Урок–кроссворд В тени лесов Тригорских Михайловский период жизни и творчества А.С. Пушкина 1824–1826 гг.

  • Чиганова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • учащиеся знают Михайловский период жизни и творчества поэта;
  • умеют ориентироваться в большом потоке информации о произведениях Пушкина, устанавливать связь литературы с другими видами искусства.

Оборудование урока: на доске начерчен кроссворд; слева — рисунки учащихся; справа — абрис профиля поэта. Ведущие в бальных платьях сидят за столиками, накрытыми вязаными скатертями. На столике, который посередине, подсвечник, цилиндр, белая шаль, перо-сувенир из музея поэта в Михайловском.

Ход урока

1. Экспозиция. Девочки в бальных платьях с веерами в руках, одна пара танцует вальс.

Мальчик, исполняющий роль Пушкина.

: я от милых южных дам, От жирных устриц черноморских, От оперы, от темных лож, И, слава богу, от вельмож Уехал в тень лесов Тригорских, В далекий северный уезд, И был печален мой приезд.

Учитель:

Приезд Пушкина домой был действительно печален. Мы приглашаем вас разделить эту печаль с поэтом в тени «лесов Тригорских». Печаль всегда загадочна, окружена тайной, поэтому и урок наш необычный — урок-кроссворд, урок-загадка, которую предстоит вам разгадать: Поэт в Михайловском, в северной ссылке. Что вы знаете об этом периоде жизни великого поэта? О чем думал поэт, с кем встречался Александр Сергеевич Пушкин? Вам предстоит вспомнить и, конечно же, вас ждут новые открытия. Прикоснемся к тайне. 1-ый вопрос кроссворда. В Михайловское Пушкин прибыл 9 :: 1824 г. Назовите месяц. (Ученик вносит название месяца в кроссворд: август)

1 ведущий:

Ссылка в Михайловское была тяжелым испытанием: разлука с любимой женщиной, материальные затруднения, отсутствие духовного общения, друзей, развлечений могли превратить жизнь в непрерывную тоску.

2 ведущий:

Иногда ему приходят письма от любимой женщины. На полях рукописи в минуты раздумий рисует поэт ее портреты. Ей посвящены строки:

Прощай, письмо любви! прощай, она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои! Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Кто эта женщина, которой поэт посвятил стихи «Ненастный день потух», «Талисман», «Сожженное письмо»? (В кроссворде пишется «Воронцова»)

3 ведущий (держит в руке портрет Воронцовой)

Пушкин познакомился с Воронцовой 6 сентября 1823 г. Он только что приехал тогда из Кишинева в Одессу.

Елизавета Ксаверьевна Воронцова была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский, и многие другие без памяти влюблялись в нее.

1 ведущий

Стихи к Воронцовой дышат любовью.

Но поэта волнует ревнивое подозрение, когда он вспоминает одного из кишиневских друзей, тоже влюбленного в очаровательную Воронцову. К нему он обращает свое стихотворение «Коварство». (Читается стихотворение «Коварство»)

К кому Пушкин обращает свое стихотворение «Коварство»? (В кроссворде пишется «Раевский»)

2 ведущий

Дружба с Александром Раевским наложила отпечаток на одесскую жизнь Пушкина, определив его отношение широким кругом одесского общества. Александр Раевский приехал в Одессу глубоко несчастливым и изломанным человеком. Непомерное честолюбие получило в нем раннее развитие: неполных 17 лет прославленный как герой и сын героя, 22 лет — полковник, он был убежден, что судьба предназначила ему высокое поприще. С Пушкиным его связала своеобразная «игра в дружбу», весьма далекая от тех дружеских связей, к которым Пушкин привык в Кишиневе.

3 ведущий

Вернемся снова в Михайловское. Пушкин много работает, бывает у своих соседей Осиповых.

Назовите соседнее с Михайловским село, в котором проживали Осиповы. (В кроссворде пишется «Тригорское»)

1 ведущий

В июне 1825 неожиданно к своей тетке Осиповой приезжает ее племянница, через много лет она вспоминает:

— Погода была чудесная, лунная июньская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Ни прежде, ни после я не видела его таким добродушно веселым и любезным: Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад, «приют задумчивых дриад, длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставило меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать».

