Разбор имени существительного как части речи. Урок русского языка. 3-й класс

  • Терехина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов

Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.

Задачи.

  1. Знать признаки имени существительного, его роль в предложении.
  2. Уметь разбирать имя существительное как часть речи по алгоритму.
  3. Уметь работать в парах, группах, самостоятельно; анализировать свою деятельность и работу товарищей; выполнять взаимопроверку и самооценку.
  4. Уметь выбирать задания по своему уровню.

Оборудование.

  1. Листы с дифференцированными заданиями для каждого ребёнка.
  2. Конверты с групповыми заданиями.
  3. Эталоны выполнения разборов, дифференцированных заданий.
  4. Алгоритмы работы в парах, группах, индивидуально при выборе заданий определённого уровня.
  5. Алгоритм морфологического разбора имени существительного.

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

— Работать будем по данному плану.

План.

  1. Введение в тему. Групповая работа.
  2. Открытие темы. Постановка цели и задач урока. Составление алгоритма морфологического разбора имени существительного.
  3. Применение знаний и умений. Работа в парах. Самостоятельная дифференцированная работа.
  4. Итог урока.
  5. Рефлексия.

II. Введение в тему.

— Вам предстоит самим открыть тему нашего урока.

— Для этого объединимся в группы.

— Но сначала повторим алгоритм работы в группах.

1. Работа в группах.

Алгоритм работы в группах.

  1. Собраться в группы.
  2. Получить задание.
  3. Начать работу по команде учителя.
  4. Распределить обязанности между членами группы.
  5. Работать сообща.
  6. Закончить работу по команде учителя.
  7. Отчитаться.

1 группа. Задание

Распределите данные слова по группам: собственные и нарицательные.

Запишите в тетрадь.

гора, свет, Луна, кот, Барсик, Памир

2 группа. Задание

Распределите данные слова по группам: одушевлённые и неодушевлённы.

Запишите в тетрадь.

земля, Коля, камень, енот, диван, соловей

3 группа. Задание

Определите род имён существительных и распределите слова по группам.

Запишите в тетрадь.

окно, крот, шкаф, карта, село, деревня

4 группа. Задание

Определите число имён существительных и распределите слова по группам.

Запишите в тетрадь.

ухо, деревья, столы, корень, рак, стулья

5 группа. Задание

Составьте из данных слов предложение, запишите и разберите его по членам.

Найдите существительные.

Какими членами предложения они являются?

светит, в, яркая, Луна, небе

2. Отчёт групп.

3. Рефлексия.

— Понравилось ли вам сегодня работать в группах?

— Как оцениваете своё участие в работе группы?

— Какие трудности возникли в процессе совместной работы?

-Чему научились, работая вместе?

4. Подведение итога работы в группах.

— Какой частью речи являются слова, над которыми вы работали в группах?

— Что такое имя существительное?

— Что вы повторили, выполняя задания в группах? (Признаки имён существительных и их роль в предложении).

III. Открытие темы. Постановка цели и задач урока.

— Мы уже много знаем с вами об имени существительном, давайте объединим эти знания в одно целое и дадим название теме нашего урока.

— Что мы делали с именами существительными? (Мы их разбирали: указывали признаки и роль в предложении).

— Попробуйте сформулировать тему урока.

— Правильно, тема нашего урока: «Разбор имени существительного как части речи».

— С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться разбирать имя существительное как часть речи).

— Какие задачи вы поставите перед собой, чтобы достичь этой цели?

— Чему вы должны научиться?

Составление алгоритма разбора имени существительного как части речи.

— Давайте составим алгоритм разбора имени существительного как части речи.

Алгоритм

  1. Назови часть речи (значение и вопрос).
  2. Поставь слово в начальную форму.
  3. Перечисли постоянные признаки.
  4. Перечисли непостоянные признаки.
  5. Укажи, каким членом предложения является данное существительное.

IV. Применение знаний и умений.

1. Работа в парах.

— Давайте вернёмся к составленному вами предложению:

В небе светит яркая Луна.

И разберём существительные как часть речи:

I вариант II вариант
в небе Луна

(Задание выполняется с взаимопроверкой в парах, у доски работают 2 ученика).

Проверяем. Оцениваем.

— Что мы сейчас учились делать?

Физкультминутка.

2. Самостоятельная дифференцированная работа.

— Давайте поработаем самостоятельно.

— Вам на выбор предлагаются задания разного уровня сложности.

— Вспомните алгоритм работы с разноуровневыми заданиями.

Алгоритм

  1. Внимательно прочти все варианты заданий.
  2. Осмысли каждое задание.
  3. Соотнеси свои желания с возможностями.
  4. Выбери то задание, с которым можешь справиться.
  5. Выполни задание.
  6. Проанализируй и оцени полученный результат и правильность сделанного тобой выбора.

I уровень

Найди в предложении имя существительное и разбери его как часть речи.

Всё запорошило снегом.

II уровень

Звёзды погасли на небосклоне.

Разбери существительное «звёзды» как часть речи.

III уровень

Лена прочитала интересную сказку.

Разбери существительное «Лена» как часть речи по алгоритму.

Алгоритм

  1. Назови часть речи (значение и вопрос).
  2. Поставь слово в начальную форму.
  3. Перечисли постоянные признаки.
  4. Перечисли непостоянные признаки.
  5. Укажи, каким членом предложения является данное существительное.

Самооценка.

Проверка по эталону.

Рефлексия.

— Какое задание выбрал? Почему?

— Что вызвало затруднение?

— Мог бы выполнить более задание другого уровня?

V. Итог урока.

— Вспомните тему урока.

— Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?

— Достиг ли урок цели?

VI. Рефлексия.

— Какую цель для себя ты ставил в начале урока?

— Достиг ли ты её?

— Какую бы цель ты поставил для себя на следующем уроке?

— Что на уроке показалось тебе интересным?

— Что вызвало затруднения?

— Над чем тебе ещё нужно поработать?

VII. Домашнее задание.

1. Всем:

Запомнить порядок разбора имени существительного как части речи. Составить памятку.

2. По выбору:

  • или составить предложение, найти в нём существительное и разобрать его как часть речи,
  • или составить предложение, найти в нём 1 существительное, разобрать его по составу и как часть речи,
  • или составить предложение, найти в нём 1 существительное, сделать фонетический разбор, разобрать его по составу и как часть речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

74 − = 68