Лексико-стилистический анализ поэтического текста на примере стихотворения Александра Блока Незнакомка

  • Лукина Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: практическая работа.

Вид: синтетический (изучения и обобщения).

Методы и приемы: беседа по вопросам, комментарий учителя, сообщения учеников, лексико стилистический анализ, рефлексия: домашнее задание по выбору сочинение – рассуждение или сопоставительный анализ.

Оборудование, ПО и медиаматериалы:

  1. Компьютеры с ОС Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office (Power Point, Word, Paint, Picture Manager), Adobe Photoshop;
  2. Интерактивная мультимедийная система, включающая в себя мультимедийный проектор, интерактивную доску Smart Board, специальное программное обеспечение Smart Notebook, установленное на ПК;
  3. Презентация, составленная в программе MS Power Point

Учебная цель: анализ стихотворения; раскрытие позиции автора в стихотворении и душевной трагедии героини; обобщение идейно-художественного своеобразия пьесы.

Развивающая цель: развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения

Воспитательная цель: вызвать заинтересованность к изучению творчества А. Блока.

Цель урока:

1. Систематизация сведений о видах тропов и фигур речи и их использования в поэтических текстах. 2. Развитие навыка лексико-стилистического анализа поэтического текста. 3. Совершенствование умения писать сочинение – сопоставление художественного текста и картины.

Форма урока: урок-практикум.

Ход урока

Учитель. Посмотрите на тему урока и предположите, о чем мы сегодня на уроке будем говорить? Что должны будем выяснить? (Ответы учащихся.)

– Да, действительно, сегодня мы поговорим о настроении и тональности блоковской “Незнакомки”. Проведем лексико-стилистический анализ, который поможет лучше понять то, о чем хотел сказать автор. Однако, для того, чтобы правильно оценить все то, о чем говорится в тексте, нужно уметь правильно раскладывать его на маленькие, но важные кусочки. И не менее важно грамотно провести их анализ, чтобы понять, где и какие акценты расставил автор. (Приложение 1) (Слайд 3)

I. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня на уроке мы активно будем использовать некоторые изобразительно-выразительные средства русского языка. Предлагаю сейчас их повторить. Проведем диктант –тезаурус.

1. Диктант – тезаурус. Зачитывается определение понятий, обучающиеся записывают ответы-термины. (Далее идет проверка: на экране постепенно возникают слова – определения.)

*Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фигур.

*Метафорическое прилагательное, в котором заключен меткий признак сравнения. Это образное определение, которое дает художественную характеристику предмету или явлению.

*Знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. Многозначный предметный образ.

*Уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Его цель выявить в объекте сравнения новые важные для субъекта высказывания, свойства.

*Повторение одинаковых или однородных согласных в стихе с целью усиления выразительности художественной речи. Один из видов звукописи.

*Повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков.

*В переводе с греч “острая глупость” —стилистическая фигура илистилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для нее характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта.

Ответы: 1.Антитеза, 2. Эпитет. 3. Символ.4.Сравнение,.5.Аллитерация, 6.Ассонанс, 7. Оксюморон. (Слайд 4)

II. Создание мотивационного поля.

Учитель. Стихотворение “Незнакомка” принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главным в восприятии мира у поэта были ощущения тоски, отчаяния и неверия. В этот период Блок переживает душевный разлад. Он порывает со своими друзьями-символистами. От него уходит жена. Но чем низменней, вульгарней, пошлей обстановка, окружающая поэта, тем выше и прекрасней его мечта. Что же впечатлило А. Блока настолько, что поэт берет в руки перо? Я предлагаю вам познакомиться с воспоминаниями Евгения Иванова о поездке с Блоком за город.

(Тексты на столах.)

Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. “Блок повез меня в Озерки (ударение на последнем слоге)– дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Там повел к озеру, где “скрипят уключины” и “визг женский”, где все – убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидно стала необходимость того, чтобы помимо этой “дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное.

Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”. Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне “Незнакомки”.

Возможно, взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную – но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

III. Новый материал.

Прослушаем стихотворение в записи. (Приложение 2)

(Во время прослушивания, ученица в образе Незнакомки, одетая в длинное темное платье и широкополую шляпу, выходит из глубины класса, садится за столик, сидит, задумавшись, а в конце стихотворения встает и уходит.)

