Ц

1 столбик

на цыпочках

из больницы

цыплёнок

у львицы

львицын

у медведицыной

у тигрицына

2 столбик

операцию

на циферблат

циркуль

ситуация

на станцию

Учитель. Молодцы, детективы! Запишем эти слова в столбики на доске. (Дети записывают слова, выходя по одному к доске). Следующая задача: выяснить, в каких частях слова стоят И, Ы после Ц?

Ученики. Данные буквы замечены в корнях (например, цыплёнок, циркуль…), суффиксах (например, львицын, у медведицыной…); в окончаниях (например, из больницы, у львицы…); в словах на -ция (например, ситуация, на станцию…)

2. Формулирование темы и целей урока.

Учитель. Как вы считаете, уважаемые детективы, о чём пойдёт в дальнейшем речь?

Ученики. Мы отыскали букву по её характерным звуковым признакам. Слова с ней распределили, учитывая гласные, стоящие после неё.

Вывод: речь пойдёт о написании букв И, Ы после Ц. Значит, тема урока «Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова».

Учитель. Исходя из темы урока, сформулируйте его цели. Используйте для этого запись

Цели (Слайд 3):

1) запомнить условия, при которых…;

2) отрабатывать навык написания, обосновывая выбор …;

3) повторить изученный материал: … после шипящих и … гласные в корне слова; разбор слова …; … разбор простого предложения;

4) продолжить «Путешествие по … тропе».

Ученики.

1) запомнить условия, при которых пишутся и, ы после ц;

2) отрабатывать навык написания, обосновывая выбор и, ы;

3) повторить изученный материал: гласные после шипящих и безударные гласные в корне слова; разбор слова по составу; синтаксический разбор простого предложения;

4) продолжить «Путешествие по этимологической тропе». (Слайд 4 появляется после выступлений учеников)

3. Изучение нового материала.

Учитель. Какие же вы умные детективы! А теперь приступим к реализации целей урока. Я прочитаю несколько слов, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какие повторяющиеся звуки слышатся во всех словах? Читаю: цирк, цифровой, циркуль, лекция, бледнолицый, цыплёнок, львицын, птицы

Ученики. [цы].

Учитель. А посмотрите, как написано на доске. (Доска сначала закрыта)

1 столбик

цирк

циркуль

цифровой

лекция

2 столбик

бледнолицый

цыплёнок

львицын

птицы

Звук один, но пишутся разные буквы, и наша с вами задача – разобраться, в каких случаях после «ц» пишется «и», а в каких – «ы».

Слова первого столбика прочитайте внимательно, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «-ция»: конференция, авиация, милиция)

Ученики. Орфограмма находится в корне, а лишнее слово «лекция».

Учитель. Верно! В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -ция, и все они пишутся с буквой и. Итак, буква и пишется после ц в двух случаях. В каких?

Ученики. И после ц пишем в корне и на -ция.

Учитель. Теперь переходим к словам второго столбика. Уважаемые детективы, в какой части слова обнаружена искомая орфограмма и нет ли лишнего?

Ученики. Проведя расследование, выявили места нахождения и, ы после ц в корне, суффиксе и окончании. Но так как мы только что сделали вывод о написании и после ц, то слово цыплёнок исключается из второго столбика.

Учитель. Правильно, всеведущие детективы! В слове цыплёнок орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать и, а не ы. Но ни одно правило не обходится без исключений. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными, например: слово цивилизация из лат. сivilis, слово цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения. (Слайд 5)

Учитель. Итак, юные детективы, в каких случаях пишем ы после ц?

Ученики. После ц пишется ы: в окончаниях существительных и прилагательных; в суффиксе имён прилагательных -ын-; в исключениях цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и в словах, от них образованных, например, цыганский, цып-цып, цыплячий…

4. Актуализация знаний учеников.

Учитель. Благодарю вас, уважаемые детективы, за профессиональное расследование! А так как сбором, хранением и обработкой информационного материала занимается информатика, то сейчас, дети, вам поручается роль ведущих программистов из группы «Монитор». Вы обработаете собранную информацию и сохраните её в виде опорной схемы. Прочитайте правила учебника, а затем положения текста оформите в стратегии граф.

Ученики читают правило в учебнике на стр.39 и оформляют граф.(Слайд 6)

Учитель. В компьютерном варианте это можно сделать в виде графической схемы, которая даёт представление об алгоритме применения орфографического правила.

