Знакомство со звуком и буквой С. Выделение звука [с]. 1-й класс

  • Артюх Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

Цели: знакомство со звуком и буквой С,
работа над изучаемым звуком.

Задачи:

  • дать знания воспитанникам о звуке и букве С,
    учить выделять звук С в словах;
  • актуализировать знания воспитанников о звуках
    и буквах, о характеристике звуков;
  • развивать артикуляционный аппарат, правильное
    речевое дыхание, общую и мелкую моторику и высшие
    психические функции (внимания, памяти, мышления);
  • воспитывать интерес к изучению нового
    материала и желание применять полученные знания
    на практике, стремления к исправлению речевого
    дефекта и желания говорить правильно;
  • соблюдать охранительный режим.

Оборудование и материалы:

  • карточка с буквой и звуком С,
  • звуковая азбука,
  • зеркала, вата,
  • картинки на букву С,
  • мультимедийная установка,
  • диск «Азбука-малышка» из цикла образовательных
    и развлекательных видеопрограмм и книг для детей
    «Уроки тетушки Совы»,
  • карточки с изученными буквами и буквой С,
  • цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует класс, проверяет внешний
вид воспитанников.

Раз, два – выше голова (руки и голова подняты
вверх),

Три, четыре – руки шире (руки разведены по
сторонам),

Пять, шесть – тихо сесть (руки сложены как при
посадке за партой)
.

– Здравствуйте, ребята! У нас начинается урок
чтения и сегодня я вас познакомлю с еще одной
буквой алфавита, но вначале нам необходимо
разбудить наш язычок.

II. Артикуляционная гимнастика

На партах разложены зеркала для индивидуальной
работы при артикуляционных гимнастиках,
небольшие кусочки ваты.

1. Выполнение артикуляционных упражнений:

  • Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не
    видны.
  • Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед
    длинной трубочкой.
  • Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в
    естественном прикусе и видны.
  • Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать
    вправо-влево, вращать по кругу.
  • Лопаточка. Рот открыт, широкий
    расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы
    растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка
    попеременно тянуться под счет педагога к уголкам
    рта.
  • Качели. Рот открыт. Напряженным языком
    тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и
    нижним резцам.
  • Вкусное варенье. Рот приоткрыт. Облизать
    сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

2. Дыхательная гимнастика

Сдувание небольшого кусочка ваты с ладони.

3. Голосовая гимнастика

Са-са-са – залетела к нам оса,
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы,
Ос-ос-ос – укусила прямо в нос,
Су-су-су-су – тихо осенью в лесу.

III. Актуализация знаний воспитанников

– Ребята, посмотрите на звуковую азбуку,
скажите мне, почему одно поле синего цвета, а
другое – красного? Как правильно называются
звуки на синем поле, а на красном? Что вы можете
сказать о гласных звуках? А о согласных? Сколько
нами изучено гласных звуков? Согласных звуков?
Назовите их?

IV. Изучение нового материала

– Как я уже говорила, сегодня мы будем изучать
новую букву и звук. Кстати, что мы делаем со
звуками (слышим и говорим), а с буквами (пишем)?
Хорошо, послушайте меня, я буду произносить
слова, а вы угадайте и назовите на какой звук
начинаются слова: свет, Софья, стена. Правильно,
слова начинаются со звука С. (Учитель вывешивает
на доску карточку с буквой и звуком С, показывает
карточку из звуковой азбуки). Посмотрите, это
звук С, он обозначается синим цветом, мы его не
можем петь, звук является согласным и мы его
располагаем на синем поле. (Расположение
карточки со звуком С на звуковой азбуке.) А вот
какие слова могут быть на букву С. (На доску
располагается карточка с картинками на букву С).

V. Физическая минутка

«Кузнечики»

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем.
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.

VI. Продолжение работы по изучению нового
материала.

1. Я вам покажу урок тетушки Совы про звук и
букву С, а вы мне ответите на вопросы: какие слова
были на уроке на букву С? Какую историю показала
тетушка Сова? Как она называется? (Просмотр
воспитанниками видеофрагмента, беседа
просмотренного.)

2. Работа с букварем

– Посмотрите, какую букву вы видите? Каким
цветом обозначен звук? Что вы можете еще сказать
о звуке С? (Ответы нескольких детей).

3. Пальчиковая гимнастика

Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается –
Цветочки раскрываются.
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.

1-4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и
шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».
5-6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

4. – А сейчас мы проверим, как вы усвоили и
запомнили буквы.

Учитель раздает каждому воспитаннику
карточку-задание, где напечатаны изученные буквы
– А, У, М, О, С в хаотичном порядке. Задача ребенка
– найти и обвести буквы С, одну из них раскрасить.

5. Упражнение на выделение звука в слове

Учитель произносит слова, в которых есть или
нет звука С: снег, учитель, краски, стол, лампа,
тетрадь, свет, пол, осень. Задача класса –
хлопнуть в ладоши, если они услышат в названном
слове звук С.

VII. Подведение итогов урока

– С каким звуком и буквой вы познакомились на
уроке?
– Что вы знаете о звуке С?
– Назовите слова с буквой С?
– Чем отличается звук от буквы?

Оценка работы каждого воспитанника на уроке.

VIII. Домашнее задание. Работа по
букварю со звуком С. (С. 29)

– Спасибо за урок, ребята! Отдыхайте.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018