Урок по окружающему миру Отечественная война 1812 года. 4-й класс по системе Занкова

  • Рыжова Оксана Валерьевна, учитель начальных классов

Задачи:

  • сформировать представление о войне с
    Наполеоном как одной из самых славных вех
    отечественной истории;
  • показать отражение массового героизма,
    готовность русских солдат, офицеров, генералов к
    самопожертвованию во славу Отечества;
  • подвести учащихся к пониманию того, что война
    была сложным общественным явлением, которое
    охватило все стороны жизни российского общества;
  • продолжить работу по совершенствованию умений
    и навыков работы с картой, текстом,
    дополнительной литературой, анализа и обобщения
    изучаемого материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Погружение в проект

– Сегодня на уроке у нас новые имена и новые
исторические личности. А начать я хочу со
стихотворения Карамзина «К Отечеству».

Цвети, отечество святое,
Сынам любезное, драгое!
Мы все боготворим тебя
И в жертву принести себя
Для пользы твоея готовы.

– Как вы понимаете слово отечество? (Словарь
Ожегова)
– 1812 год. Кто знает , какое событие произошло в
этот год? (Началась отечественная война
русского народа)

– Почему эта война называлась Отечественной? (Защита
свободы и независимости своей Родины.)

Когда началась отечественная война?
Прочитайте в учебнике с. 106 со слов 24 июня…
– Сегодня мы начнем изучение большой темы , и
результатом нашего исследования будет
рукописная книга, где каждая группа представит
подобранный ими материал.
– С темой мы определились.

На доске: Отечественная война 1812 года
(запишем в тетрадь)

– Ребята, как вы думаете война – какая она,
каковы её признаки и свойства? (Война страшная,
грозная, разрушительная.)

– Как вы лично относитесь к войне? (Я не хочу,
чтобы в моей жизни была война.)

– А кто является решающей силой победы в войне:
личность командира, армия или народ?
– Давайте выдвинем гипотезу о главной движущей
силе победы над врагом:

Гипотеза: Только когда весь народ
объединяется на защиту Отечества – наступает
победа!

– Эту гипотезу мы и будем доказывать и при
подведении итогов на следующем уроке мы
согласимся или опровергнем её.

III. Планирование работы

1. Деление на группы

2. Определение направления работы для
каждой группы

– Мы разделились на группы. Каждая группа будет
работать над собственной темой.
А теперь давайте определим основные направления
нашего исследования.
– Кто принял командование русскими войсками?
Прочитаем в учебнике с.106.

На доске: Михаил Илларионович Кутузов

– Когда Кутузов принял командование войсками
ему было уже 67 лет.
Демонстрируется портрет.
– Первая группа – тема вашего исследования –
Военная биография Кутузова.
– Кто командовал французскими войсками?

На доске: Наполеон Бонапарт (портрет)

В конце 18 века генерал Наполеон Бонапарт
захватил власть во Франции и провозгласил себя
императором. С этого времени события в Западной
Европе связаны с его именем и войнами.
– Вторая группа – тема вашего исследования –
Военная биография Наполеона.
– Также мы будем знакомиться с основными
событиями Отечественной войны 1812 года.

На доске основные события

– Какие основные события той войны вы знаете?
– Первым мы рассмотрим сражение на Бородинском
поле. 26 августа сошлись две огромные армии.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали…
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут…

– Как развивались события дальше – нам
расскажут ребят из третьей группы.

Наполеон стремился захватить Москву. Он
говорил: « Если я возьму Киев – я возьму Россию за
ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию
за голову; если я возьму Москву – поражу ее в
самое сердце».

– Ребята, подумайте, почему он так считал?
Согласны ли вы с тем, что Москва сердце России?

– Действительно, для каждого россиянина
Москва была и остается в настоящее время сердцем
страны, самым важным городом родины.

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

* * *

Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.

– Почему Кутузов решил оставить Москву; что
ожидало Наполеона и его армию в Москве – ответы
на эти вопросы также предстоит найти ребятам из
третьей группы.
– Как вы считаете, ребята, была бы так близка
победа без помощи простых солдат, офицеров и
простого народа?
– Четвертая группа нам подготовит сообщения о
героях Отеч. Войны 1812 года. на доску
– Каких героев вы знаете?

