Выступление на заседании педагогического совета Творческая деятельность педагога-фасилитатора

  • Никонорова Наталья Вячеславовна, педагог-психолог

Учитель – фасилитатор – это образ
мудрого, духовного, доброго и здорового человека,
стремящегося к самосовершенствованию и
творчеству. Другими словами: это личностный и
профессиональный идеал.

Древний мудрец сказал: “Не за мудрым
словом идут к Учителю, а для того, чтобы
соприкоснуться с его духовным миром”.

Способность мыслить, творить – величайший из
полученных человеком природных даров. Есть те,
кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но
даром этим отмечен каждый. Существует такое
явление, как потенциал личности. Реальные
способности человека зависят не только от того,
что даровано природой, но и от того, в какой среде
он растет, какое получает образование, как сам
заботится о развитии своего потенциала. Большое
значение имеет среда, в которой формируется
личность. Заботливые, умные родители,
талантливые педагоги, энергичные, творческие
сверстники – все это можно считать даром судьбы,
который, сливаясь с даром генетическим, образует
то индивидуальное, неповторимое сочетание,
которое и может привести к выдающимся
результатам.

Далее рассмотрим личность
учителя-фасилитатора, как грамотного педагога —
наставника, интересного собеседника и в
некоторой степени – коллеги учащегося. Это,
прежде всего учитель, который полностью
принимает ребенка таким, какой он есть, оказывает
ему помощь в определении перспектив личностного
развития, может быть более свободным открытым в
общении, не прибегая к оценочным суждениям,
осуждениям, нравоучительству. Его роль в жизни
учеников сегодня существенно пересматривается и
переосмысливается. Причина этого – развитие
рынка новых педагогических технологий,
социальная трансформация общества, потребность
в его гуманизации и духовном преобразовании.

Личностный потенциал профессионала – это те
качества и свойства, которые поднимают всю его
деятельность на высокий деловой уровень и
оптимально приемлемый уровень межличностного
общения. Движение к вершине в профессиональном и
личностном отношениях для учителя означает –
становиться и самому быть фасилитатором. Это –
путь к духовному и психологическому здоровью
педагога и детей, с которыми он работает. Как
может учитель продвигаться к этой вершине? В этом
отношении позитивную роль играет
психологическая, психотерапевтическая
поддержка педагога, участие в работе семинаров
по данной проблематике, профессиональных
тренинговых группах, дающих модели и опыт
гуманистического взаимодействия, на которых
учитель сможет опираться в своей работе с детьми.

Метод – это путь к чему-нибудь. Методы
воспитания – пути, по которым мы можем идти к
нашим целям. Какими же путями может
воспользоваться педагог-профессионал в своей
деятельности?

Всячески поддерживать
самостоятельность ребенка

Самостоятельно думать, принимать решения,
отвечать за их последствия – основные черты
творческого поведения. Без этого не может быть
творческой личности.

Не бойтесь неожиданных вопросов

Дети – большие специалисты по части задавания
вопросов. Это свидетельство интереса ребенка, а
нестандартный вопрос – может быть не что иное,
как свидетельство творческого взгляда на мир.

Воспитать в себе привычку говорить как
можно чаще “Да!”

Воспитание и ограничение тесно связаны в
обыденном сознании. Но давайте вдумаемся, всегда
ли оправданны те запреты, которые мы ставим
ребенку? Проанализируйте свое поведение и
найдете много таких ограничений, которые не
приносят пользы. Откажитесь от них.

Быть гибким, уметь следовать ситуации

Всем известно: умный меняет свое мнение, глупый
– никогда. Есть хорошее человеческое качество –
упорство, но, достигая крайнего предела, оно
превращается в ослиное упрямство. Умный,
творческий человек способен отказаться от
усвоенной точки зрения и принять новую, если
последняя более действенна и справедлива.

Самому быть творческим

Общаясь с ребенком, педагог демонстрирует ему
образцы творческого поведения и деятельности.
Однако мало самому быть творческим, создавать
обстановку творчества, надо заботиться о том,
чтобы увлечь этим ребенка, сделать
творчество его потребностью.

Также предполагается постоянная внутренняя
работа, которая опирается на осознаваемое
желание становиться и быть фасилитатором, и
понимание того, какого уровня уже удалось
достичь. Об успешности продвижения по этому пути
говорят следующие изменения:

  • Учитель начинает по-другому смотреть на себя.
  • Он более полно принимает себя и свои чувства.
  • Он больше доверяет себе, может лучше управлять
    собой.
  • Он становится более похожим на того человека,
    каким бы он хотел быть.
  • Он проявляет большую гибкость в своем
    восприятии.
  • Он ставит для себя более реальные цели.
  • Его поведение становится более осознанным.
  • Он способен отказаться от вредных привычек.
  • Он начинает больше понимать и принимать других.
  • Он способен развивать основные качества своей
    личности в лучшую сторону.

Учитель-фасилитатор может становиться
личностным и профессиональным идеалом как образ
мудрого, духовного, доброго и здорового человека,
стремящегося к самосовершенствованию и
творчеству.

Одним из самых популярных в психологии
творчества является утверждение о том, что
“творец спит в каждом человеке, но ему не всегда
дают проявиться”. Причем мешают не только
внешние обстоятельства, но и внутренние барьеры.
Стоит избавить человека от этих барьеров и
заключенный в нем творец освободится. Имеется в
виду, что творческий человек – это генератор
идей.

В связи с этим разрешите предложить Вашему
вниманию несколько дивергентных, т.е. творческих
задач, активизирующих творческое мышление.
Специфика задач состоит в том, что на один
поставленный вопрос или задание может быть
несколько, даже множество верных ответов. В ходе
выполнения задач дивергентного типа у взрослых и
детей развиваются: воображение, оригинальность,
беглость мышления (т.е. способность к
продуцированию максимально большего числа идей),
гибкость мышления (т.е. способность быстро и
легко находить новые стратегии решения),
легкость ассоциирования и другие качества и
способности, необходимые в творческой
деятельности.

Перейдем непосредственно к тренингу.

ТРЕНИНГ

Вербальные дивергентные задачи.

“Подберите нужные слова”

Подберите прилагательные и существительные,
отвечающие ощущениям тепла и холода. (Тепло –
лето, солнце, яркий, ласковый, ветерок, пляж…)
(Холод – айсберг, мороженое, ледяной, морозный,
вьюга, снежинка…)

“Кто больше?”

Найдите как можно больше предметов, которые
одновременно являются:

Легкими, мягкими и черными (перо птицы, сажа,
пыль, мягкая игрушка…);

Тяжелыми, твердыми и белыми (кирпич
(силикатный), камень, стол…);

“Назовите как можно больше применений
следующим предметам”

Гнутый гвоздь, старая шуба,
автомобильная шина, книга (не указывать
варварские способы!)

Придумайте заглавие к рассказу

1. Когда чайник, окончив свою кипучую
деятельность на кухне, появляется в комнате, на
столе все приходит в движение. Весело звенят,
приветствуя его, чашки и ложки, почтительно
снимает крышку сахарница. И только старая
плюшевая скатерть презрительно морщится и
спешит убраться со стола, спасая свою
незапятнанную репутацию.

2. “Нам, кажется по пути”, — сказала Заноза,
впиваясь в ногу. – “Вот и хорошо, все-таки
веселее в компании!”. Почувствовав боль, мальчик
запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с
удовольствием: — “Ну вот, я же говорила, что в
компании веселее!”

3. Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто
спотыкались об него.

— “Не все сразу, не все сразу”, — недовольно
скрипел Пень. – “Приму, сколько успею: не могу же
я разорваться на части! Ну и народ – шагу без меня
ступить не могут!”.

Какие черты характера, по Вашему мнению,
прослеживаются в поступках героев этих
рассказов?

К сожалению, у педагогов, активно использующих
свой творческий потенциал в своей
профессиональной деятельности, нередко
наступает так называемый “синдром сгорания”.
Беспричинно вдруг портится настроение,
появляется чувство опустошенности, тоски,
раздражительность, недовольство собой и всем на
свете, нет желания общаться с окружающими,
кажется, что физические и душевные силы на
исходе, ухудшается самочувствие.

