Сценарий внеклассного мероприятия Веселые ритмы Евгения Дербенко

  • Богатырева Елена Евгеньевна, преподаватель
  • Демьяненко Елена Валерьевна, преподаватель фортепиано

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели проекта:

  • музыкально-просветительская деятельность:
    знакомство школьников средних классов с
    народной художественной культурой XX века;
  • инициирование интереса учащихся к народной
    художественной культуре XX века;
  • формирование национального самосознания
    учащихся, уважения к своему народу;
  • формирование мотивации к
    музыкально-образовательной деятельности,
    воспитание трудолюбия;
  • реализация музыкально-творческих способностей,
    возможностей и потребностей учащихся;
  • формирование умения учащихся представить
    результат своей работы в концертном исполнении.

Задачи проекта:

  • знакомство учащихся с творчеством Е.П.Дербенко,
    создание представления о личности композитора;
  • на примере личности Е.П.Дербенко воспитание
    благоприятного отношения школьников средних
    классов к народной художественной культуре XX
    века;
  • развитие творческой самостоятельности
    учащихся, их фантазии, умения использовать
    имеющиеся знания и опыт в практической
    деятельности;
  • развитие эмоциональной сферы учащихся в
    процессе подготовки творческого проекта,
    представленного на концерте;
  • развитие активного восприятия музыки
    посредством творчества Е.П.Дербенко;
  • содействие развитию межличностных отношений
    учащихся и умению
  • работать в команде.

Форма проекта: концерт-презентация.

Оборудование: афиша концерта (приложение 1), программа
концерта (приложение 2),
музыкальные инструменты, микрофоны и
усилительное оборудование, компьютер и экран для
показа презентации (приложение 3).

Ведущие: Лиза, Соня, Аня.

Лиза:

Слайды 1-2. Дорогие друзья! Наша концертная
программа посвящена творчеству популярного
российского композитора, работающего в жанре
музыки для русских народных инструментов,
Евгению Петровичу Дербенко. Сегодня, наверное,
нет ни одного баяниста, который бы не знал его
обработок народных мелодий или оригинальных
сочинений. Интересна музыка этого автора и для
других инструментов и ансамблей. А познакомят
нас с ней учащиеся класса баяна преподавателя
Богатырёвой Елены Евгеньевны и учащиеся класса
фортепиано и синтезатора преподавателя
Демьяненко Елены Валерьевны.

Соня:

Родился Евгений Петрович 17 марта 1949 года.

Слайд 3. Родина композитора — подмосковный
город Павловский Посад. Первым музыкальным
впечатлением детства, определившим дальнейшую
судьбу Евгения Дербенко, была поразившая его
воображение игра на гармони соседа-самоучки. Сам
Евгений начал сочинять музыку в первом классе
музыкальной школы. Строгий учитель по классу
баяна, услышав его первый вальс, произнёс: “Ну
что ж, ничего гениального”. Начинающий автор,
конечно, расстроился, но занятия сочинительством
не бросил, хотя учителю свои опусы больше не
показывал.

Лиза:

1. Е.Дербенко. Лимузин.

Слайд 4. В 1964 году Евгений Дербенко поступил
в Первое Московское областное музыкальное
училище в городе Коломне. Учился молодой Евгений
по классу баяна, но увлечение сочинением музыки
постепенно превращалось для него в жизненную
необходимость. Так, заканчивая училище, на
госэкзамене, он играл свою пятичастную Сонату
для баяна.

Слайд 5. Услышав произведение юного маэстро,
экзаменационная комиссия дала Дербенко
рекомендацию для поступления в Государственный
музыкально-педагогический институт имени
Гнесиных. В институте Евгений учился по классу
баяна и по композиции.

Слайд 6. Его пьесы для оркестра звучали в
Молодёжном оркестре под управлением
Н.Н.Калинина, в оркестре имени Осипова под
управлением В.П.Дубровского, их стали включать в
свой репертуар известные баянисты.

Соня:

2. Л.Лоскутов. Семёновна.

Слайд 7. По-настоящему развернулся талант
композитора в городе Орле, куда в 1974 году Евгений
Петрович приехал по распределению на работу в
музыкальное училище.

Слайд 8. В этот период произведения молодого
композитора исполняет много различных
коллективов: Орловское трио баянистов,

Слайд 9. Ансамбль “Наигрыш”,

Слайд 10. Академический оркестр русских
народных инструментов Гостелерадио под
управлением Н.Некрасова, для которого рождаются
самые значительные оркестровые циклы
“Перезвоны” и “Картины Древней Руси”.

Лиза:

3. Б.Самойленко. Ноктюрн.

Ребята, вы знаете, сколько видов гармошек
существует в России?

Слайд 11. Сотни видов гармоник — саратовские,
архангельские, осетинские, в каждой области своя.
А звонкоголосые, одни из наиболее известных,
ливенки делают в единственной на всю страну
мастерской в орловском районном городе Ливны.
Запели ливенки еще в конце XVIII века.

