Сценарий урока-модели в 7-м классе по теме Слияние стилей в творчестве Дж. Гершвина

  • Конюшкова Ирина Юрьевна, учитель музыки, МХК

«Он всегда верил в свою звезду»
Айр Гершвин

Учитель: Кончился ХХ век и начался ХХI! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекательное. Много хорошего по-настоящему талантливого, а много и такого, что искусством вряд ли назовешь! Как же отличить настоящее искусство от подделки? Что останется в наших душах навсегда, а что уйдет не затрагивая нас?

Изучая тему «Великие наши современники» хотелось бы обратиться к одному из них – Дж. Гершвину (См. Приложение 1). На самом ли деле он был первым и, пожалуй, единственным, кто сумел соединить, казалось бы несоединимые стили: Джаз и европейскую симфоническую музыку. Постараемся дать ответы на эти вопросы.

Урок у нас сегодня необычный. Это урок-суд, и мы будем слушать и исследовать нравственную сторону дела Д. Гершвина, который обвиняется в безнравственном и бездарном взаимопроникновении стилей.

Так ли это? На вопрос дает ответ наше судебное заседание, в котором :

Вы – защита; Вы – обвинение; Вы – суд присяжных; Я же выступлю в роли Главного распорядителя.

И от вашего вердикта будет зависеть виновен Гершвин или нет.

Так как снимать и фотографировать нельзя, то у нас будут работать художники, которые будут все фиксировать.

Итак, встать – суд идет! Слушается дело Д. Гершвина о взаимопроникновении стилей «Л» и «С»

Вам первое слово, Обвиняемый.

Учение-Гершвин: Я, Дж Гершвин, сын эмигрировавшего из России в 1890 году Якова Гершовица, родился в 1898 г в Нью-Йорке. Здесь протекала большая часть моей жизни. Музыкальный быт Нью-Йорской улицы был единственной питательной средой эстетических впечатлений детских лет. Больше и чаще других на улицах звучали песни негров, необычные, ещё сохранившие связи с первобытным искусством Африки. По сей день в моей памяти звучит спиричуэлс: «Go Down Moses».

Поет ученица «GoDownMoses» в обработке К. Уайта

Мое музыкальное образование носило случайный характер. В 15 лет я стал продавцом в музыкальном салоне. В мои обязанности входило играть и напевать, чтобы то, что я показываю – продавалось. А уже с 18 лет я стал композитором. Я родился под знаком Саксофона. Джазовые ритмы, интонации негритянских песен, гармоний – всё это меня безумно привлекало и всё это я с жадностью впитывал в себя.

Фортепианный ансамбль учащихся исполняет «Танцуем буги». А. Шмитца

В 20-е годы ко мне пришел настоящий успех. Обо мне всё чаще и чаще пишут в газетах и журналах. Отзывы очень разные, поэтому я не удивился этому судебному заседанию и пришел, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.

Обвинение: Я предлагаю послушать фрагмент 1 части из 5 симфонии Бетховена.

Звучит фрагмент.

Эта симфония написана в сонатной форме. Мы знаем, что эта форма основывается на сопоставлении и развитии 2-х тем, как правило, контрастных и состоит из 3-х разделов. Применяется эта форма, чаще всего, в инструментальных произведениях (См. Приложение 3).

1.

Экспозиция

Завязка действия.
Вступление (может быть, а может и не быть) ГП – Св.П – ПП — ЗП

Переход к Разработке

2.

Разработка

Драматический центр сонатной формы. В этом фрагменте ясно слышится столкновение, борьба человека с судьбой.

3.

Реприза

Развязка действия. Это повторение экспозиции, где звучат ГП и ПП

4.

Coda

Дополнительный, завершающий раздел, построенный в данном случае, на материале ГП.

Как видите, для раскрытия сложной музыкальной драматургии Бетховен обращается к классической Сонатной форме, а в этой части – это форма Сонатного allegro. Вы, господин Гершвин, используя «легкий, легкомысленный»  джаз, пытаетесь проникнуть своей несерьезной музыкой в формы, которые сложились до Вас и уже многие века никому и в голову даже не приходило, что-то изменить в этих традициях. Вот в этом мы Вас и обвиняем.И поясните, что такое Джаз?

