Урок-путешествие в 6-м классе Средневековые рыцари

  • Курганова Виктория Валерьевна, учитель истории

Цели и задачи урока:

  • пробуждение интереса к изучению истории;
  • повторение и закрепление знаний учащихся по курсу истории Средних веков;
  • развивать умения на практике использовать полученные знания;
  • развивать умение усваивать информацию по текстам учебной и дополнительной литературы;
  • учиться сопоставлять факты и делать выводы;
  • развивать умение работать в коллективе;
  • умение слушать и высказывать своё мнение;
  • умение работать творчески

Оборудование:

  • ТСО (мультимедийная доска) — презентация к уроку;
  • Наглядные пособия по теме: Средневековые рыцари;
  • «Дневник путешественника во времени», сертификат историка, словарь;
  • Магнитные детали для задания «Конструктор» — фрагменты из различных эпох.

— Здравствуйте, ребята. Я попала в очень неприятную историю. У нас в школе гостил профессор исторических наук Мудрус. А вот теперь он пропал. Я знаю, что он очень любит путешествовать во времени. Наверно он застрял в какой-нибудь эпохе.

Я хочу попросить вас о помощи. Ну что вы готовы помочь?

К счастью у нас есть подсказки. Посмотрите на доску. В какую же эпоху попал профессор Мудрус?

Правильно в Средневековье.

Мы теперь знаем, где его искать. Но для того, чтобы его найти, нам надо выполнить различные задания. Есть ещё одно условие, мы должны будем вести «Дневник путешественника во времени», иначе нам никто не поверит, что мы были в средневековье.

Отправляемся!

(видеоролик — машина времени, звук мотора)

Итак, мы в средневековой Европе. В эпохе рыцарей и замков. Осмотритесь! Будем наслаждаться средневековьем. Отступать некуда. Сопротивление наказуемо.

Когда-то в средние века, Повсюду жили рыцари. И жизнь была их нелегка В тяжёлой амуниции. Гордились рыцари собой, слайд-шоу Мечами и доспехами. Играли рыцари судьбой И на турниры ехали.

Кто такие рыцари? Что означает это слово?

Слово «рыцарь» первоначально обозначало «всадник». Рыцарями могли стать только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение — меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений — герцогов, графов, баронов.

Кто мог стать рыцарем? Почему? Когда начинали готовиться стать рыцарем?

Богатые люди, снаряжение стоило очень дорого (30-40 коров). Для того чтобы стать настоящим воином — рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства.

В семь лет, оставив отчий дом, Покинув, мать, отца, Малыш пошёл служить пажом Слугою стал тогда. Его наукам обучали, Учили петь и танцевать, Учили правильно стрелять, Верхом скакать, копьё метать. слайд-шоу Прошли года, подрос малыш. Ему уже 15. Дорога в рыцари трудна: Пришлось ему в боях сражаться. И только храбрость проявив, Мог рыцарем он стать. Пред знатным гостем Он на колено должен стать И гордость поборов свою и, закусив губу.

Что должен был стерпеть юнец от гостя в ту пору?

— Отгадайте эту загадку. (пощёчину или подзатыльник)

Тема 1. Как одевались рыцари.

Игра конструктор. СОРЕВНОВАНИЕ

— Какое же было снаряжение средневекового рыцаря?

Вот перед нами фигура человека. Его нужно одеть в снаряжение рыцаря. Трудность состоит в том, что вам даны снаряжения и одежда из разных эпох и разных стран. Как же всё это совместить. Давайте попробуем.

От каждого ряда по 1 ученику.

На магнитной доске: фигура и части доспех, одежды разных времён.

Пока ребята снаряжают нашего рыцаря, давайте поговорим об оружие.

Показываю щит, меч, копьё, лук и стрелы

Что вы знаете о щите, мече, копье, луке и стрелах?

Щит.

Был у каждого рыцаря. Были распространены щиты каплевидной формы, закрывавшие всю фигуру воина. Щиты делали из кожи, снаружи были слегка выпуклыми. Они надёжно укрывали от стрел, а меч и копьё, если их пробивали, могли застрять или сломаться, стоило только принять удар на выступ-умбон.

Меч.

Помимо копья рыцарь был вооружён железным мечом. С X в. Мечи — массивные и длинные до метра. Мечи с полукруглым набалдашником и прямой крестовиной. Мечам давали прозвища (у Роланда — Дюрандаль, а у короля Артура — Эскалибур). Рукояти мечей украшали драгоценными камнями. Их передавали по наследству, о них складывались легенды.

Копьё.

Основным наступательным оружием рыцаря было длинное копьё. Его длинна достигала до 4,5 метров. Оно состояло из ясеневого древка и железного наконечника, на конце которого привязывали флажок. Применение копья стало возможным только тогда, когда появилось стремя, которое давало опору всаднику. Без неё он не смог бы действовать огромной пикой. Копьё редко переживало одно сражение.

Лук и стрелы.

