Жизнь слов в русском языке историзмы, архаизмы, неологизмы. 5-й класс

  • Терских Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель: формирование умения находить в тексте устаревшую лексику и новые слова – неологизмы.

Задачи: уметь употреблять в речи данные лексемы, находить в тексте, в справочных пособиях (словарях), знать лексические значения, уметь дифференцировать архаизмы/историзмы.

Ход урока

“Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта” / М. А. Шолохов

1. Вводное слово учителя.

2. Организация наблюдения

— Ребята, давайте улыбнемся друг другу, посмотрим за окно, увидим прекрасный яркий солнечный день, и с отличным настроением приступим к нашему новому исследованию. Обратимся к цитате на доске, прочитаем ее и узнаем, о чем сегодня пойдет наш разговор. Как вы думаете? Конечно, о языке. О русском языке. О словах, из которых он и состоит.

Мы с вами уже знаем, что наш язык живой, изменяется, откликается на каждое новое открытие или событие, происходящее в мире. Слова в языке, как и люди, живут в нем, рождаются и умирают. Одни существуют столетиями и не собираются покидать свой дом, другие – исчезают со своей эпохой. Многие постепенно уходят из употребления, из нашего с вами общения, так как многие явления, предметы, которые они обозначали, исчезли из нашей жизни. К примеру, “секира”, “волость”, “боярин”, “холоп” и др. Другие же, исчезнув, оставили своих братьев и сестер — синонимов, например, “уста” — губы, “извозчик” — водитель.

С каждым десятилетием новые слова появляются в нашем языке. Как вы думаете, почему? Правильно, мир не стоит на месте, по мнению ученых, за последние полвека было совершено столько открытий как никогда ранее. Поэтому – то и нужны новые слова для обозначения новых предметов, процессов и явлений.

— Как вы думаете, как мы определим тему нашего урока? (Ученики отвечают: “старые” и “новые” слова”).

3. Решение проблемной задачи.

— Ребята, скажите, а зачем нужно помнить о старых словах? Многие ученые создают различные словари устаревших слов, посвящают этому занятию всю свою жизнь, не кажется ли вам, что они попусту тратят свое время? (Учащиеся отвечают, что знать значения слов — значит, верно их употреблять в речи, быть грамотным человеком, и, наконец, это необходимо, т.к. в каждом слове отражается история народа, нашей страны).

— Хорошо, а чему мы должны научиться сегодня с вами? Каждый ряд, посовещавшись, скажет нам об этом. (Учащиеся называют задачи урока: уметь находить, знать значение, различать виды устаревших слов, верно употреблять в речи). Учитель на доске открывает поочередно лепестки цветка, на каждом из которого отражена поставленная задача:

— уметь находить в тексте;

— знать значение;

— различать виды устаревших слов;

— уметь пользоваться словарями устаревших и новых слов.

Работа с текстом.

— Ребята, давайте поработаем в парах. Возьмите карточки, которые лежат на Ваших партах и найдите новые и старые слова, поработайте “саперами”. “Включаем миноискатели” и вперед! При ответе постарайтесь объяснить значение каждого слова.

Хлад Джинсы
Кавалергард Мультиварка
Шуя Кварки
Витязь Плеер
Упиваться (=наслаждаться) Кофеварка
Нивы Программировать

— Молодцы, думаю вам то задание не показалось сложным, попробуем теперь поработать с группой старых слов. Все эти слова можно разделить на историзмы и архаизмы. (Учитель наклеивает на доску карточки с названиями).

— Давайте запишем и выделим корень в этих словах и подумаем, чем они отличаются друг от друга. Попутно вспомним, что такое корень, что заключено в нем. Кто может нам помочь? А вы что добавите? (Каждый высказывает свое мнение). Подберем однокоренные слова к слову “историзмы”: история, историк, исторический. Значит, какой мы можем сделать вывод? (Ребята объясняют, что эти слова связаны с теми предметами, явлениями, которые употреблялись раньше, в далеком прошлом).

— А как вы думаете, есть ли в нашей жизни место таким словам как, гусары, алебарда, кафтан, кокошник, стрельцы, стенать, брашна? Ребята отвечают, что нет.

— Мы можем подобрать синонимы к этим словам? Нет. Правильно, они обозначают предметы и явления, которые уже ушли из нашей жизни.

— Где мы можем их встретить? Для чего они нужны, какова их роль?

— В речи героев исторического фильма, книгах. Для создания картинки того времени, ушедшей эпохи.

— Ребята, а сможете ли вы начертить небольшую схему-опору для того, как найти нам и не ошибиться со словами-историзмами? (Ребята рисуют в парах)

Учитель закрепляет на доске карточку: ИСТОРИЗМЫ=СИНОНИМЫ. Вы согласны, ребята? Да, согласны. Записываем.

— Ребята, а архаизмы, по вашему мнению, как отличить от историзмов. Понаблюдайте за парами слов в следующей карточке и сделайте вывод.

Ветрило — ветер
Щеки-ланиты
Лапти-сапоги
Говяд — скот
Отрок- мальчик- подросток

— Правильно, они заменяются синонимами. Какая будет опорная схема? Пишем: АРХАИЗМЫ=СИНОНИМЫ. Для чего они необходимы? Правильно для колорита древности, изображения старины.

4. Закрепление.