Защита — ученик: — Это целая музыкальная противоречивая культура. Только что Вы слышали с каким восхищением вспоминал и рассказывал о нем Гершвин. Джаз – появился среди американских негров (Приложение 4), быстро распространился в других странах. Он родился как искусство прикладное, но начиная с 40-50 гг джаз стал серьезным искусством.

В джазе существует три компонента:

а) ритм особый свинг (качание)
б) гармония
в) импровизация

Основные жанры джаза: блюз, спиричуэлс.

Обвинение — ученик: Получается, что джаз – это простенькая музыка каких-то там негров. Ну, разве можно её сравнить с серьезной классической музыкой?

Учитель: Есть еще вопросы к защите?

Обвинение — ученик: Нет.

Учитель: Переходим к главному вещественному доказательству — к «Рапсодии в стиле блюз».

Обвинение — ученик: Почему же именно Рапсодию принято считать сочинением, открывшим новые возможности использования Джаза в симфонической музыке?

Учитель: Обвиняемый, вопрос к Вам:

Ученик — Гершвин:  Я решил участвовать в конкурсе под названием: «Что есть симфоническая музыка?». Внезапно мне пришла в голову идея. Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его роль. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и в его основе должны лежать только танцевальные ритмы. Я решил разбить это ошибочное представление. Я писал очень быстро. В голове рождался замысел Рапсодии. Я слышал ее как музыкальный калейдоскоп Америки – наш кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху. Друзья посоветовали назвать новую музыку «Рапсодией в блюзовых тонах». Получилось очень хорошо, ведь слово blue в английском языке имеет несколько значений. Это и лирическая песня (блюз) и цвет (голубой). Есть также и другие смысловые оттенки.: голубой цвет- цвет грусти, печали, а ведь именно эти настроения типичны для блюзов!

Слушание «Рапсодии в стиле блюз»

Обвинение — ученик: Это хороший джаз, но плохой Лист! Это вязанка 32-тактовых шлягеров.

Учитель: (Стук). Ведите себя корректно, иначе я вынуждена буду Вас удалить из зала заседаний.

Обвинение- ученик: О чем эта музыка? Непонятно!

Учитель: Защита, Ваши доводы!

Защита — ученик 1: В основе произведения слышится 4 темы (Приложение 5):

Вступление

Завязка действия

1 тема

Звучит у кларнета

2 тема 

Звучит у медных духовых инструментов — танцевальная

3 тема

Синкопированная по ритму, песенная

Средний раздел Рапсодии

4 тема

Праздничная – кульминация всего

Каждая из этих тем варьируется. Звучит так, как будто композитор просто импровизирует.

Защита — ученик 2: Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошки вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет… Дж. Гершвин смог совершить чудо. Он – принц, который взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе, к немалой ярости завистливых ее сестер.

Защита — ученик 3: Тема Рапсодии, не теряя родства с джазовой музыкой, представляются нам как сгусток упругой энергии как и в сонатной форме. В музыке есть движение, широта, дыхание, устремленность к кульминации. Джаз был поднят на новый уровень и он вошел в мировую симфоническую музыку как симфоджаз (Приложение 3).

Учитель: Обвинение, вы согласны с защитой? Есть ли у защиты ещё доводы?

Защита — ученик 4: О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна!

Учитель: Обвинение, Вы удовлетворены? Я думаю, что перед оглашением окончательного вердикта нужно дать слово обвиняемому.

Ученик — Гершвин: Вы можете, конечно, судить меня, но поверьте мне – всё, что я написал пронизано единой идеей – сделать музыку доступной каждому человеку, не отрываться от повседневного быта, не отворачиваться высокомерно от звучаний улицы дансинга от песни негритянки стирающей бельё, от доморощенного джаза в угоду джазу, архироскошному — не возводить несокрушимых стен между музыкой классической и легкой. Я не сделал ничего безвкусного, безнравственного, пошлого, оскорбительного серьезной музыке. Я положил весь свой талант, все свои силы для того, чтобы поднять музыку американской нации до уровня классики.

Учитель: Итак, суд присяжных готов вынести вердикт!

Суд присяжных — ученик: Не виновен!