3. Работа с литературными источниками

– Мы распределили темы исследований. Но где
взять материал, какими источниками можно
воспользоваться?

  • Энциклопедии
  • Учебники
  • Интернет
  • Различная художественная и научная литература

– С литературными источниками мы определились.
А как правильно ими воспользоваться, какие
правила существуют при работе с источниками?
– Мы уже знаем что эта работа проходит в
несколько этапов:

1) Общее знакомство (на доску и в тетрадь)

– Как происходит первое знакомство с книгой?
– Что такое аннотация? (Словарь)

2) Внимательное чтение по главам и разделам (на
доску и в тетрадь)

– Что делаем на этом этапе?
– Если встретилось трудное место, как будем
читать?
– Достаточно ли прочитать статью один раз?
– На что ещё следует обратить внимание? (Схемы,
рисунки, чертежи.)

– Чем необходимо пользоваться при чтении? (Словарями)

3) Выборочное чтение (на доску и в тетрадь)

– Что вы будете делать на этом этапе?

4) Составление плана прочитанного материала (на
доску и в тетрадь)

– Что будет являться пунктами плана?

5) Выписки из прочитанного (на доску и в тетрадь)

– Вы должны помнить: «Что прочитано, продумано
и записано, то становится действительно личным
достоянием работающего с книгой».
– Что вы будете выписывать: все подряд или самое
существенное и в краткой форме?
– Какой системой конспектирования удобнее
воспользоваться? Почему? (Карточная.)

6) Сравнение и сопоставление прочитанного с
другими источниками (на доску и в тетрадь)

7) Критическая оценка прочитанного и запись
замечаний (на доску и в тетрадь)

– Здесь следует обратить внимание на
объективность суждений.

4. Знакомство с различными литературными
источниками

  • Рассматривают книги.
  • Первичное прочтение.

– После того как вы дома поработаете с
литературными источниками и сделаете выписки –
каждая группа должна будет объединиться и
подготовить страничку с самой интересной и
важной информацией по своей теме. Затем мы
выпустим нашу рукописную книгу, которую можно
будет подарить библиотеке. Я думаю, другим
ребятам будет интересно познакомиться с
результатом нашего исследования.

5. Знакомство с историческими памятниками

– А сейчас я хочу познакомить вас с тем, как
потомки увековечили память героев
Отечественной Войны 1812 года.

  1. В конце 19 века в Москве в честь победы над
    Наполеоном был сооружен храм Христа спасителя.
  2. Перед Казанским собором в Петербурге был
    установлен памятник Кутузову.
  3. В 20 веке был утвержден «Орден Кутузова». Он
    бывает трех степеней. Им награждаются только
    офицеры за выдающиеся победы в войне.
  4. На бородинском поле установлен монумент,
    организован музей.

V. Итог урока.

1. Рефлексия деятельности

2. Тест к уроку «Отечественная война 1812
года»

На выполнение – 3 минуты.
За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. В каком году Французская армия вторглась в
Россию?

А в 1800 г.
B в 1812 г.
С в 1712 г.

2. Русская армия при первом ударе французов

A начала отступление
В начала наступление
С сдалась врагу

3. Главнокомандующим русскими войсками был
назначен

А А. В. Суворов
В Д. В. Давыдов
C М. И. Кутузов

4. Главное сражение в Отечественной войне 1812
года произошло

A у села Бородина
В у деревни Фили
С на Куликовом поле

5. После Бородинской битвы Кутузов приказал

А вручить Наполеону ключи от Москвы
B отступить к Москве и устроить пожары
С сдаться Наполеону

6. В конце XIX века в Москве в честь победы над
Наполеоном был сооружён

А Успенский собор
В Кремль
C храм Христа Спасителя

3. Проверка ответов.

– Чем для вас был интересен сегодняшний урок?
– Какие чувства возникли у вас?

V. Домашнее задание

– Каждой группе подготовить страничку по своей
теме.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018