Пение в речевой позиции по системе Сета Риггса

  • Мельникова Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования

Сет Риггс является одним из самых выдающихся учителей пения в мире. Он одинаково успешно работает как с поп-звездами, так и с лауреатами конкурса Метрополитен Опера. Его книга «Как стать звездой» является одной из самых выдающихся работ, посвященных проблемам голоса. Секрет его школы пения заключается в приеме, который называется «пение в речевой позиции» (когда гортань находится в таком положении, как и во время речи). Что позволяет при пении пользоваться голосом так же легко и комфортно, как это делается во время разговора. Независимо от регистра и громкости рот и горло ведут себя одинаково. Ваш тембр и пропеваемые слова всегда будут казаться естественными как вам самим, так и аудитории. Пение в речевой позиции – это естественный прием, при котором голос работает без усилий. Мы не позволяем мышцам лежащим вне гортани, вмешиваться в процесс рождения звука. Когда мы освобождаем процесс появления звука, освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани наш резонатор остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона в котором мы поем. Эту задачу можно решить при помощи специальных упражнений.

Цели и задачи:

  • пробуждение творческой активности, стимулирование воображения ребенка, расширение кругозора;
  • формирование образных представлений;
  • формирование умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний;
  • пополнение словарного запаса;
  • овладение техникой пения в речевой позиции.

Оборудование:

Пианино, музыкальный центр, микрофон, диски с записями популярных эстрадных и академических произведений, зал для занятий и репетиций.

Ход занятия

I. Организационная часть занятия.

Преподаватель: Здравствуй, Ангелина. Сегодня тема нашего занятия “Пение в речевой позиции по методу Сета Риггса”.

Вопрос № 1. Кто такой Сет Риггс?

Вопрос № 2. При чтении его биографии, что тебя наиболее заинтересовало или удивило?

(Ответ.)

Преподаватель: Да, благодаря своей уникальной методике “Пение в речевой позиции”, Сет Риггс очень многим помог справиться с их голосовыми проблемами. А именно таким выдающимся певцам и музыкантам, которые работают и поют в разных стилях и направлениях. К ним относятся такие мировые знаменитости, как Майкл Джексон, Хулио Эглесиас, Эдди Мерфи, Мадонна и многие, многие другие. В своих занятиях мы тоже используем элементы школы Сета Риггса “Пение в речевой позиции”.

II. Основная часть занятия.

Преподаватель: О чем нужно помнить в пении в речевой позиции, что это естественный прием при котором наш голос работает без усилий. Мы не должны позволять мышцам лежащим вне гортани вмешиваться в процесс рождения звука. А также не забывать что когда мы освобождаем процесс появления звука освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани резонатор также остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих вне зависимости от диапазона в котором поем.

Упражнения для распевки по системе Сета Риггса:

Упражнение № 1. Расположи кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Подтянуть кожу так, чтобы твои зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными и чтобы двигать ими не нужно много воздуха. Используя звук «М» позволь свои губам вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Расслабь губы и все остальные мышцы лица и горла. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. Следим за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания (отрабатывается упражнение).

Рис. 1

Упражнение № 2. Трель языком. При извлечении звука позволь своему языку слегка колебаться. Ноты те же, что и в упражнении №1. Помни, при переходе к головному голосу важно следить за тем, чтобы звук был связным (отрабатывается упражнение).

Рис. 2

Упражнение № 3. Споем звук «нэй». Следим за тем, чтобы он не пелся носом. Постарайся не утрировать звук «эн» иначе он будет гнусавым. Также следи за тем, чтобы не петь грудным голосом (отрабатывается упражнение).

Рис. 3

Упражнение № 4. Споем те же ноты, но только на слог «мам». Чтобы удобнее было петь, сделай свой голос немного «плаксивым» для того чтобы опустилась твоя гортань. Эта позиция является временной. При пении следить, чтобы мягкое небо оставалось расслабленным, а звук по мере того, как будешь петь все выше и выше, уходил за него все дальше и дальше. Поем звук «мам» внятно, не следует переходить на «мем» – это будет сигналом того, что гортань начала подниматься (отрабатывается упражнение).

Рис. 4

Преподаватель: Теперь споем вокализ.

При пении вокализа следуй тем указаниям, о которых я говорила на упражнениях: следить за положением гортани, естественный вдох, слитное звуковедение (работа над вокализом).

Рис. 5

Преподаватель: Дома я попросила подготовить тебя русскую народную песню “Пряха”, разобрать ее текст, проанализировать характер и музыкальное настроение, попробовать представить эти картины, а самое главное, перед зеркалом с выражением проговаривать текст, при этом запоминать ощущения работы гортани: как двигаются губы, какое положение занимают нижняя челюсть и рот (ответ).

Преподаватель: Теперь пользуясь приемами в речевой позиции споем эту песню.

(работа над песней)

Рис. 6

III. Заключительная часть занятия.

Преподаватель: Ангелина, как ты считаешь, полностью ли тебе удалось справиться со всеми заданиями, которые мы сегодня выполняли на нашем занятии, или что-то у тебя не совсем получилось и над этим надо еще поработать?

(Самоанализ занятия ребенком.)

Подведение итогов занятия преподавателем.

Литература:

  1. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.– Ростов Н/Д: Изд-во “Учитель”, 2007.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей педагогических учебных заведений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.– Ростов Н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005.
  3. Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =