Урок развития речи на тему Домашнее животное – собака. 1-й класс

  • Быкова Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов

Цель: Уточнить и расширить представление
детей о домашнем животном — собаке.

Задачи:

  • Активизация словаря; формирование умения
    согласовывать существительное с числительным.
  • Коррекция мышления на основе упражнений на
    сравнение, исключение 4-лишнего.
  • Воспитание базовых эмоций личности.

Оборудование:

  • Таблицы с изображениями кошки и собаки.
  • Карточки: найди лишнее животное, сосчитай
    количество собак, домашние животные (по
    вариантам).
  • Карточки для составления кличек собак (по
    вариантам).
  • Карточки для составления предложений.
  • Осколочные картинки собаки (по вариантам).
  • Картинки Где работаю собаки (Собака на границе,
    Собака-спасатель, Собака-ныряльщик,
    Собака-артист, Собака-космонавт, Собака на охоте)
  • Карточки-приметы весны.

Ход урока

Организационный момент.

На парте каждого ученика карточка-приметы
весны.

— Прежде, чем сесть за парту, соберите на доске
картинку по образцу, называя приметы весны.

Введение в тему урока.

а) — Чтобы узнать тему нашего урока, сложите
осколочную картинку (на 3-4 части).

— Кто это? (после ответа ученика на доске
крепится карточка «со-ба-ка»).

— У кого из вас дома есть собака?

— К каким животным относится собака — к
домашним или диким?

— Почему?

— Это случилось во мраке веков
Предки собаки ушли от волков
А волки вдогонку сверкнули клыками
Они не пошли — и остались волками.

— Собака — первое одомашненное животное.

— А каких домашних животных вы еще знаете?

— Как называются животные, живучие вдали от
человека?

б) — Игра «4 лишний».

Проверим, хорошо ли вы знаете животных. На
карточках есть одно лишнее животное, назовите
его. (3-4 животных)

в) — Итак, мы будем говорить о собаке. Работа
будет проводиться по плану. (на доске картинный
план)

Рис 3. Картинный план

Изучение нового материала.

а) Внешний вид собаки.

Нам поможет таблица.

— Сравните по размерам собаку с кошкой.

— Чем покрыто тело собаки?

— Какая шерсть у собак?

— Для чего собакам нужна такая густая шерсть?

— Какого цвета бывает шерсть?

— Назовите и покажите части тела собаки.

— Что есть на голове у собаки?

— Для чего нужны нос? уши? глаза?

— Сколько лап у собаки?

— Какие они?

— Что есть на лапах собаки?

— Для чего?

— Еще раз назовите части тела собаки.

— А теперь проверим, как вы умеете считать.
Посчитайте, сколько собак на ваших карточках.
(карточка для каждого ученика, на которых
находятся от 1 до 8 собак)

Рис 4. Сосчитать количество собак

б) Повадки собак.

— Поведение собаки в разных ситуациях
называется повадкой. (на доске карточка со словом
«повадка»)

— Как собака подает голос?

— Как собака встречает хозяина? (звонким лаем и
повизгиванием, виляет хвостом, прижимает уши,
старается лизнуть руки и лицо хозяина)

— А если чужой человек? (злобный лай и рычание,
оскаливает зубы, поднимает шерсть, принимает
угрожающую позу)

— А если собака грустит, тоскует? (грустный лай и
вой, а если ей больно — повизгивает и скулит)

— Крупные собаки живут от 8 до 12 лет, а мелкие от 12
до 15 лет.

— Как вы зовете свою собаку?

— Составьте клички собак из карточек и
прочитайте их.

1 группа «Мух-тар», «Пол-кан», «Сул-тан»,
«Ша-рик»

2 группа «Бой», «Бим» — только читают клички.

3 группа (читать не умеют) даны карточки с
изображением животных. Узнать и назвать их.

Рис 5. Домашние животные

в) Пища.

— У некоторых из вас были или есть собаки. Чем вы
их кормите? (дают сырое и вареное мясо, рыбу, суп,
кашу, хлеб, овощи)

— У собаки крепкие острые зубы. Она легко грызет
ими кости. Нельзя тревожить собаку, когда она
есть. Особенно трогать пищу. Она может укусить.

г) Как называют детенышей собаки?

д) Физминутка (игра в мяч)

1. «Назови ласково»: кошка-кошечка

  • собака-собачка
  • щенок-щеночек
  • коза-козочка
  • теленок-теленочек
  • хвост-хвостик
  • кот-котик

2. «Один — много» — на согласование
существительных и числительных.

  • одна кошка — много кошек
  • одна собака — много собак
  • одна коза — много коз
  • одна корова — много коров
  • один хвост — много хвостов
  • один нос — много носов
  • один щенок — много щенков

е) Где живет собака? (на доске слово «Будка»)

— Собаки живут в будке или конуре, а так же в
доме.

ж) Как за собаками ухаживает человек?

Для прогулки использую ошейник и поводок.

Для больших собак — намордник.

Хозяин кормит собаку, расчесывает шерсть,
выводит на прогулку, при необходимости
обращается к ветеринарному врачу.

з) Какую пользу приносит собака человеку? (для
составления ответа используются таблицы «На
границе», «На пастбище», «На севере» (большие
таблицы для фронтальной работы))

Где работают собаки? (Приложение.)

— И вот «выставка» картин, на которых видно где
еще работают собаки. (на доске 6 маленьких картин)

— За верность и преданность человеку собакам
даже поставлены памятники. Держат собак просто
для удовольствия и общения. А чтобы собаки стали
умными, выносливыми, человек специально обучает
собак — дрессирует. (таблица «Дрессировочная
площадка»)

— Ведь не даром говорят: собака — друг человека.

4. Закрепление.

а) Упражнение в составлении предложений из двух
слов. Составить предложение по картинке. Первым
словом будет — собака.

1. Собака сидит. 4. Собака спит.

2. Собака лает. 5. Собака смотрит.

3. Собака нюхает. 6. Собака грызет.

7. Собака прыгает.

Рис 6. Что делает собака

б) Сравнение кошки и собаки. (две таблицы
«кошки» и «собаки»)

— Найдите общее в строении, поведении (домашние
животные, тело покрыто шерстью, 4 лапы, бегают,
прыгают)

— Чем отличаются эти животные? (размером; лазает
по деревьям; лает; мяукает; шерсть у собаки
жесткая, у кошки мягкая.Собака сторожит дом, а
кошка ловит мышей)

Итог.

а) — Чтобы вы не забыли, о ком сегодня шла речь, в
тетради найдете и обведете контур собаки. И
отгадайте, из частей каких животных мальчик
составил «фантастических зверей».

Рис 7. Фантастическое животное

б) Выставление отметок.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018