Обучение чтению на английском языке

  • Недоспасова Наталья Владимировна, учитель английского языка
  • Ряшенцева Виктория Анатольевна, учитель английского языка

Учить любой иностранный язык мы начинаем с алфавита. Сначала знакомимся с
буквами и их звуками, потом постепенно пытаемся произносить эти буквы в
комплексе, плавно переходя к правилам чтения этих комбинаций. Полноценное чтение
– вот наша цель. Письменное оформление слов предлагает нам зрительную опору
изучаемого материала. И покорив этот вид деятельности, мы понимаем, что теперь
нам доступны все грани языка, ведь с помощью чтения мы извлекаем любую
необходимую информацию из текста. А владея этой информацией, мы можем изучить
все, что пожелаем.

Чтение на любом языке, не только иностранном, но и родном, развивает наше
мышление, ведь мы на подсознательном уровне запоминаем, как люди общаются или
ведут себя в тех или иных ситуациях. Нам открыты двери к любым областям знаний.
Мы способны узнать все о том, что нас интересует. А достаточно высокий уровень
грамотности у читающих людей – это всем известный факт! Чтение на английском
помогает практически овладеть языком, способствует изучению культуры этого
языка, помогает нашему самообразованию. Только представьте! Вам становятся
доступными произведения иностранных авторов. Вы в курсе всех новостей на
английском языке, которые еще не подлежали переводу. Вы знакомитесь с
какими-либо знаниями, которые так бы остались для вас неизвестными, если бы не
возможность прочитать о них. Анализ учебной деятельности школьников
свидетельствует о том, что если у учащихся недостаточно хорошо развиты навыки
чтения, они плохо применяют освоенный языковой материал в ситуации общения.

С чего начинать обучение чтению на английском языке?

Основные правила чтения для детей

Учить детей чтению на английском нужно начинать в два этапа.

Первый: учим английский алфавит, причем можно и не в алфавитном порядке, а
начиная с букв, употребляемых в словах, которые ребенок уже выучил и научился
хорошо произносить. Например, слова:

table, dog, cat, apple, water, tiger, lion, car, house и т.д.

Начинать обучение с понятных и знакомых слов очень важно: зная произношение и
видя само слово, мозг учиться проводить аналогии, а детский мозг работает
интуитивно и в два раза быстрее взрослого.

Как вести обучение английскому алфавиту

Обучение алфавиту проще вести по карточке, на которой дополнительно приведена
транскрипция звучания каждой буквы.

Как запоминаем алфавит:

  1. Учим в день несколько букв и употребляем их в словах.
  2. Замечаем, что фонетическое звучание буквы в алфавите и слове может быть
    совершенно различным.
  3. Закрепляем выученные буквы веселыми уроками.

Изучение детьми правил английской фонетики

Второй этап начинается в самом начале обучения чтению и всю дорогу идет
параллельно ему. Дети узнают такие правила:

  • одни и те же буквы и буквосочетания в словах могут произноситься
    по-разному;
  • некоторые буквы пишутся, но не читаются;
  • одна буква может читаться двумя звуками, как и наоборот: в
    буквосочетании может быть 2-3 буквы, читаемые одним звуком.

Все это называется фонетикой, и чтобы ее усвоить, необходимо владеть
правилами транскрипции и знать:

  • Что такое долгие гласные звуки:
    это те, что произносятся протяжно.
  • Что такое краткие гласные звуки:
    произносятся коротко, иногда их звучание соответствует русскому звуку, а
    иногда особому, так называемому нейтральному, промежуточному между двумя
    соседними (-о и -а, -а и -э) звуку.

  • Что такое дифтонги и трифтонги:
    это звуки, состоящие из двух или трех элементов.
  • Что такое звонкие и глухие согласные звуки:
    английские звонкие произносятся энергичней русских и в конце не оглушаются.

Закрепляющие приемы обучения чтению

Для объяснения фонетических правил желательно иметь карточки с транскрипцией
звуков по этим категориям.
Демонстрируя карточку, заучиваем правила произношения каждого звука, в
соответствие с русскими звуками. Если русского аналога нет, то произношение
звука расписывается подробно, с указанием расположения языка или нахождения
подобного звучания.

Например, такое правило произнесения звука [θ]:

При произнесении звука [θ] нужно расположить язык, будто собираешься
произнести звук “с”, только кончик его разместить между зубами.

Или следующее правило произнесения звука [ə]:

Звук [ə] произносится как среднее между -о и -а, или безударное -о и -а в
словах “водяной” и “комната”.

В процессе обучения фонетике закрепляем правила чтения на примерах слов.

Обучение чтению на английском языке подразумевает освоение этого вида
деятельности с самых азов. Хорошей основой для продуктивного чтения служит
отменное знание всех букв со звуками, сочетаний этих звуков в различных
комбинациях. Чтобы освоить этот материал, необходимо тщательно объяснить или
разобрать правила чтения. Очень удобно, когда они разбиты на категории и
изображены в виде таблицы с произношением того или иного звука и его вариаций.
Обучение чтению фактически начинается со второго урока, когда дети знакомятся
сразу блочно с четырьмя буквами. На усвоение каждого блока отвожу по три урока.
На первом уроке блока, используя презентацию и красочные картинки, учащиеся
знакомятся с буквами, узнают их звуковой аналог, запоминают.

С первого занятия вводится игровая сказочная ситуация: волшебный город букв A magic town of letters.
На лист ватмана по мере знакомства с алфавитом, прикрепляются буквы, заселяя
свои домики. Каждая буква имеет свою одежду – звук, а некоторые имеют в своем
гардеробе несколько одежд. Для лучшего запоминания мной придуманы небольшие
сказочные истории, которые помогают детям усвоить звуки таких английских букв
как: C, G, Q, A, I, E и т.д.

