Природа – источник вдохновения. Интегрированный урок в 5-м классе

  • Склейнова Раиса Викторовна, учитель музыки

«…мало одной жизни, чтобы испытать до конца очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе — один из вернейших признаков любви к своей стране» К.Г. Паустовский

Задачи:

1. Образовательные:

  1. закрепить представление учащихся о многогранных связях музыки, живописи и литературы;
  2. закрепить понятие «средства музыкальной выразительности»;
  3. продолжить накопление сведений о музыкантах и их произведениях.

2. Развивательные:

  1. совершенствовать исполнительское мастерство;
  2. развивать творческое воображение учащихся;
  3. развивать умение анализировать и сравнивать музыкальные, художественные и литературные произведения.

3. Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к искусству;
  2. воспитание слушательской и исполнительской культуры;
  3. воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, живописи и литературе;
  4. любить и беречь природу, видеть в ней источник творчества.

Цель: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений и попробовать создать музыкальные картины при помощи средств музыкальной выразительности.

Оборудование: репродукции пейзажей русских художников и И.И.Левитана «Золотая осень», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», портрет П.И.Чайковского, таблицы, CD и DVD диски, компьютер.

План урока:

Тема нашего урока: «Природа – источник вдохновения».

Для поэтов, писателей, композиторов и живописцев природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные и художественные произведения родились благодаря любви к ней.

Цель: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений и попробовать создать музыкальные картины при помощи средств музыкальной выразительности.

-Какие композиторы отражали красоту природы в своих произведениях?

(П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, Э.Григ, М.П.Мусоргский)

Композиторы изображали природу по-разному: с помощью звукоподражания или, воспроизведя переживания, которые природа пробуждает в них или их героях.

Так у композитора П.И.Чайковского есть музыкальное произведение «Времена года», которое представляет собой 12 частей – 12 месяцев. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.

-Сейчас прозвучит одна из пьес этого цикла.

— Определите, какого характера музыка?

(Характер: грустная, печальная, тоскливая, задумчивая)

— Эта музыка выражает чувства или изображает какие – либо звуки природы?

(Чувства: печаль, грусть, тоска)

— Какому времени года созвучна эта пьеса?

(Осени)

-Почему? (увядает природа, облетают листья с деревьев, дождь, слякоть, дни становятся короче)

Эта пьеса так и называется «Осенняя песня».

— Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать чувства печали, грусти?

(Медленный темп, звучит тихо, мелодия протяжная, распевная, лад – минор, регистр – средний, ритм – ровный)

( Показ репродукций картины осени)

П.И.Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мало сказать, что Петр Ильич страстно любил природу – он ее боготворил.

Вот одно из высказываний композитора «Прогулка летом по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в таком изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский пейзаж».

— А каких вы знаете писателей и поэтов, которые воспевали осень в своих произведениях?

(А.С.Пушкин, И.Бунин, С.Есенин, Н.Некрасов, А.Н.Плещеев)

— Послушайте фрагменты двух стихотворений: А.С.Пушкина и А.Н.Плещеева.

(Стихи напечатаны)

(выразительное чтение)

А.С.Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.

— Какими настроением проникнуто стихотворение?

(настроение грустное, печальное)

-Что помогает поэту передать эти чувства? Какие слова?

(унылая, прощальная)

-Как в литературе называют такие слова?

(эпитеты)

-Что необычного в построении предложения?

-Какие слова на первом месте? (приятна, люблю)

(Необычный порядок слов в предложении помогает автору передать своё отношение к унылой поре природы. Какое? Он её любит, несмотря ни на что. Поэтому в начале строк стоят эти слова, помогая поэту передать, а нам понять его чувства)

-Что ещё помогает автору передать восхищение природой?

(синтаксис, восклицательные знаки)

(выразительное чтение)

А.Н.Плещеев Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца; Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном.

-Какие чувства выражены в стихотворении? (грусть, печаль, тоска)

-В какой строчке заключается основная мысль? (скучная картина)

-Какие образы помогают передать поэту грусть, печаль? (тучи, дождик, лужи)

-Какие эпитеты? (скучная, чахлая)

-И всё же, что нам помогает понять, что А.Н. любит этот унылый пейзаж?

(слова деревушка, серенький с уменьшительно-ласкательным суффиксом передают любовь, нежность к родным местам)

— Созвучны ли эти стихи с «Осенней песней» П.И.Чайковского.

(Оба стихотворения созвучно с музыкой П.И.Чайковского)

Вывод: Вот видите ребята и для П.И.Чайковского, и для поэтов, и художников осень явилась источником вдохновения и способствовало созданию этих произведений.

Все времена года разнообразны, но прекрасны по-своему и способны вдохновлять.

— Что такое «Вдохновение»?

Вдохновение – это творческий подъем, прилив творческих сил.