Помочь преодолеть это состояние могут
несколько эффективных способов: релаксация
(побыть на свежем воздухе, погулять; полезны
любые спортивные упражнения или
целенаправленная физическая работа (например, на
даче); можно почитать интересную книгу;
посмотреть любимый фильм; послушать спокойную
музыку; принять теплую ванну с хвоей, отваром
мяты или морской солью; приготовить себе любимое
блюдо; потреблять как можно больше овощей и
фруктов (кстати, в бананах содержится особое
вещество – серотонин, называемый гормоном
счастья). И еще, “улыбнитесь миру, чтобы он
улыбнулся
Вам!” Благодаря смеху
увеличивается содержание эндорфинов в крови,
которые и вселяют в человека оптимизм, бодрость и
хорошее настроение.

Психологические упражнения, которые можно
самостоятельно выполнять в кабинете, по дороге
на работу или домой, помогут Вам ориентироваться
в собственных психических состояниях, адекватно
их расценивать, управлять собой.

За 3–5 мин., потраченные на выполнение
упражнений, педагог может снять усталость,
стабилизировать свое внутреннее состояние,
почувствовать уверенность в себе.


Упражнение 1.

“Внутренний луч”

Упражнение помогает снять утомление, обрести
внутреннюю стабильность.

Необходимо принять удобную позу, сидя или стоя.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней
ее части, возникает светлый луч, который медленно
и последовательно движется сверху вниз и
медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи,
руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По
мере движения луча разглаживаются морщины,
исчезает напряжение в области затылка,
ослабляется складка на лбу, опадают брови,
закрываются глаза, уходят зажимы в углах губ,
опускаются плечи, освобождаются шея и грудь.
Внутренний луч как бы формирует новую внешность
спокойного, освобожденного человека,
удовлетворенного собой и своей жизнью,
профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз – сверху
вниз. При этом вы получите удовольствие.
Заканчивайте упражнение словами: “Я чувствую
прилив новых сил, спокойствие и стабильность в
своем организме! Я все буду делать хорошо!”


Упражнение 2.

“Дерево”

Любое напряженное психологическое состояние
характеризуется суженностью сознания и
сверхконцентрацией на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности
достигается в том случае, если человек сумел
произвести действие децентрации: “снял” центр
ситуации с себя и перенес его на какой-либо
предмет или внешние обстоятельства. Это
позволяет перенести, “выбросить” отрицательное
состояние во внешнюю среду и тем самым
избавиться от него.

Упражнение вырабатывает внутреннюю
стабильность, создает баланс нервно-психических
процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте
себе дерево (с каким легче себя отождествить).
Детально проигрывайте в сознании его образ:
мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви,
шелестящую листву, открытость кроны навстречу
солнечным лучам и дождю, циркуляцию питательных
соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю.
Важно почувствовать питательные соки, которые
корни вытягивают из земли. Земля – это символ
жизни, корни – символ стабильности, связи
человека с реальностью.


Упражнение 3.

“Голова”

Профессия педагога отчасти относится к
управленческому труду. Учитель вынужден в
течение рабочего дня непрерывно воздействовать
на учеников: в чем-то их сдерживать,
контролировать волю и активность ребят,
оценивать деятельность.

Такое интенсивное управление учебной
ситуацией вызывает “стресс руководства” и, как
следствие этого, при перенапряжении, различные
физические недомогания. Одна из наиболее частых
жалоб учителей – головные боли, тяжесть в
затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять
неприятные соматические ощущения. Встаньте
прямо, свободно расправив плечи, откинув назад
голову. Постарайтесь почувствовать, в какой
части головы локализовано ощущение тяжести.

Представьте себе, что на вас громоздкий
головной убор, который давит на голову в том
месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно
снимите его рукой и выразительно, эмоционально
сбросьте на пол. Потрясите головой, расправьте
волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы
избавляясь от головной боли.


