Вводный урок в 5-м классе Литература – искусство слова

  • Салова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1) Сформировать понимание
необходимости изучения литературы;
2) Развивать творческие способности учащихся;
3) Воспитывать интерес к изучению литературы.

Задачи:

1) Познакомить учащихся со спецификой
предмета литературы;
2) Создать атмосферу дружеского общения на уроке,
способствующую возникновению ситуации успеха у
учащихся;
3) Научить смотреть на привычное новыми глазами и
создавать свои маленькие “произведения” (слова
и выражения, рисующие мир с новой, неожиданной
стороны).

Оформление: осенние цветы и листья
на партах, на столе учителя; на доске, кроме
записи темы урока, прикреплен лист ватмана с
нарисованным листом дерева.


Ход урока

I. Слово учителя.

– Ребята, посмотрите в окно: деревья
оделись в золотой убор, моросит осенний дождик.
Дни становятся короче, неприятно и невесело
улыбается солнышко. Но сколько прелести и
очарования в этом прощальном буйстве золота!
Приятно походить по шуршащему ковру, ощутить
легкое дуновение ветерка. Как нам, бывает,
хочется поделиться радостью и теплом друг с
другом, так и красота не может быть холодной,
мертвой. Мне хочется подарить её вам, а вы
подарите её кому-то ещё, когда у вас плохое
настроение, и кто-то ласково улыбнется, вам
станет легче. Так и восхищение красотой нам
хочется передать кому-то. Но как?

Проблемный вопрос: Действительно, как
можно передать красоту осени, какими словами:
особенными или простыми?


II. Задание.

Класс делится на три команды (по рядам).

– Придумайте определения этому листу
клёна. Например, красивый, опавший… Какая
команда придумает больше определений для
осеннего листа?


III. Слово учителя.

– Вот видите, сколько существует слов,
которыми можно назвать один-единственный листик.
Но мы с вами придумали очень мало слов, потому что
ещё не совсем умеем видеть прекрасное в
привычном. А вот люди, которые овладели этим
даром, – поэты, могут это сделать лучше нас.

– Почему поэты могут говорить таким
удивительным языком, который, вроде бы, и родной
для нас, а звучит непривычно прекрасно?

– Хотите и вы научиться этому?

– Может быть, среди вас есть поэты?


IV. Словесное рисование.

– Попробуйте нарисовать словами
маленький портрет…

1 команда: осеннего неба;
2 команда: дождика;
3 команда: цветка.


V. А теперь послушайте, как об этом
говорят поэты.

(Выразительное чтение стихотворений
учителем).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А.С.Пушкин

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А.К.Толстой

Смиренная старенькая простушка
В чепчике апельсинового цвета
Со сладкой урючинкой во рту –
Осень. В плетёной корзиночке фрукты:
Синий виноград, солнечные яблоки.
– Откушайте! – на румяных губах улыбка.
Руки тянутся, всё расхватали…
Старушка растеряна – а взамен?
Губы бантиком, строгий носик,
Чепчик съехал назад.
Старушка бунтует, швырнула корзиночку,
Шаркнула шлепанцами: “Отдайте виноград!”
Срывает листья, кидается грязью,
Юбка мокрая от луж…
Потом успокоится и заплачет
Над опустевшим садом, над голой яблоней…
Сядет на лавочку и заплачет
Сереньким дождиком. Старая осень
В чепчике апельсинового цвета.

Л. Сарайкина

Вопрос классу:

– Какое стихотворение вам понравилось
больше всего? Почему?

Слово учителя:

– А теперь я открою секрет: последнее
стихотворение написала девочка, которой столько
же лет, сколько вам. Значит, мы тоже можем
попробовать написать. Конечно, не все станем
поэтами, на научимся видеть и передавать
прекрасное. В этом нам поможет литература, к
изучению которой мы приступаем с сегодняшнего
урока, потому что все замечательные слова,
сказанные об осени, – это и есть литература.
Литература – это не только стихи, сказки, былины
и рассказы – обо всём этом вы будете узнавать на
уроках. Литература будет для вас не только
буковками на бумаге, она будет учить вас красоте,
добру, будет жить вместе с вами. Посмотрите на
этот листик – он красивый, но не живой, а вы
будете видеть мир со всеми его красками, звукам,
запахами и теплом.


VI. Развитие речи. Беседа.

– Любите ли вы читать?

– Могут ли телевидение, интернет
заменить художественную литературу?

– Что из прочитанного летом вам
запомнилось? (используются речевые
конструкции: Помню, как… Мне не забыть… навсегда
осталось в памяти…)

– Есть ли у вас любимые авторы,
произведения, герои? (те же речевые конструкции)

– Как вы думаете, одинаковые ли это
понятия –“любить читать” и “уметь читать”?

– Как вы объясните, что такое
литература? (литература – это художественные
произведения).

VII. Рефлексия.

– Понравился вам урок?

– Что вам запомнилось?

– Хочется прийти ещё на урок?

Д/з: прочитать статью в учебнике,
ответить на вопросы после неё, нарисовать
иллюстрации об осени.

Использованная литература:

1) Т.В.Казанцева. Развитие творческих
способностей учащихся на уроках литературы:
Методическое пособие. – Комсомольск-на-Амуре:
Издательство Комсомольского-на– Амуре
государственного педагогического университета,
2002.-С.6-11.
2) Аркин А.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ.
методика: Кн. Для учителя/ И.И.Аркин. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2001. – С.12-13.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018