3.2. Композиционный анализ стихотворения.

– Какие особенности композиции стихотворения вам удалось уловить?

(Стихотворение построено на контрасте картин и образов.)

– Какое настроение пронизывает первую часть стихотворения?

(Разнузданность, пошлость, обыденность. Автор активно использует иронию при описании быта загородной жизни.)

– Какое настроение во 2-ой части?

(Смиренное отчаяние, мотив одиночества.)

– Как называется литературный прием (стилистическая фигура) положенный в основу произведения? (Антитеза. Вторая часть стихотворения противопоставляется первой. Образ таинственной Незнакомки преображает стихотворение.)

3.3. Лексический анализ стихотворения

(Задание по вариантам.)

1-й вариант: Подчеркните, а затем зачитайте основные, на ваш взгляд, слова первой части стихотворения.

2-й вариант: Подчеркните, а затем зачитайте основные, на ваш взгляд, слова второй части стихотворения. (Слайд 5)

– Какова общая, на ваш взгляд, тема стихотворения?

(Стремление к красоте, совершенству. Возможно, герой стремится вырваться из окружающей его действительности.) (Слайд 5)

– Можем ли мы говорить о различии в лексике первой и второй частей стихотворения? Какой лексики больше в первой части стихотворения ? А во второй? (Да. В первой части сниженная бытовая лексики, во второй – высокая.) Приведите примеры. (Слайд 6 )

– Приведите пример анафоры в стихотворении.

(И КАЖДЫЙ ВЕЧЕР…)

Продолжаем работать по вариантам.

Приведите примеры:

– Тропов, использованных Блоком в каждой из частей стихотворения. (Слайд 7)

1 вариант – 1 часть стихотворения 2 вариант – 2 часть стихотворения
Эпитеты Эпитеты
Пьяные окрики Упругие шелка
Женский визг Глухие тайны
Странная близость
Метафоры Метафоры
Кривится диск Дыша духами и туманами
Лакей торчат Очи цветут
Пьяницы с глазами кроликов Стан, шелками схваченный
Испытанные остряки
Оксюморон
Весенний и тлетворный

3.4. Звукопись и цветопись в стихотворении.

Учитель. А теперь пришло время обратить внимание на выразительную инструментовку блоковского стиха. Поговорим о звукописи и цветописи стихотворения. В каждой части стихотворения Блок использует свои цвета.

– Какие цвета преобладают в 1 части стихотворения? Почему? Что стоит за каждым из употребленных цветов? (Такая цветовая гамма в первой части стихотворения указывает на пошлость, обывательщину будней, и вызывает отвращение.) Даже не цветовые прилагательные несут в себе цветовую оценку. (Слайд 8)

– Почему темные и холодные цвета преобладают во второй части? Для чего это нужно было Блоку? (Так Блок завораживает читателей загадочностью образа Незнакомки. Никто не знает ее. Невозможно сказать, кто она, возможно, это только видение.)

– В какое время суток происходит действие произведения? Для объяснения ситуации вспомните о литературных предпочтениях Блока. (Действие происходит вечером. В классической поэзии вечер – самое поэтическое время суток, пора умиротворения, у Блока же он (вечер) принимает участие в бессмысленном времяпровождении героев в 1-ой части стихотворения, и выступает в роли надежны, возможно, невозможной во второй части.)

Учитель. Большей частью образ Незнакомки рожден конфликтом с пошлостью, буржуазным дачным бытом. Блок писал: “Передо мной возникло, наконец, то, что я называю “ Незнакомкой”: красавица – кукла, синий призрак, земное чудо. …Незнакомка – это сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…” (Слайд 9).

– Такой ли вы представляли себе Незнакомку Блока. (Что разочаровало вас, не оправдало ваших ожиданий?)

Учитель. Образ Незнакомки настолько впечатлил современного художника Илью Глазунова, что в 1980 году он берет в руки кисть и пишет “Незнакомку” – иллюстрацию к стихотворению А. Блока. Давайте обратимся к картине. (Слайд 10)

(Заранее подготовленный ученик рассказывает об истории создания картины И.Глазунова Незнакомка.)