Упражнение 4.

“Руки”

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив
руки вниз. Постарайтесь представить, что энергия
усталости “вытекает” из кистей рук на землю, она
струится от головы к плечам, перетекает по
предплечьям, достигает локтей, устремляется к
кистям и через кончики пальцев просачивается
вниз, в землю.

Вы отчетливо физически ощущаете теплую
тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так
1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук,
окончательно избавляясь от своей усталости.
Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь,
пройдитесь по кабинету. Упражнение снимает
усталость, помогает установить психическое
равновесие, баланс.


Упражнение 5.

“Дыхание на счет 7–11”

Данный способ помогает снять сильное
физическое напряжение, выходя из стрессовой
ситуации.

Дышите очень медленно и глубоко, причем так,
чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд.
Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.
Необходимость так долго растягивать дыхание
требует полной концентрации внимания.


Упражнение 6.

“Настроение”

Несколько минут назад у вас закончился
неприятный разговор с кем-либо. Ваши установки на
спокойное и конструктивное построение диалога
были разрушены. Как снять неприятный осадок?

Возьмите цветные карандаши и чистый лист
бумаги. Расслабленно нарисуйте абстрактный
сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при
этом полностью погрузиться в свои переживания,
выбрать цвет и провести линии так, как вам больше
хочется, в полном соответствии с вашим
настроением.

Попробуйте представить, что вы переносите свое
грустное расположение духа на бумагу, как бы
материализуете его. Закончили рисунок? А теперь
переверните лист и на другой стороне напишите 5-7
слов, отражающих ваше настроение. Долго не
думайте; необходимо, чтобы слова возникали
спонтанно, без специального контроля с вашей
стороны. После этого еще раз посмотрите на
рисунок, как бы заново переживая свое состояние,
перечитайте слова и с удовольствием,
эмоционально разорвите листок, выбросите его в
урну. Всего 5 минут, а ваше
эмоционально-неприятное настроение уже исчезло,
оно перешло в рисунок, и было уничтожено.

Знайте, что один плохой день – это всего лишь
плохой день, который скоро закончится. А Ваш
собственный душевный мир останется невредимым.
Берегите Ваши душевные силы!

Дополняя тему.

ПРИТЧА

Высоко в горах Тибета жил-был один йог, который
мог силой медитации переносить свой ум в
различные уголки Вселенной. И однажды решил
отправиться в Ад.

Он оказался в комнате с большим круглым столом
посередине. Вокруг сидели люди. На столе стоял
горшок с тушеным мясом — настолько большой, что
еды с лихвой хватило бы каждому. Мясо пахло очень
аппетитно. Тем не менее, никто из людей не
прикасался к еде. У каждого сидевшего за столом
имелась ложка с очень длинной ручкой –
достаточной, чтобы дотянуться до горшка и
наполнить ее мясом, но слишком длинной, дабы
положить еду в рот. Все люди были очень истощены,
лица полны отчаяния и злобы. Йог понял: страдания
их в самом деле ужасны и сочувственно склонил
голову.

И тогда решил йог отправиться в Рай. Он оказался
в комнате, которая ничем не отличалась от первой
– тот же стол, тот же горшок с мясом, те же ложки с
длинными ручками. Но радостные лица, глаза,
светящиеся счастьем, говорили о том, что он
действительно попал в Рай. Йог ничего не мог
понять, но потом посмотрел внимательно, и ему
стало ясно, чем отличается Рай от Ада. Различие
было только в одном – в этой комнате люди
придумали кормить друг друга.

Рай там, где люди смогли договориться…

Литература

  1. Гатальская Г.В., КрыленкоА.В. “В школу – с
    радостью”. Практическая психология для учителя.
    – Мн.: Амалфея, 2000.
  2. Савенков А.И. “Ваш ребенок талантлив: Детская
    одаренность и домашнее обучение”. – Ярославль:
    Академия развития, 2004.
  3. Степанов С.С. “Большой мир маленьких детей: Мы и
    наши дети: грамматика отношений”. – М.: Дрофа –
    плюс, 2006.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018