5. Закрепление изученного.

Учитель. Прекрасно справились с работой умные программисты! При выполнении последующих заданий нам поможет стратегия граф. Дорогие артисты, у вас роли внимательных писарей из бюро «Грамотей».

Ученики выполняют упражнение 462 – комментированное письмо.

Учитель. Молодцы, дети! А сейчас вы должны войти в роль точных ловцов спецгруппы «Острый слух». Хоть и говорят, что слово не воробей, вылетит – не поймаешь, но ваша задача – поймать и поместить в своеобразные корзинки «И» – «Ы» слова. Какие, как вы считаете, бывшие детективы?

Ученики. Слова на букву «Цэ».

Учитель. Верно. Итак, в роли чтецов выступают (имена 2-3 учеников).

Чтецы зачитывают предложения из упражнения 463.

Учитель. Проверка – сколько слов в корзине И? А в корзине Ы? Зачитывает ловец, у которого слов больше. За слово – балл. Не то слово в нужной корзине – снять балл.

Учитель. Релаксация. А сейчас – антракт! (Звучит спокойная музыка, показываются фотографии цветов, растущих в родной сторонке).

Для вас, талантливых актёров, эти прекрасные цветы!

И сейчас вы можете превратиться в них. Давайте попробуем! Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь тёплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти вы! Начинайте медленно вставать. Расти-расти…, и вот вы уже какие большие! Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо.

Теперь соедините свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуйте на свои ладошки. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней!

Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинайте медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему!

И роли прекрасных цветов сыграны на «бис»! А знаете, мои славные артисты, К.Ушинский утверждал, что «всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». Пора, уважаемые актёры, сыграть роли мудрых археологов экспедиции «Из глубины веков». (Слайд 7) Ваша задача – работая в группах, представить текст в полном объёме. Занимаясь раскопками и восстановлением письменного объекта, не забывайте вспомнить прежде изученное и воспользоваться знаниями.

Ученики сначала читают текст с доски, затем списывают, распределив в группе, абзацы.

Учитель. Уважаемые археологи, представьте свои находки, объясняя орфограммы.

– Есть ли в тексте предложение, соответствующее схеме А: «П!»

– Произведите выборочное комментированное письмо слов с орфограммой «Гласные после шипящих».

– Синтаксический разбор последнего предложения в тексте.

– Какие орфограммы, уважаемые археологи, вы ещё обнаружили при восстановлении объекта?

Ученики выполняют задания.

Учитель. Благодарю за умелое использование знаний, мудрые археологи! А сейчас, дети, вы продолжите играть свою давнюю роль любознательных почемучек, но будете при этом и рассудительными толкователями сообщества «Почемучляндия». Отгадав загадку, узнаете слово, значение которого надо растолковать:

Проживают в умной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете.

Ученики. Это цифры.

Учитель. Измените, уважаемые толкователи, число этого существительного и поработайте со словарём.

Ученики из толкового словаря делают выписки.

Учитель. Вот ещё одно слово для толкования – гостинец. Измените число и этого существительного. Можете сказать, не заглядывая в словарь, что значит гостинец?

А вот интересно, почему мы так говорим: цифра, гостинцы?! (Слайд 8).

Учитель. Сейчас у вас будут роли словообразователей. Вы поработаете в офисе «Слово». Я читаю толкование, а вы хором дружно произносите, а потом записываете его одним словом. Отмечаете орфограмму, которую мы поместили в стратегии «граф».

Массовое шествие (демонстрация);устное изложение какой-нибудь темы (лекция);

стриженый и крашеный мех овцы (цигейка);знак, обозначающий количество (цифра);артист цирка (циркач);массы ветра, несущие осадки (циклон);ребёнок курочки-рябы (цыплёнок);учебная принадлежность для черчения кругов (циркуль);высокая твёрдая шляпа с небольшими полями (цилиндр);апельсины, мандарины, лимоны (цитрусы);в древнегреческой мифологии одноглазый великан (циклоп);два кольца, два конца, посредине гвоздик (ножницы);музыкальный струнный инструмент с деревянными молоточками (цимбалы).

6. Итог урока.

Учитель.

Цыплёнок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы, И только одного не знал: Где после Цэ – и, где ы. (Слайд 9)

А вы, дорогие артисты, теперь знаете? Сейчас проверим!

Минутки отдыха. У нас в классе тихий разговор «По секрету всему свету» – расскажите, пожалуйста, друг другу правило написания И, Ы после Ц и поделитесь впечатлениями от вашей артистической игры – какая роль вам пришлась больше по душе.

Подготовленный ученик. (После разговора читает шуточное стихотворение, а дети, слыша И после Ц поднимают руки вверх, а Ы после Ц – руки не поднимают, кулачки сжимают.) (Слайд 10)

Учитель. Открою вам ещё один секрет!

На доске написаны слова

цепь цепочка

[э] [ы] – звуки записываются позже

Слово «цепь» состоит из одного слога, и, естественно, что ударение падает именно на него. Какой звук вы слышите в этом слове после буквы Цэ? ([э])

А если мы образуем от этого слова другое, родственное, например, «цепочка», где ударение падает не на первый слог, тогда какой звук вы услышите после Цэ? ([ы])

Правильно, уважаемые артисты! В слове цепь мы слышали [э], во втором – цепочка[ы], хотя буква после ц пишется одна – е! Дело в том, что в безударном положении гласная после ц слышится не очень отчётливо, не в полную силу. Но стоит поставить её под ударение, то мы услышим звук [э], слово цепочка проверяем однокоренным цепь. А в словах циркуль или цыплёнок этого сделать нельзя, так как звуки, которые обозначают буквы и, ы не зависят от ударения. Услышали секрет?

Рефлексия.

А теперь для вас роль адекватного и справедливого критика: поставьте себе оценку, проанализировав свою артистическую работу. Можно воспользоваться таким началом:

  • «Оказывается,…»
  • «Я понял, что…»
  • «Никогда не думал, что…»
  • «Меня обрадовало, что…»

А закончить работу так:

  • «Усвоил, что…»
  • «Могу по секрету объяснить, как…»
  • «Хочу поделиться знанием…»

Решите, какая оценка пойдёт в журнал: ваша или та, что поставил одноклассник за домашнее задание. Пользуйтесь нашим «мозаичным» советом: Семь раз примерь – один отрежь. (Тщательно всё обдумать и предусмотреть перед началом серьёзного дела).

Ученики пишут, потом зачитывают. Оценки учитель ставит в журнал.

Домашнее задание.

Учитель. Выполнять домашнее задание, юные актёры, вы будете в роли опытных путешественников. Вам выдаётся карта с текстом. У вас есть компас-граф и компас-словарь. Удачи на этимологической тропе! (Слайд 11)

Карта.

Ц..плята весь день на ц..новке л..жали. Ц..плята ц..нгою ужасно страдали. Ц..ган их (на) ц..почках водит (в) б..льницу. Велел им там доктор ц..булей лечит(ь?)ся. Был доктор (в) халате, как в панц..ре жук. «Ц..буля, – ск..зал, – не микстура, а лук!» Ю.Халфин.

Задания:

1. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.

2. Растолковать слова «циновка», «цинга», «панцирь», «микстура».

3. Приветствуется использование «мозаичного» правила: Я – последняя буква в алфавите, да аз – первая. (Я – талант. Реализовать способности.»Аз» и «я»– личные местоимения первого лица единственного числа – являются синонимами). Желающие могут написать стихи, используя слова на изученное правило.

Пожмите, дети, руки друг другу, поблагодарив и пожелав добра и успехов! Сердечное спасибо вам, мои любознательные ученики-артисты, за мой лучший урок!

Деятельность педагога: создание положительной мотивации; целевая установка; управление процессом осознания, познания и приобретения знаний, умений и навыков; организация самостоятельной, творческой деятельности учеников и анализ их действий; организация доброжелательной атмосферы «включённости» каждого пятиклассника в учебную работу; оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса; техническое обслуживание; ответы на вопросы детей; подведение итогов; аргументированная оценка деятельности каждого ученика.

Деятельность обучающихся: восприятие, приобретение и систематизация новых знаний, умений и навыков; практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем; продумывание ответов (припоминание, сравнение, анализ, синтез); слуховое восприятие (слушание) и осмысление материала; чтение и осмысление текста; выполнение заданий (выделение нужного, воспроизведение, ответы на вопросы); зрительное восприятие (рассматривание, анализ, обобщение); упражнения (по письменной инструкции, под руководством учителя, по алгоритму, самостоятельно); самоконтроль, самоанализ (самооценка) и взаимопроверка достижений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

79 − 69 =