Например: Буква Е часто обижается, и когда её друзья-буквы ставят в слове на
последнее место, обижается и молчит. Или такой пример: Буквы C и G имеют
в своем гардеробе по две пары одежды. Самую нарядную одежду (звуковые аналоги
названию этих букв в алфавите) они одевают только встречаясь с буквами E, I, Y.
При встречи с остальными буквами они одевают платья – звуки [k] и [g].
Дети сами дали им прозвища – буквы-врушки”.

Обучение чтению на английском языке невозможно без накопления лексики в
пассивном словарном запасе. Конечно, чем больше слов нам известно, тем понятнее
нам прочитанное и тем грамотное мы произносим представленные предложения.
Безусловно, стоит начинать читать сразу после освоения алфавита, но и про
запоминание новых слов забывать не стоит. Использование игровых ситуаций и ИКТ
повышает мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, привлекает
красочностью и новизной и создает комфортную среду обучения. Компьютерная
обучающая программа“Профессор Хиггинс. Английский без акцента” в
отсутствии лингафонного кабинета помогает отработать произношение. Часто
учащиеся сами предлагают сказочные ситуации для запоминания чтения, например,
дифтонгов. Два года назад ученицей была предложена такая сказочная ситуация для
освоения чтения дифтонга ou: O и U часто ходят гулять в лес и
постоянно теряют дорогу домой. Они зовут на помощь [au], что соответствует
русскому АУ! Когда дети придумывают свои ассоциации для запоминания, это дает
стопроцентный результат усвоения навыков чтения.

На этом этапе освоить принципы чтения также помогают задания с использованием
компьютера: “Отведи слова домой” (учащийся должен ранжировать слова по типу
слогов), “Убери лишнее слово” (или “Обнаружь диверсанта” учащиеся находят слово
не соответствующее данному типу слога), “Собери кубики” (или “Построй домик”,
где учащиеся строят дом из кирпичей – слов, одинаковых по принципу чтения) и
т.д. Такая система построения уроков является одним из наиболее эффективных
средств обучения чтению. Игра обладает такой особенностью, как универсальность:
использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам.
Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребёнка,
облегчают учебный процесс, помогают усвоить новый материал и ненавязчиво
развивают необходимые компетенции. А активное использование на уроках
компьютерных технологий способствуют повысить организационную и
учебно-методическую работу учителя, интенсифицировать обучения, активно обучать
– ученик сам добивается новых знаний, повысить мотивацию учащихся, осуществить
индивидуализацию и дифференциацию обучения, создать комфортную среду обучения.
Кстати, в процессе будут очень полезными знания, которые
касаются словообразования в английском языке и его методов. Если вы
познакомитесь с суффиксацией и префиксацией, конверсией и словосложением, вам
будет гораздо проще узнавать незнакомые слова. Зная значение этого слова в
какой-либо части речи, вы сможете без труда понять смысл производных от него
слов. Например: polite – вежливый, impolite – невежливый, politeness –
вежливость.

На первых порах обучение чтению на английском языке должно проходить лишь с
наглядной демонстрацией правильного варианта этого процесса. Другими словами,
необходимо по возможности прослушивать аудиозапись предложенного текста,
созданную носителем языка. Необходимо обратить внимание на произношение,
интонацию, паузы, ритмику речи. По желанию можно слушать этот отрывок несколько
раз. Как вариант подойдет грамотное чтение текста учителем в качестве примера.
Если это урок, можно послушать целый класс целиком и определить, кто лучше
справляется с поставленной задачей. И, конечно, в процессе обучения чтению
необходимо выслушать каждого ученика, чтобы проконтролировать его способности к
этому виду деятельности.

Обучение чтению на английском языке предполагает также понимание того, о чем
идет речь в тексте. Чтобы расширить кругозор рекомендуется чтение текстов разных
жанров и направленностей. В этом случае и лексический материал получит свое
достойное усовершенствование. От того, насколько глубоко и детально понятен
материал, зависит, сможет ли человек, его прочитавший, использовать его в других
областях своей жизни. Чтобы оценить степень усвоения прочитанного, можно
попробовать подобрать к тексту заглавие из нескольких слов, но хорошо отражающее
смысл прочитанного.

Даже если вы учите английский по skype или занимаетесь с репетитором лично,
обучение чтению на английском языке невозможно без самостоятельной работы.
Читать нужно по возможности так часто, как позволяет время. Брать можно любую
литературу, лишь бы она была вам по душе. Сначала приходится постоянно рыться в
словаре в поисках незнакомого слова. Но, со временем, вы научитесь улавливать
основной смысл текста, не переводя отдельные слова. А порой это и не требуется.
На любом из этапов обучения чтение должно быть интересно и понятно для ребёнка,
а также преследовать цель, направленную на формирование основных умений чтения:
декодировать письменный язык, выделять общий смысл текста, находить
запрашиваемую информацию, делать выводы о скрытом контексте текста и понимать
намерения автора.

Сам процесс обучения чтению на английском языке достаточно сложен и требует
не только знаний, но желания и упорства. Не получается добиться нужного
результата одним способом, возьмитесь за другой. Только не бросайте этим
заниматься на полпути.

Источники

    http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/2178.html

    http://engblog.ru/teaching-reading

    http://englishfull.ru/deti/chteniya.html

    http://go.mail.ru/search?frc=purplecrow1&q=http%3Awww.bbc.co.uk%2Fchildren&gp=789701

    Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. Урок иностранного языка. — М.: Глосса-Пресс,
    Ростов-на-Дону: “Феникс”; 2010 г. С.640.

    Cameron L. Teaching Languages to Young Learners. -М.: Cambridge:
    Cambridge University Press; 2001.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018