Слайд 12. Известно, что сам блистательный граф
Орлов развлекал императрицу Екатерину игрой на
гармошке. Приезжал в Ливны слушать ярмарочных
гармонистов Лев Толстой. Ливенка была постоянной
спутницей в радостях и бедах простого люда: и
свадьбы, и похороны, и праздники нельзя было
представить без неё.

Слайд 13. О прощальных вечерах, уходивших на
войну солдат, писал в 1914 году Сергей Есенин:

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой,
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.
Распевали про любимые
Да последние деньки:
“Ты прощай, село родимое,
Тёмна роща и пеньки”…
Размахнув кудрями русыми,
В пляс пускались весело.
Девки брякали им бусами,
Зазывали за село….
…По селу тропинкой кривенькой
Ободравшись о пеньки,
Рекрута играли в ливенку
Про остальние деньки.

Соня:

4. Е.Дербенко. Казачий перепляс.

Лиза:

Слайд 14. У ливенки самые длинные меха. Если у
других гармошек рёбер-борин 13-14, то у ливенки — 40.
Такую гармошку можно буквально обмотать вокруг
себя, т.к. при полном растяжении мехов ее длина
достигает двух метров.

Слайд 15. Ливенская гармошка от тальянок
отличается тем, что если на всех прочих требуется
владение сложной техникой игры мехами, то на
ливенках звук не меняется при смене меха. К тому
же гармошки не имеют ремней, которые
перекидываются через плечо гармониста. От
объема, силы мехов зависит “вздох” — звук
гармони. Поэтому не большая по размеру, но с
длинными мехами ливенка, самая голосистая.

Слайд 16. В 1975 году в одной из местных
орловских газет появилась заметка: “В самих
Ливнах на гармониках от больших — величиной с
обувную коробку, до крохотных — со спичечный
коробок, играют музыканты ансамбля “Ливенские
гармоники”. Специальный репертуар для них пишет
орловский композитор Евгений Дербенко”.

Слайд 17. Сотрудничество композитора с
ансамблем “Ливенские гармоники” привело к
появлению новых оригинальных произведений.

Слайд 18. В самих Ливнах в начале 2013 года
установлен памятник великой ливенской гармошке
– символу города Ливны.

Соня:

5. Е.Дербенко. Ливенский ковбой.

Слайд 19. Увлечение ансамблевым
исполнительством приводит Е. П. Дербенко к
созданию в 1982 году самобытного коллектива
“Орловский сувенир”. Участники ансамбля, в том
числе и его руководитель, играют на
многочисленных русских народных инструментах,
стремясь превратить каждый номер в своеобразную
пьесу-сценку. Каждое выступление коллектива
ансамбля является уникальным и не похожим на
другие. Сценический образ и постановочное
мастерство руководителя ансамбля и каждого из
его членов, делают выступления интересными и
насыщенными. Поэтому, где бы ни выступал этот
коллектив — в нашей стране или за рубежом,— ему
сопутствует неизменный успех.

Лиза:

6. Е.Дербенко. На скамеечке.

Слайд 20. Творческая работа в ансамбле
“Орловский сувенир” принесла Евгению Дербенко
победы на многих композиторских конкурсах,
записи на радио и телевидении, всероссийское
признание. В 1986 году Евгения Дербенко принимают в
Союз композиторов СССР, в 1990 году он становится
заслуженным деятелем искусств России. И ни на
один день не расстаётся с любимым инструментом –
баяном, посвящая ему все новые и новые сочинения
– от концертов и сонат до искрящихся юмором
виртуозных и в то же время удобных для исполнения
миниатюр. С сольными концертами Дербенко
выступал на Украине, в Беларуси, Франции,
Германии, Швейцарии, Индии, и в странах Бенилюкса.

Соня:

7. В.Баканов. Концертная пьеса.

Лиза:

Слайд 21. Евгений Дербенко является не только
известным композитором и исполнителем, но и
талантливым педагогом. Он подготовил более 100
лауреатов международных и всероссийских
конкурсов исполнителей на русских народных
инструментах. Наиболее известные ученики
Евгения Дербенко:

Слайд 22. Лауреат международных и
всероссийских конкурсов, стипендиат
Министерства культуры РФ, фонда “Русское
исполнительское искусство” и Международного
благотворительного фонда В.Спивакова, гармонист
Павел Уханов;

Слайд 23. Лауреат международных и
всероссийских конкурсов, солист ГУК
“Москонцерт” — Михаил Коломыцев;

Слайд 24. Лауреат первых премий различных
международных конкурсов, солист Московской и
Вологодской филармоний, участник сольных
концертов певицы Марины Девятовой – Михаил
Морозов;

Слайд 25. Пятикратный лауреат международных
конкурсов, лауреат всероссийских конкурсов,
гармонист фолк-рок группы “Навстречу солнцу” –
Николай Кузьмищев;

Слайд 26. Баянистка и гармонистка, лауреат
международных и всероссийских конкурсов,
стипендиат премии “Юные дарования России” при
поддержке министерства культуры РФ — Лия Брагина;

Слайд 27. Лауреат международных и
всероссийских конкурсов, исполнитель
произведений Е.Дербенко, названный композитором
“мастером игры на русской гармони” — Михаил
Кузьмин;

А также Светлана Смирнова, Владимир Шарафеев и
многие другие ученики великого педагога.

