Обобщение опыта по теме Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися

  • Зимовцова Надежда Дмитриевна, учитель начальных классов

Формы и методы работы со слабо успевающими.

На протяжении многих лет моей педагогической
деятельности меня интересовала проблема
неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе
у меня были дети, которые

требовали особого внимания в процессе
обучения. Набор учащихся с которыми я сейчас
работаю – это дети из неблагополучных и неполных
семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем
подготовленности к школе.

У детей не сформирован речевой навык, навык
письма, навык учебной деятельности, да к тому же
ещё добавляется новое окружение, новый учитель и
т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности
теряются, не могут верно построить ответ,
допускают множество ошибок, забывают буквы,
цифры. Для преодоления этих трудностей обучения
я использую упражнения на развитие психических
процессов (память, внимание, речь).(См. приложение
№1
).

Большую роль в развитии речи играют походы и
экскурсии, которые я провожу в первые учебные
недели. Вне школьной обстановки, когда учитель не
ставит оценки и не является источником тревоги и
опасений, дети пробуют себя в общении:
рассказывают о своих домашних животных, о
любимых играх, о телевизионных передачах – обо
всем сразу и при этом не подозревают, что они уже
самостоятельно высказываются на разные темы.
Предмет разговора детям известен, понятен,
поэтому и общение друг с другом обычно проходит
свободно, без принуждений и напряжения. Стало
очевидным, что развивать речь у детей необходимо
через предмет хорошо им известный и близкий.

Для реабилитации отстающих детей, для более
успешного их самоутверждения необходимо
применить приём внушения (заимствованный из
опыта украинских педагогов), направив его на
утверждение, что в этом классе собраны дети с
нераскрытыми талантами т. д. Для обоснованности
этого утверждения надо провести “тестирование”
и, к большому удивлению ребят, объявить по его
результатам, что все они без исключения имеют
хорошие учебные способности, хорошую память,
которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с
помощью специальных упражнений и заучивания
стихотворений.

Использование разнообразных дидактических
игр
(См. приложение №2), связанных
с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой,
бросанием мяча и т. д., вызывает у них
неподдельный интерес, воспитывает положительное
эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом
дидактических требований к уроку должна носить
обучающий характер, иметь дидактическую цель и
быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь
подбирать с такими приёмами и упражнениями,
чтобы в них по возможности участвовали все
учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С
помощью игр дети, сами того не замечая,
приобретают умения считать, решать задачи,
получают новые знания.

Для развития интеллекта можно использовать
разного рода головоломки, шарады, ребусы. (См. приложение №3). Среди
интеллектуально развивающих игр особой
популярностью у детей пользуются игры в загадки.
Вызывает интерес как сам процесс отгадывания
загадок, так и результат этого своеобразного
интеллектуального состязания. Загадки расширяют
кругозор детей, знакомят их с окружающим миром,
явлениями природы, через межпредметные связи,
развивают и обогащают речь, способствуют
развитию логического и эвристического мышления.
Загадка, по словам К.Д.Ушинского “доставляет уму
ребёнка полезные упражнения”. Процесс
отгадывания является своеобразной гимнастикой,
мобилизирующей и тренирующей умственные силы
учащегося. В свою работу на уроках русского языка
я включаю разные типы загадок. Отгадывание их
процесс творческий. Форма загадок может быть
различной: фронтальной, групповой,
индивидуальной). Виды упражнений, включающих в
себя разгадывание загадок, также могут быть
разными. Из отгадок можно составить кроссворды,
лото, провести игру в виде викторины, лотереи.

В свои уроки я включаю различные игры на
превращение слов. Они помогают мне развить у
учеников орфографическую зоркость, позволяют
предупредить некоторые ошибки, повторить и
закрепить правила грамматики, развивают речь.
(См. приложение №4).

В работе с неуспевающими детьми методика
требует словесной установки или подчеркивающего
акцентирования на сообщаемом материале.

Учителю в зависимости от здоровья детей и их
психического состояния на данный момент
необходимо использовать щадящий режим учебного
процесса.

Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому
на уроках чтения при изучении букв и звуков я
использую слоговые таблицы (См. приложение
№5
).

Формирование речевой деятельности у
неуспевающих детей идёт очень медленно,
традиционная методика здесь не поможет. Поэтому
задачу развития речи детей необходимо решать на
всех уроках, в том числе и на уроках математики. А
также необходимо придерживаться твёрдых
принципов: дети как можно больше должны говорить,
а так как оценки за это не ставятся, то и страха
перед двойкой у них не будет.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не
укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот,
ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство
самоуважения, сознание своей ценности, как часто
повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых
счастливого детства является ощущение
пережитого успеха, достигнутого при преодолении
трудностей, в том числе учебных.

Я согласна с мнением методиста И.С. Шохора –
Троцкого, который ещё на рубеже двадцатого века
написал, что для “… обогащения интеллекта
учащихся необходимо, чтобы учащийся испытывал
живые эмоции интереса и удовольствия как по
поводу движения работы вперёд и преодоления её
трудностей”.

Успех создаёт высокий эмоциональный настрой,
положительно влияет на состояние нервной
системы, тонизирует весь организм.

Вся эта работа должна идти рядом с главным
трудом – учением.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком
уровне, то это приводит к отставанию по всем
предметам, тормозит развитие восприятия,
понимания, воссоздания и воспроизведения
читаемого текста. Ребёнку трудно
ориентироваться в тексте, выделять главное, а
если текст объёмный, то ребёнку трудно
определить сюжетную линию. Поэтому я использую
следующий приём – необходимо научить выделять
главное, а потом второстепенное:

О чём, о ком говорится?

Что об этом говорится дальше?

Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них
отвечает. В течение недели дети приобретают
навык выделять главное в тексте. Количество
вопросов должно быть не более семи-восьми.

Проблема развития математических способностей
детей – одна из наименее разработанных на
сегодня методических проблем обучения
математике в начальных классах. (См. приложение
№6
)

Педагогике известна давняя истина: чем меньше
возраст ребёнка, тем большее влияние на него
оказывает окружающая среда, условия его жизни,
обращенные к нему педагогические воздействия.
Эмоциональная отзывчивость младших школьников,
их доверчивое подчинение авторитету взрослого,
быстрота и лёгкость образования стереотипов
поведения и деятельности, особая
восприимчивость к воспитательным влияниям и
относительная стойкость, формируемых в процессе
этих явлений, черт заключают в себе чрезвычайно
благоприятные, отличительные от других
возрастов предпосылки для успешного
осуществления коррекционной работы в младших
классах.

При использовании на уроках математики
дидактических игр, заданий, а также следуя
рекомендациям и советам, предложенным в
программе, я добиваюсь повышенного интереса к
учебному процессу не только неуспевающих
учеников, но и класса в целом.

В своей работе я использую опыт С. Н. Лысенковой.
Она предлагает методику, которая является
реальным средством для того, чтобы избавиться от
самого большого школьного горя: от неуспевающих.
Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего
материала, небольшими порциями давать
труднейший материал, который будут проходить
через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков.
Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные
будущие темы, испытывая интеллектуальное
наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных
повторениях, постигают трудный для них материал
и в конце концов усваивают его к сроку, не
отставая от класса.

Лысенкова предлагает использовать
комментированное обучение. Она говорит, что если
приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы
каждое действие сопровождалось словом, то это
слово можно будет направлять, а через него и
мысль. На своих уроках я также применяю
комментированное письмо.

Комментированное управление экономит время
урока, а ещё развивает речь. Ученик ведёт решение
примера, задачи, разбор предложения – это и есть
опрос. При этом ребёнок чувствует: весь класс
подчиняется его воле. Он учитель, от него зависит
работа всех, а значит, старается говорить громко,
чётко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь.

Работая по методике С. Н. Лысенковой можно
предупредить и провести коррекцию
неуспеваемости в классе.

Для повышения эффективности обучения, для
предупреждения отставания в учёбе и
неуспеваемости необходимо целенаправленно
развивать познавательный интерес. Большое
значение в формировании познавательного
интереса у учащихся играет подбор образного,
яркого, занимательного учебного материала и
добавление его к общему роду учебных примеров и
заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу
приподнятости, которая возбуждает положительное
отношение к учебной деятельности. К примеру,
вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую
тему” – учитель может предложить учащимся
разгадать кроссворд ключевым словом, которого
является название темы урока. Я стараюсь
обогатить и разнообразить учебное содержание
урока. Примером может служить проведение на
уроке математики игры – путешествия, урока-КВНа.

Формирование проблемных ситуаций придаёт
интерес, занимательность учебному занятию.
Значительно способствуют желанию учиться
интересные практические занятия, экскурсии,
наблюдения, а также активное участие детей во
внеклассной и внешкольной работе.

Работу по устранению пробелов в знаниях
учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных
занятиях.

Хороший результат на уроках дает:

На дополнительных занятиях предоставляю
учащимся право спрашивать своих товарищей,
составлять самим тексты диктантов, диктовать их,
проверять самостоятельные работы друг друга,
объяснять задания.

Провожу индивидуальные беседы с учениками.
Поддерживаю тесную связь со школьным психологом.

Комплексный подход к решению проблем
неуспеваемости это совместная работа педагога,
психолога, логопеда, социального педагога, и
конечно же родителей. Работа с родителями имеет
огромное значение при решении проблем
успеваемости. Поэтому проводя родительские
собрания, я стараюсь акцентировать внимание на
каждом своем ученике и дать родителям
практические советы по преодолению трудностей,
которые испытывают их дети.

Рекомендации для учителей по работе со
слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с
неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы
с неуспевающими школьниками:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь
    передать и ему эту веру.
  2. Помните, что для ученика необходим период
    “вживания” в материал.
  3. Не торопите его, научитесь ждать.
  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый
    вносит нечто новое в изучаемую тему.
  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят,
    поймут, чаще предлагайте им однотипные задания.
    Одно решили с учителем, другое – сообща с
    учителем, третье – каждый индивидуально.
  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими
    примитивно. Надо постоянно добиваться развития
    памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к
    учению.
  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте
    из изученного выбрать главное, изложить его,
    повторить, закрепить.
  8. Обобщение – главная составляющая любой
    методики.
  9. Научитесь управлять классом, сочетать
    фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
  10. Помните, что через некоторое время группа
    слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на
    способных, средних и слабоуспевающих.

Библиографический список.

  1. Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная
    школа : плюс-минус. – 2000, №12. – с. 20.
  2. Выготский Л. С Педагогическая психология. – М.,
    1996.
  3. Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим
    ученикам.” // Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22.
  4. Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно
    учиться”. – К., 1990. – с. 107.
  5. Коростель И. “Работа со слабоуспевающими
    учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.
  6. Кумарина Г. “Компенсирующее обучение” //
    Начальная школа. – 1995, №3.– с.72.
  7. Немов Р.С. Психология 3 часть. – М.: Просвещение,
    Владос, 1995.
  8. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.:
    Владос, 2000.
  9. Реан С.А, Бордовская Н. Педагогика. – П., 2000.
  10. Сластенин В., Баранов С. Педагогика. – М., 2000.
  11. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории,
    системы, технологии. – М.: Академия, 1998.
  12. Ульянова Т. “Школьная дезадаптация и связанные
    с ней трудности обучения у учащихся первых
    классов” // Начальная школа. – 1996, №7. – с. 53.
  13. Хромов. Н.И. Методы обучения детей с различными
    типами обучамости. – М.: Айрис пресс, 2007.
  14. Волина В. В. Праздник букваря.– М.: АСТ– Пресс.
    1995.
  15. 5000 игр и головоломок для школьников.-М.: ООО
    “Издательство АСТ”, 1999.

Приложение к опыту.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018