Кто эта женщина, посетившая Тригорское в 1825 году и оставившая глубокий след в сердце поэта? (В кроссворде пишется «Керн»)

2 ведущий

Да, именно ей, Анне Керн, Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновение:» Как и многие другие стихи поэта, оно было положено на музыку. (Звучит романс «Я помню чудное мгновение:»)

Назовите композитора прозвучавшего романса (В кроссворде пишется » Глинка»)

3 ведущий

Пребывание Пушкина в Михайловском было вынужденным и порой невыносимо грустным. По характеру и темпераменту Пушкин любил веселье, толпу, дружеский круг и кипящие разговоры. А теперь главное событие, основная сфера деятельности в этот период — творчество. Деятельность переносится внутрь души.

1 ведущий

Больше всего сил, времени и таланта в пору пребывания в Михайловском Пушкин отдал работе над «Борисом Годуновым». Это было любимое его детище, быть может, обязанное самим появлением на свет михайловскому уединению.

2 ведущий

Он пишет свою трагедию и ощущает свое высокое торжество — и не только творческое, но и человеческое: торжество и победу над собственной своей судьбой. И вот почему, закончив «Бориса Годунова», как никогда прежде, он взрывается радостью и гордостью. 7 ноября 1825г. он пишет Петру Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, я в бил в ладоши и кричал: ай да Пушкин, ай да сукин сын!»

На сюжет этой трагедии была написана опера. Назовите композитора оперы «Борис Годунов» (В кроссворде пишется «Мусоргский»)

Ученица музыкальной школы рассказывает о композиторе; показывает портрет кисти Репина.

3 ведущий

Послушайте фрагмент из оперы Мусоргского.

Звучит фрагмент оперы (сцена в корчме)

Где происходит действие? (В кроссворде пишется «Корчма»)

1 ведущий

Действующие лицо оперы «Борис Годунов» в сцене «В корчме» (В кроссворде пишется «Отрепьев»)

2 ведущий

Жизнь в Михайловском была скромной, даже скудной. Пушкин поселился не в парадных комнатах дома, которые оставались после отъезда всей семьи запертыми и зимой не отапливались. Его лицейский друг, посетивший поэта в северной ссылке, вспоминал:

Кому из лицейских друзей Пушкина принадлежат эти воспоминания? (В кроссворде пишется «Пущин»)

3 ведущий

На известной картине «Пущин у Пушкина в Михайловском» комната значительно обширнее, чем на самом деле.

Назовите художника картины «Пущин у Пушкина в Михайловском» (В кроссворде пишется «Ге»)

1 ведущий

Пушкин, как «дитя, был рад» этому свиданию, все повторял, что ему еще не верится, что они вместе. Прежняя его живопись во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было конца в неумолкаемой болтовне.

2 ведущий

И все это происходило, несомненно, за чашкой чая с душистым вареньем. Как вы думаете, каким вареньем угощал Пушкин своего друга? Наверное, своим любимым.

Из каких ягод готовилось любимое варенье поэта? (В кроссворде пишется «крыжовник»)

3 ведущий

А варила его своему любимому няня, Арина Родионовна.

Назовите фамилию няни поэта в замужестве. (В кроссворде » Матвеева»)

1 ведущий

Десяти лет осталась девочка сиротой. Хлеб зарабатывала тем, что чужих детей нянчила. В год смерти Абрама Петровича Ганнибала, когда делили имение между наследниками, срочно выдали ее замуж за крепостного Федора Матвеева. Муж был на 7 лет моложе, выпить любил, но жену не обижал. Родила она сына Егора, дочерей Надежду да Марью. Рано овдовев, снова пошла господских детей нянчить. Ее-то и выбрала няней своим внукам бабушка А.С. Пушкина, Марья Алексеевна.

Учитель

Вот и отгадан наш кроссворд, состоящий из 13 слов (число-то какое! Тоже не без секрета), но не разгадана тайна поэта, тайна его судьбы, тайна его творчества. И наверное, никогда она не будет до конца разгадана: поэтому его имя это — вечная тайна.

Мы надеемся, что наш урок-кроссворд подарил вам маленькое открытие, открыл новую страницу жизни Пушкина.

Закончился наш урок, закончилась ссылка поэта. В ночь с 3 на 4 сентября 1826 г. в Михайловское прискакал фельдъегерь с приказанием немедленно отправиться в Москву. Поэт едет навстречу новой жизни, навстречу новому вдохновению, навстречу самой большой любви.

Та же экспозиция, что в начале урока. Танцует пара.

Приложение 1.

Кроссворд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 53 = 62