Урок по теме Информационные процессы

  • Силина Татьяна Рафаиловна, учитель информатики

Класс: 8 (первый год обучения)

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: наглядные, практические, беседа, самостоятельная работа, проблемный, частично-поисковый.

Цель урока:

Создать условия для восприятия и осмысления понятий, составляющих основу научных представлений об информационных процессах.

Задачи:

Образовательная (обучающая)

— Создать условия для усвоения обучающимися знаний об информационных процессах;

Развивающая

— Содействовать развитию познавательного интереса, внимания, логического мышления;

Воспитательная

— Содействовать воспитанию таких качеств личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе, ответственность, дисциплинированность, собранность, ответственность за коллективное решение.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран.

Материалы к уроку: дидактический материал (задания, презентация, плакаты и учебные пособия (см. Приложение 7), клей-карандаш (у каждого учащегося), магниты, маркеры, листы форматов А3, А4.

Этапы урока

Этап урока

Время (мин)

1

Организационный момент

2

2

Проверка домашнего задания

5

3

Проверка ранее усвоенных знаний

3

4

Актуализация знаний учащихся

3

5

Усвоение новых знаний

18

6

Закрепление

9

7

Подведение итогов и рефлексия деятельности

3

8

Домашнее задание

2

Итого:

45

Ход урока

Деятельность учителя на разных этапах урока

Прогнозируемая деятельность обучающихся

I. Организационный этап

Проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает ребят на быстрое включение в работу. — Ребята, произведите осмотр своего рабочего места. Все ли готово к уроку?

Осматривают своё рабочее место. Проверяют свою готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Визуально проверяет выполнение домашнего задания, затем задает вопрос: — Возникли ли в процессе выполнения дом. задания трудности; если возникли, то в каких заданиях?

— Сверьте правильность выполнения задания с образцом.

Называют задания, в которых возникли сложности. Сверяют ответы с образцом на слайдах №№1-7 (см. Приложение 6)

III. Проверка ранее усвоенных знаний

Проводит фронтальный опрос: — Сформулируйте определение понятия «информатика». — Что означает слово «информация»? — Перечислите свойства информации. — Назовите критерии деления информации на виды. — Назовите наименьшую единицу измерения информации. — