Чередующаяся гласная в корне слова. Буквы О-А в корнях -лаг-лож-, -раст-, -ращ-, -рос-. 5-й класс

  • Волкова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Задачи урока : правило выбора а-о в корнях
-лаг- лож-, -раст-ращ-рос-; чередование а-о в корнях
слов.

Цель урока: умение учащимися владеть
способом выбора а-о в корнях -лаг-лож-раст-,
ращ-рос-; умение отличать данную орфограмму от
орфограммы: «Проверяемая безударная гласная в
корне слова».

Беседа с классом о выборе букв о-а в корнях с
чередующейся гласной в корне слова .

— Когда в корнях -лаг- лож- пишется буква А, а
когда О?

— Когда в корнях -раст- -ращ- -рос- пишется буква
А, а когда О? В чём отличие орфограммы »
Чередующаяся гласная в корне слова» от
орфограммы » безударная гласная в корне слова»?
(Ответы
учащихся подтверждаются примерами).

Какие вы знаете слова-исключения?

2. Орфографическая диктовка (учащиеся
объясняют устно и графически орфограмму в
словах).

Предл..гать, р..стительность, сл..жение, обр..сли,
прор..стать, р..сток, прил..жить, выр..щенный,
Р..стов, изл..гать, Р..стислав, зар..стать,
р..стовщик, отр..сль.

3. Предупредительный диктант. (уч-ся в
записанных предложениях находят слова с
орфограммой «Чередующаяся гласная в корне
слова» и объясняют её устно и графически).

Ложился на поля туман. Из-за ветров горные
деревья часто вырастают однобокими. Цветы росли
прямо у кустов. Дом располагался на краю посёлка.
Снежные хлопья всё росли и обратились в огромных
белых кур. Утки зябли в зарослях и крякали всю
ночь.Волны выбросили на берег много водорослей.
Вдоль стен располагались шкафы с книгами. Густые
кусты разрослись по склонам оврага.

— разбор слов по составу: располагался,
водорослей.

4. Выборочный диктант (в одну колонку уч-ся
выписывают слова с орфограммой: «Чередующаяся
гласная в корне слова, а в другую- слова с
орфограммой «Проверяемая безударная гласная в
корне слова»). Орфограммы объясняются устно и
графически.

Ум..лять о помощи, прил..жить, р..сти, пол..скать
сестрёнку, разв..вается на ветру, изл..гал,
подр..сти, отр..сли, прош..птать, обст:влять
мебелью, расп..сать стены.

5. Словарная работа (уч-ся записывают в
словарик слова с корнем-яв-явл- и составляют с
данными словами 2-3 предложения):

яв-явл-: явка, явиться, явление, проявиться,
заявление.

6. Игра «Составь слово»(полученное слово
уч-ся разбирают по составу):

— в слове наговорить уч-ся выделяют
приставку

— в слове слагала-корень

— в слове писать-суффикс

— в слове решил- суффикс глагола прошедшего
времени

— в слове понимала-окончание

Составленное слово-налагала.

7. Выводы о правописании букв о-а в корнях
-лаг-лож- раст-ращ-рос-
.

— Чем отличается орфограмма «Чередующаяся
гласная в корне слова «от орфограммы
«Проверяемая безударная гласная в корне слова».

8. Домашнее задание.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018