Учитель: Я думаю, что это заседание дало ответы на все волнующие нас вопросы. А теперь посмотрим зарисовки художников.

Расскажите о своих работах. (Приложение 6, приложение 7, приложение 8, приложение 9).

Комментарии художников, работавших в зале заседаний:

Художник-ученик 1: В своей зарисовке я изобразил обвинительную сторону. Мне кажется, что обвинение не учло огромнейший талант Дж. Гершвина, поэтому все доводы выглядели не совсем убедительно.

Художник-ученик 2: В своей зарисовке я изобразил самого Дж.Гершвина в образах его музыки. Мне показалось, что он сделал классическую музыку намного богаче. Симфоническая музыка зазвучала «по-американски», стильно.

Художник-ученик 3: Я так увлекся Рапсодией, что ничего больше не слышал, кроме этой пульсирующей энергии, сконцентрированной в ней. Я попытался изобразить самого Гершвина, играющего на рояле, музыкантов его оркестра.

Художник-ученик 4: Мне кажется, что саксофон в оркестре – главный джазовый инструмент, поэтому я изобразил группу медных духовых инструментов. Я делал зарисовки с удовольствием, быстро, рука сама бежала по бумаге за музыкой!

Учитель: Да, искусство джаза Д.Гершвина  действительно гениально, самобытно, современно.

Вопросы:

  1. Учитель: Будет ли звучать музыка Гершвина в последующие десятилетия?
    Ученик1: Конечно будет. Она и сейчас звучит свежо, современно, ярко. Каждый из нас услышал в этой музыке что-то своё.
  2. Учитель: Можно ли её назвать классикой?
    Ученик 2: Конечно, эту музыку сейчас можно назвать классикой. Она любима, популярна, современна.
    Ученик 3: Теперешние музыканты многое взяли из музыки Гершвина: драйф, хоризму, то, как осторожно синтезировал Гершвин джаз с серьезной музыкой. Он привнес в музыку романтизм, импрессионизм.
  3. Учитель: Дал ли джаз почву для развития других музыкальных направлений?
    Ученик 4: Конечно. Это джаз-рок, рок-н-ролл, хард-рок, популярная музыка soul  и другие направления.
  4. Учитель: Настоящее ли это искусство?
    Ученик 5: Время все расставило по местам. Если при жизни Гершвина его обвиняли, не понимали, то сейчас просто приходится удивляться, каким он подвергался нападкам.
    Ученик 6: Общество было консервативно в то время. Сейчас намного легче продвигать свои творческие идеи. Его музыка настоящая, она никого не оставляет равнодушным.

Учитель: Творчество Гершвина отличается большой эмоциональностью, оригинальным мелодическим, гармоническим и ритмическим языком, обогащенным народными мотивами негритянских песен. Гершвин «всегда верил в свою звезду»,добившись успехаему удалось реализовать мечты, замыслы в своих знаменитых произведения. Он буквально взлетел к высотам славы с песней Суони (Swanee), которую исполнял Эл Джолсон (1919-1920). Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина. Их музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций, остроумием.Его музыка и сейчас звучит современно, ею наслаждаются в наш — XXI век. Я думаю, что этот урок послужит хорошим стимулом для ваших дальнейших творческих исследовательских работ. Я очень благодарна вам за то, что вы так заинтересованно работали над этой проблемой и ваше творчество сподвигло нас с вами на создание этого урока. И хотелось бы закончить наш урок исполнением песни «Хлопай в такт» Дж. Гершвина.

Литература

  1. Конен В. «Пути американской музыки». – М: «Советский композитор» 1977 г
  2. Волынский Э. «Д.Гершвин» — Музыка, Ленинградское отд., 1980 г
  3. Энтелис Л. «Силуэты композиторов ХХ в» — Музыка. Ленинградское отд., 1977 г
  4. Мысовский В, Фейертаг «Джаз» — Гос музыкальное издательство «Ленинград», 1960 г
  5. Журнал «Всемирная детская энциклопедия «Я познаю мир»» № 125
  6. http://slovaru/yandex.ru/krugosvet  Энциклопедия «Кругосвет». Дж Гершвин.

Приложение 2.

Приложение 4.

Приложение 5.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018