Лук делали из орешника, ясеня, белого вяза. Стрелы из сосны. Длина стрел достигала 1 м, а самого лука до 2 метров. Дистанция стрельбы достигала 200 шагов. Бывали и такие стрелки, дистанция стрельбы достигала до 785 шагов.

Ребята, наверно, уже справились с заданием. Правильно они снарядили рыцаря?

Как снаряжение называется?

Броня.

Основной оборонительной одеждой рыцаря была кольчуга, сплетённая из стальных колец, иногда в два-три слоя. Она имела разрез спереди и сзади (для удобства при верховой езде) и свисала до колен. Достоинство кольчуги была её подвижность и прочность. Эпоха кольчуг закончилась в XIY в. На смену кольчуге приходят латы — доспехи рыцарей из стальных пластин, которые сделались сплошными. Эти доспехи не были такими подвижными, как кольчуга и много весили, но зато гарантировали неуязвимость в самой горячей схватке боя. Причём доспехами стали покрывать даже коней. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и часто попадал в плен.

Шлем.

В конце XI в. рыцари начинают надевать на ноги кольчужные чулки, а сама кольчуга дополняется длинными рукавами с перчатками и капюшоном. Полное прикрытие воина завершал — шлем. Голову закрывал капюшон, подбитый мягкой материей, а шлем надевали поверх него. Первоначально он представлял собой куполовидный железный головной убор с наносником и нащёчниками. С конца XII в. появляются массивные горшковидные шлемы, которые покрывали голову целиком и опирались на плечи. Удар противника плохо достигал своей цели и в то же время позволял воину свободно дышать.

Молодцы вы справились с заданием, поэтому в свой дневник можете наклеить рыцаря.

Отправляемся дальше. Что это виднеется вдали?

Тема 2. Феодальные замки.

Перед вами ребус, отгадайте, о чём пойдёт речь дальше.

Правильно — это замок. Как называется главная башня? (донжон) зачем она была нужна?

Игра «Найди ошибку»

Перед вами рыцарский замок, какие исторические неточности вы видите?

Итак, вы заслужили ещё одну наклейку.

Тема 3. Турниры и гербы.

Звук рожка. Фрагмент из фильма о турнирах.

О чём рассказывается в этом сюжете?

Турниры

Что такое турнир?

Из фильма вы, наверно, заметили, что у каждого рыцаря был свой герб.

Показать герб

Кто знает, что такое герб? На чём он изображался?

Герб — (нем. наследство) — эмблема с определёнными символическими фигурами, выражающие исторические традиции владельца и передающиеся из поколения в поколение.

Зрители, взглянув на герб, без труда могли узнать человека, лицо которого было закрыто шлемом. В те времена люди обязаны были «читать» герб. Гербы могли многое рассказать о своих хозяевах. В Средневековье грамотность не была распространена, а вот условные знаки все понимали и запоминали быстро.

Следующее задание, не забывайте, что профессор ещё не найден.

Игра «Составь герб профессора Мудруса»

Перед вами разные символы. Используйте их при составлении герба в «дневнике путешественника во времени».

Красный — «мужество», «страсть» слайд-шоу

Зеленый — «величие, красота, ясность»

Серебро — «чистота и скромность», «благородство»

Золото — «богатство, сила, верность», «знатность»

Символика изображений на щитах:

 лев — отвага, сила, гнев, великодушие;

 журавль — бдительность и осторожность;

 лилия — расцвет и успех;

 единорог — непобедимость,

 гриф — неустрашимость и свирепость;

 кошка — независимость;

 волк — злость, жадность;

 кабан — бесстрашие;

 петух — воинственность;

 павлин — хвастовство;

 розы — чистота, святость;

 лилии — расцвет;

 ключи — открытость.

Внизу щита помещался девиз — краткое изречение.

Например: «Исполнить или умереть», «Иду своей дорогой», «Другим не стану».

Кто может показать и объяснить, что изображено?

Мы получили последнюю наклейку. Наклейте в свой дневник изображение щита.

Наклейки мы получили, задания выполнили, а вот профессора не нашли.

Давайте, выполним последнее задание, которое назовёт место, где находится профессор.

Задание: «Расшифровка».

Шифр: Замок

Ответьте на вопросы и по начальным буквам, назовите слово.

1. В Средние века действовало правило: «Нет :без сеньора».

* крестьян

* Земли

2. А каком храбром и могучем короле, в средние века было создано много сказаний. Именно ему пришла идея создание «круглого стола»:

* Артур

* Альфред

3. Рыцарская : утверждала, что лучшие качества рыцаря: храбрость, щедрость, великодушие.

* Закон

* Мораль

4. Что мог держать феодал со своими воинами, находясь в главной башне-донжоне?

*Лук

*Осада

5. В замках жил:

* Шут

* Король

Анимация, появление профессора.

Молодцы! Вот это таланты! Вы нашли профессора Мудруса.

Он вам очень благодарен за спасение. Теперь вы настоящие историки. В благодарность за спасение, профессор награждает вас сертификатами историка.

А теперь ему пришла пора откланяться и отправиться в прошлое.

Ребята, и я вас хочу поблагодарить за помощь на уроке истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

24 + = 25