Известный художник-пейзажист Игорь Эммануилович Грабарь сумел уловить необычное в хорошо знакомой нам берёзе.

Прочитаем воспоминания художника:

«…Настали чудесные солнечные февральские дни, утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Перед вами репродукции картин И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

-Удалось ли художнику передать ту красоту, которая его однажды поразила?

(да)

-Какие краски увидел в природе и стремился передать на полотне художник?

(лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег)

  • лазоревый – лазурный, светло-синий.
  • жемчужный – белый или желто-белый.
  • коралловый – ярко-красный.
  • сапфировый – синий или голубой, зеленовато-синий.

Опишите настроение картины.

(«Февральская лазурь» — радостное, бодрое, яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег, сочетание желтого и голубого тона создаёт праздничное настроение)

-Почему так названа? (На ней изображён прекрасный солнечный день, с ослепляющей голубизной неба, белоствольной красавицей берёзой и сиреневым снегом. Всё это и представляет единое целое, радостное и праздничное по настроению)

«Февральская лазурь» — полотно отличающееся особой звучностью, мажорностью цветового решения.

-Какие слова являются музыкальными?

(звучность и мажорность)

Ни одно время года так не волшебно, как зима.

— Сейчас мы прочитаем два отрывка из стихотворений А.С.Пушкина.

 ЗИМНЕЕ УТРО. ЗИМНЯЯ ДОРОГА.
Под голубыми небесами По дороге зимней, скучной
Великолепными коврами, Тройка борзая бежит,
Блестя на солнце, снег лежит; Колокольчик однозвучный
Прозрачный лес один чернеет. Утомительно гремит.
И ель сквозь иней зеленеет, Что-то слышится родное
И речка подо льдом блестит. В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

-Какое из них по настроению подходит к картине? Почему?

— Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С.Пушкиным?

(своим настроением: «Зимнее утро» — веселое, игривое, задорное, яркое, а

«Зимняя дорога» — грусть, печаль, одиночество, тоска)

— Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)? (Записываем на доске)

Средства музыкальной Выразительности. «Зимнее утро» «Зимняя дорога» «На тройке»
Мелодия Плавная Плавная Плавная
Лад Мажор, минор Минор Минор
Регистр Средний Средний Средний
Ритм Ровный Ровный Ровный.
Звуковедение. Связное Связное  СвязноеОтрывистое
Темп Умеренный Медленный Умеренный
Динамика  Умеренно Тихо Умеренно

— В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С.Пушкина они бы соответствовали?

(«Тройка борзая бежит», «Колокольчик однозвучный утомительно гремит»)

— Что такое тройка? (Тройка – это три лошади с бубенцами)

Значение слова «борзая» (быстрая, резвая)

-Сейчас прозвучит еще одна пьеса из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, которая так и называется «На тройке». (Видиозапись)

-Какого характера музыка?

(Напевная, радостная, игривая, протяжная, задорная. Мы не услышим здесь тоски и тревоги. Резко звучат бубенцы, кони весело мчатся мимо заснеженных холмов и сказочно одетых деревьев.

С первых звуков перед глазами встают необъятные просторы полей, покрытых снегом.

-Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?

(таблица)

-Обратите внимание на таблицу, которая получилась. Что вы можете сказать?

-Почему же природа служит источником вдохновения?

Итог: Мир вокруг нас огромен и прекрасен, и когда, талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, красками, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку или смотрят картины сами становятся добрее, красивее и лучше.

У писателя К.Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».

-Обратите внимание на три слова: творчество, природа, вдохновение.

-Какое вы можете поставить на первое место? (Природа – вдохновение – творчество).

— Если природа – это источник вдохновения, то как отразится ее гибель на творчестве?

(Нет природы, нет вдохновения, нет творчества).

Мы говорили о природе средней полосе, которая поражала воображение поэтов, художников, композиторов. Сами же живём на Крайнем севере, за Полярным кругом.

-Что вы можете сказать о северной природе? Какая она?

(суровая, полярная, длинная ночь, сопки, карликовые деревья и т.д.)

-Может ли наша природа быть источником вдохновения?

Сегодня мы с вами разучим песню композитора Владимира Попова на слова Виктора Тимофеева «Рябиновый Мурманск».

(Выразительное чтение стихотворения)

-Какой образ ассоциируется у поэта Виктора Тимофеева с Мурманском? (образ рябины)

-Чем является слово рябиновый? (эпитетом)

Имя Владимира Попова хорошо известно жителям Заполярья. Им написано много песен для детей и взрослых, наполненных лиризмом, душевностью, мягкостью и добротой. Все они связаны с северной темой, написаны с большой любовью к родному краю.

-Что вдохновило композитора написать песню? (Красота родного края, очарование северной осени)

  1. Исполнение 1 куплета.
  2. Разучивание песни.
  3. Исполнение песни под фонограмму (видеозапись).

Презентация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 14 =