Урок внеклассного чтения в 5-м классе Мир детства в книге Марка Твена Приключения Тома Сойера

  • Юмашев Максим Александрович, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84» г. Красноярска

ЦЕЛИ УРОКА:

образовательные:

  • показать учащимся, что герои книги отличаются богатым воображением, душевной чистотой, свободолюбием;
  • выработать умение аргументировать свои суждения ссылками на текст;

воспитательные:

  • заложить в детские души понятия “дружба”, “детство”, “фантазия”;
  • развить в детях чувство товарищества, взаимовыручки;
  • продемонстрировать образец детской дружбы;

развивающие:

  • приобщить ребят к миру увлекательного чтения приключенческих произведений;
  • научить детей творчески размышлять над художественным произведением;
  • подготовить ребят к осознанию ценности дружеских отношений между людьми.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Портрет Марка Твена (цветная репродукция).
  2. Выставка произведений Марка Твена (оформляется за несколько дней до урока).
  3. Выставка детских рисунков к роману “Приключения Тома Сойера” (оформляется за 1-2 дня до урока).
  4. Фотография памятника Тому Сойеру и Гекльберри Финну в г. Ганнибале (США).

ХОД УРОКА

Даже самый серьёзный, самый деловитый человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться, и глаза его добреют.

И. Ильф и Е. Петров.

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Здравствуйте, ребята!

Тема нашего урока сегодня: “Мир детства в книге Марка Твена “Приключения Тома Сойера”.

К сегодняшнему уроку мы шли с вами почти год. В течение целого учебного года на уроках литературы мы с вами обращались к этой замечательной книге, следили за событиями, разворачивающимися на её страницах, переживали за судьбы юных героев романа. А сегодня мы с уверенностью можем сказать, что книга нами прочитана и понята. К уроку вы должны были сделать рисунки к главам книги, которые привлекли ваше внимание, понравились вам и запомнились. Обратите внимание на выставку рисунков, к ней мы ещё обратимся в ходе урока.

Наша цель сегодня — выяснить, каковы же герои Марка Твена, как автор относится к своим героям, а также закрепить умение работать с текстом произведения.

Перед тем, как говорить о произведении и его героях, необходимо познакомиться с писателем, к чьему творчеству мы прикоснулись.

Несколько человек на прошлом уроке выразили желание самостоятельно подготовить небольшие сообщения о Марке Твене. Пожалуйста!

II. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О М. ТВЕНЕ.

Марк Твен – известный американский писатель. С двенадцати лет начал он свою трудовую деятельность. Он работал наборщиком в типографии, золотоискателем, репортером, лоцманом на реке Миссисипи.

Марк Твен – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Сэмюэль Клеменс. Такой псевдоним был выбран не случайно. “Марк твен” у лоцманов Миссисипи в то время означало: “ все в порядке, мели нет, можно спокойно вести судно”. Марк Твен написал много книг. Самые известные из них: “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий” и, конечно же, “Приключения Тома Сойера”.

Итак, М.Твен – это литературный псевдоним американского писателя Сэмюэля Клеменса, который перед тем как стать писателем, поменял несколько профессий, в том числе был лоцманом на реке Миссисипи.

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Благодарю ребят за сообщение. Продолжаем работу.

Вопрос:

Ваши впечатления о книге. Что вам понравилось? Расскажите.

Часто ребята называют наиболее интересными следующие главы:

Глава IV. О том, как Том выдумывает болезни, чтобы не идти в школу.

Глава VIII. О том, как Том вместе с Джо Гарлером играют в Робин Гуда.

Главы XIII, XIV, XVI. О том, как Том, Гек и Джо живут на острове, словно пираты.

Главы XXXI, XXXII. О том, как Том и Бекки Тэтчер путешествовали, заблудившись в пещере.

Глава XXI. О том, как Том вместе с друзьями проучил злобного учителя Доббинса.

Выслушиваю каждого ребёнка. Его мнение важно для результата урока в целом.

IV. КОММЕНТАРИИ ДЕТЕЙ К РИСУНКАМ.

На доске представлены ваши, ребята, рисунки, сделанные к различным главам книги.

И сейчас я попрошу тех, кто желает, прокомментировать свои работы. Ответьте, почему именно этот эпизод из книги Вам захотелось изобразить на бумаге?

V. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Итак, на основе ваших отзывов о книге, на основе ваших замечательных рисунков и их комментирования, я делаю вывод о том, что книга понравилась. Приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. И мы не одиноки. Книгу Марка Твена о приключениях никогда не унывающего сорванца Тома Сойера читали и читают во многих странах мира.

А чем так привлекает эта книга? Попробуем выяснить этот вопрос.

VI. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА.

Вопросы:

1. Давайте вспомним, с чего начинается роман? Каким предстает перед нами Том с первых страниц? (Чтение)

Уже с первых строк книги Том предстает перед нами во всем блеске мальчишеской непоседливости и озорства, изворотливости.

2. А каким представляете себе Тома вы? (Свои ответы подтвердите ссылками на текст)

3. Как автор характеризует Тома? Как его характеризует тетя Полли? Есть ли у Тома мечта?

4. Почему же так бросаются в глаза выдумки Тома, его непоседливость, его озорство и шалости?

5. Кстати, а в каком городе происходит действие романа? Что это за город? Найдите его описание на страницах книги. (г. Сент-Питерсбург (Санкт-Петербург)).

Американцы любят давать маленьким провинциальным городкам названия крупных городов и даже столиц других стран. Есть у них не только Санкт-Петербург, но и Константинополь и даже Париж.

После ответа ребят о привычках жителей городка и образе их жизни (Маленький город привык к тихой размеренной жизни, спокойствию. Обычную жизнь его жителей ничто не нарушает. Все в городке знают друг друга по именам и в лицо), спрашиваю о реакции питерсбуржцев на появление нового человека в городе или целой семьи (как это было с семьей Бекки Тэтчер). В ответ дети говорят, что это для тихого городка – целое событие. Поэтому Том с его озорством, огромной жизненной энергией, словно стихийное бедствие для тети Полли и всех остальных горожан.

6. Почему же Том ненавидел школу и церковь? (Ответ подтвердите текстом.)

Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.

Самое время узнать у ребят, какие приключенческие книги прочитали они. Если ответы детей скупы, стоит назвать им несколько произведений и рекомендовать к прочтению некоторые из них.

7. Где и почему мальчишки чувствуют себя свободными и счастливыми? Почему? (Подтвердите свой ответ ссылками из текста.)

8. Но почему друзья всё же покидают чудесный остров?

9. Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным? Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?

Но перед тем, как ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть сценку, подготовленную вашими одноклассниками

(СЦЕНКА) К сценке ребята готовятся заранее, подбирают костюмы, мастерят реквизит.

Итак, чем же привлек вас Том Сойер?

10. А кто из персонажей книги похож на Тома? Такой же озорник? Чем похожи они на Тома?

11. А как сам автор относится к своим героям?

VII. ВЫВОД.

Том, как сотни других детей, как и многие из вас, — живой веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик.

У него доброе и отзывчивое сердце. В школе и церкви ему невыносимо скучно и неинтересно. За разные шалости и проделки его нередко наказывают, но он никогда не унывает и всякий раз находит новые забавы. Например, побелку забора Том превращает в увлекательную игру.

Он и его друзья (Гек, Джо) не могут мириться со скучной жизнью маленького провинциального городка и убегают на остров, где наслаждаются свободой и чувствуют себя счастливыми. Том бескорыстен, благороден, добродушен, а Бэкки называет его даже благородным.

12. А кого еще мы называем благородным? Что такое “благородство”?

Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.

VIII. ТОМ СОЙЕР И ЕГО АВТОР В ПАМЯТИ БЛАГОДАРНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего – Марка Твена.

У вас на партах ребята репродукция со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.

13. Как вы думаете, с какой целью американцы воздвигли этот памятник? (Обратите внимание на надпись, сделанную на памятнике).

Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:

Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлёте, Неизменившие друзья В потёртом, красном переплёте. Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана, Кюи Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо… Том в счастье с Бэкки полон веры. Вот с факелом индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы… (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приёмыш чопорной вдовы Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал, Над стройным мальчиком – корона… Вдруг – нищий! Боже! Он сказал: “Позвольте, я наследник трона!”

О, золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О, золотые имена: Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

IX. ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

Важно, чтобы выводы по теме урока соответствовали и его ходу, и тем целям, которые были поставлены учителем.

X. НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ в конце урока отметить каждого ребёнка, принявшего в нём участие, прокомментировать каждую отметку, похвалить ребят, мотивируя их на положительное эмоциональное поле, на работу на следующем уроке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − = 9