В дни юности Глазунов восторженно называл в числе своих любимых поэтов, после Пушкина и Лермонтова, Александра Блока. Блоковский Петербург особенный. Глазунов родился и вырос в кварталах Петроградской стороны, неразрывно связанной с творчеством поэтов-символистов… Тем не менее, иллюстрации к Блоку так же сложны, загадочны и красивы, как и создавшие эпоху в русской литературе стихотворения Александра Александровича Блока. Иллюстрации к “Стихам о прекрасной даме” многие критики считают лучшими иллюстрациям к произведениям Блока.

Беседа:

– Насколько точно художник изобразил “Незнакомку” Блока и окружающую ее действительность?

– Какие два мира изображены на картине?

– Какой тон на картине является преобладающим? Почему?

– Каково настроение Незнакомки на картине?

Учитель. Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды. Запоминается дивная, выразительная инструментовка стихотворения. Эти стихотворение трогает до глубины души читателя своей мелодичностью

– Найдите примеры звукописи. (Ассонансы и аллитерацию.)

(Аллитерация в описании грязной улицы, нагромождение грубых согласных звуков Р затем сменяется далее ассонансами и аллитерацией сонорных звуков Л,Н , благодаря чему создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.) (Слайды 11, 12)

IV. Итог урока.

Учитель. Начиная анализировать материал по линии видений, подтекста, углубляя и расширяя свои знания о нем, мы постепенно воссоздаем мир, о котором пишет автор. Мы заражаемся мыслями автора, осознаем то, что послужило основой для создания произведения, и таким образом, познаем его идейную направленность. Авторская идея пронизывает произведение от начала до конца. Как бы вы сформулировали идею стихотворения? Запишите ваш ответ в тетради. (Обучающимся для выполнения задания дается несколько минут.) А теперь я предлагаю сверить ваши предположения. От глубины вскрытия текста, глубины историко-литературного анализа зависит и эмоциональная насыщенность тектста, и осмысление образов, и оценка фактов, и действенная сила слова. (Слайд 13)

В заключении я предлагаю еще раз прослушать стихотворение, чтобы, возможно, уже по-новому насладиться его звучанием.

V. Домашнее задание.

1. Напишите сочинение-рассуждение о внутренней связи стихотворения Александра Блока “Незнакомка” и картины-иллюстрации Ильи Глазунова “Незнакомка” к стихотворению А. Блока.

Или.

2. Проведите сопоставительный анализ стихотворения А.Блока “Незнакомка” и стихотворения, написанного современным поэтом, после того как он увидел картину И. Глазунова. В основу этого стихотворения положено абсолютно другое понимание блоковской “Незнакомки”, порой даже кажется, что это вовсе не она. Поделитесь вашими впечатлениями.

Большие и печальные глаза – Два синих озера тоски глубокой. И, кажется – вот-вот сбежит слеза…. Ты видишься здесь очень одинокой – Цветок весны – среди холодных зим ….

Всем необычным обликом своим И тонкостью твоих лица, фигуры Так разнишься от окружающих – Они чрезмерно веселы иль хмуры, А смотрят как-то… вопрошающе….

Губ ярких сочный розовый бутон, Но грустно, не в улыбке сложен он. Безвольна тонкая рука, на пальцах – кольца, Прядь завиточков русых вдоль щеки, И в пол-лица глаза – полны тоски.

Ты – словно грустная невольница. Но…очень уж глубокий вырез платья…. Не вяжется с печальностью лица. “Зачем ты…здесь?” – хочу сказать я. И не понятен образ до конца.

Немало лиц, но одинока ты. В глазах твоих прозрачных и глубоких Далекий отблеск светится мечты. О чувствах беззаветных и высоких.

Использованные материалы:

  1. А.Блок. Избранные сочинения. – М.: Библиотека классики. Советская литература. 1988.
  2. Мартинович Г. А. Лексико-стилистический анализ поэтического текста // Язык и межкультурная коммуникация: материалы VI Межвузовской научно-практической конференции, 23-24 апреля 2009 г. СПб, 2009.
  3. Учебник А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова “Русский язык. 10ж11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень” – М.Просвещение, 2009 г.
  4. CD-ROM. Русский язык. 10-11 классы. Поурочные планы по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 6 = 1