Слайд 28. С января 2012 года Дербенко –
профессор кафедры народных инструментов
Белгородского государственного института
культуры и искусства.

Аня:

8. .Журин. Новелетта на мелодию Евгения Дербенко.

Слайд 29. Надо сказать ещё об одной заслуге
Евгения Петровича Дербенко: он впервые в России
разработал и внедрил в учебный процесс программу
по классу гармони для музыкальных училищ. Она
была одобрена Российской академией музыки имени
Гнесиных и содержит трёхзвенную систему
музыкального образования для гармонистов:
“музыкальная школа – училище – ВУЗ”. Ни один
композитор фактически не писал для русской
гармони. В основном гармонисты играли наигрыши,
страдания, “барыню”. А это, как считает Дербенко,
всё равно, что играть на фортепиано один только
“Собачий вальс”. Дербенко стал первым
профессиональным композитором, который создал
огромный оригинальный репертуар для гармони — от
небольших произведений-миниатюр до сонат, сюит,
квартетов, концертов с оркестром. И тем самым
способствовал тому, что теперь этот инструмент
звучит не только на завалинках, но и в концертном
зале имени Чайковского, да и в Большом зале
консерватории.

9. Е.Дербенко. Мелодия.

Слайд 30. В качестве председателя и члена жюри
Дербенко участвовал в работе нескольких
десятков международных и всероссийских
конкурсов. Ежегодно в городе Рязань проходит
Национальный фестиваль — конкурс традиционного
народного творчества молодежи “Есенинская
Русь”. Он собирает на одной сцене более 400
участников из разных городов России.
Председателем жюри этого фестиваля – конкурса в
номинации “инструментальное исполнительство”
много лет подряд является заслуженный деятель
искусств России, член Союза композиторов России,
педагог Евгений Петрович Дербенко. Он даёт
мастер-классы и сольные концерты. В одном из
интервью Евгений Петрович сказал: “Когда
ребенок играет дома или для себя – он музыкант,
но, выходя на сцену, он уже артист и при помощи
своего музыкального инструмента должен общаться
с публикой. Труд музыканта очень тяжелый. Чтобы
чего-то добиться, необходим талант и стремление к
мастерству”.

Лиза:

10. Е.Дербенко. Орловские страдания.

Слайд 31. С 1998 года Евгений Дербенко ведет
активную концертную деятельность в дуэте с
Заслуженным артистом России, руководителем
Орловского трио баянистов, Анатолием Кочергиным.
Репертуар ансамбля исключительно оригинален. Он
состоит из обработок народных напевов,
аранжировок популярных мелодий разных стран и
оригинальных произведений Евгения Петровича.
Дуэт принимал участие в Международных конкурсах
и становился победителем, гастролировал в России
и за рубежом, выпущены несколько компакт-дисков с
записями. В исполнении дуэта привлекает яркая
эмоциональность, импровизационность, свободное
владение инструментами. Музыкантов справедливо
называют «Виртуозами Орла». Они
демонстрируют беспредельные возможности
современных баянов и делают это артистично,
легко, всегда встречая восторженный прием
публики.

Соня:

11. Е.Дербенко. Танго для бабушки.

Лиза:

Слайд 32. В чём же секрет музыки Евгения
Дербенко? Народный артист Украины, профессор
В.В.Бесфамильнов так ответил на этот вопрос: “В
каждом его произведении – своя “изюминка”, нет
повторов в технических и композиторских приёмах,
почерк остаётся дербенковским. Музыка покоряет
оптимизмом, содержательностью, страстью
душевной и эмоциональной!”

Талант, трудолюбие, творчество, фантастическая
преданность своему делу — вот слагаемые успеха
этого музыканта, одного из ярких представителей
российской музыкальной культуры.

Слайд 33. Он призывает нас: “Давайте творить
вместе, ибо творчество – это смысл жизни!”

Соня:

12. Е.Дербенко. Романтическая прелюдия.

Лиза:

На этом наш концерт окончен. Спасибо за
внимание!

Список использованной литературы.

  1. Баканов В. Альбом баяниста и аккордеониста. – М.,
    2008.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Лоскутов Л. Пьесы для баяна (аккордеона). – М., 2011.
  4. Новые произведения российских композиторов
    юным баянистам – аккордеонистам. – Ростов /нД:
    Феникс, 2010.
  5. Ушенин В. Школа ансамблевого музицирования
    баянистов (аккордеонистов). – Ростов /нД: Феникс,
    2011.
  6. Ушенин В. Школа художественного мастерства
    баяниста. – Ростов /нД: Феникс, 2009.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018