— Рассмотрите картину “Царевна-лягушка” В.М. Васнецова. Эта картина написана по сюжету русской народной сказки. О чем она? Какой эпизод запечатлен на картине? Как смог художник передать атмосферу пира, веселья, красоту и выразительность танца героини? Что они чувствуют. Попробуйте в нескольких предложениях описать картину, используя устаревшие слова: парча, гусляры, пищали, жемчуг скатный, яхонты. Значение этих слов можно найти в особых книгах. Каких, по вашему мнению? (Толковых словарях, Словаре В.И.Даля). У вас на столах лежит словарь, попробуйте найти в нем данные слова. Обратите внимание на стилистические пометы: устар., высок. Как вы думаете, что они обозначают?

— Прочитайте предложения. Выпишите архаизмы.

I в. Опять я в деревне. Хожу на охоту. Пишу мои вирши – живется легко. (Н.Некрасов). Видит око далеко, а ум еще дальше. Твоими бы устами да мед бы пить.

II в. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С. Пушкин). Устами младенца глаголет истина. Один как перст.

5. Знакомство обучающихся с неологизмами.

— Хорошо, ребята, вы справились, а теперь, настало время поговорить и о “молодых” словах. Как они называются? Обратимся к теоретическому материалу учебника.

— Запишем, неологизмы (“новые слова”). Вашим домашним заданием было найти слова, которые появились недавно, разбив их на группы: НАУКА, ТЕХНИКА, МОДА. Давайте посмотрим, что у вас получилось (Наука: космический, кварки, программировать и т.д.; техника: компьютер, планшет, смартфон и т.п., мода: джинсы, танкетка, фэшн и т.п.). В каких группах больше всего слов получилось? Почему? Кто как думает? (Больше всего слов в группах наука и техника, т.к. в наше время эти направления стремительно развиваются и трансформируются).

6. Рефлексия.

— С какими словами мы познакомились сегодня?

— Что вы знали о теме урока раньше? Что узнали нового?

— Каких успехов вы достигли на уроке?

— С какими заданиями нелегко было справиться? Почему?

— Что, по вашему мнению, нужно повторить дома?

— Как вы можете применить эти знания после урока?

— Итак, ребята, как вы считаете, прав ли был М.А.Шолохов, назвав слова величайшим богатством языка?

Напоследок, наш с вами любимый этап работы — составление синквейна о словах, с которыми мы сегодня познакомились:

Историзмы

Древние, русские

Описывают, выражают

Исчезнувшие явления и предметы из сегодняшней жизни

Колорит

Архаизмы

Древние, русские

Изображают, описывают

Явления, предметы прошлого, которые можно заменить синонимами

Поэтичность

Неологизмы

Новые, современные

Описывают, характеризуют Открытия, предметы, явления нового времени

Прогресс

7. Дифференцированное домашнее задание.

1 ряд — составить связный текст (5-6 предложений) с неологизмами.

2 ряд – составить связный текст с историзмами либо выписать из поэзии, художественной прозы.

3 ряд – составить связный текст с архаизмами либо выписать из поэзии, художественной прозы.

Справка по итогам проверки тетрадей

Согласно плану внутришкольного контроля во 2 семестре проводилось изучение состояния проверки тетрадей по математике, информатике, физике, технологии.

Цель: проверка ведения учащимися тетрадей по предмету, регулярность и качество проверки домашних и классных работ, качество проверки контрольных и лабораторных работ.

Проверка показала, что все учащиеся школы имеют необходимое количество тетрадей для работы в классе и дома. Ведение тетрадей учащимися, оформление титульного листа соответствуют единым требованиям. В основном тетради ведутся учащимися аккуратно.

Учителя добились того, что все тетради их учеников грамотно подписаны. Учителя следят за графической культурой учащихся – все чертежи выполняются только карандашом и по линейке.

Практически во всех тетрадях по математике, физике отражены разнообразные формы работы, такие как диктанты, самостоятельные и проверочные работы, контрольные срезы, работа с дидактическим материалом. Объем классных и домашних работ соответствует норме. Качество проверки ученических работ удовлетворительное.

Сбор информации, и ее анализ показали, что учителями выполняются требования к проверке тетрадей. В целом состояние проверки тетрадей находится на удовлетворительном уровне. Регулярно проверяют работы учащихся учителя математики, информатики, физики. Учителя трудового обучения регулярно проверяют альбомы с образцами тканей, швов, мелких деталей изделий, тетради на печатной основе.

Вместе с тем в ходе проверки выявлены следующие недостатки:

Не соблюдены единые требования при оформлении титульного листа рабочих тетрадей по информатике (учителя).

Учитель математики (9, 10 кл.) проверяет в тетрадях только самостоятельные работы, мало уделяя внимания классным и домашним работам.

Учащиеся позволяют себе неаккуратно вести записи, не всегда записывают дату, тему урока, не соблюдают графическую культуру при выполнении блок-схем.

Выявлен пропуск орфографических ошибок у отдельных учащихся учителями.

В тетрадях по информатике допущены отдельные нарушения единого орфорграфического режима (проверка работ чернилами несоответствующего цвета) учителем .

Рекомендации:

1. Регулярно проверять домашние работы учащихся.

2. Воспитание культуры ведения тетрадей начинать с 5 класса.

3. Рекомендовать учителям математики и физики использование дифференцированных домашних заданий для сильных и слабых учащихся.

4. Использовать большее количество задач повышенного уровня для учащихся математических классов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

28 − 23 =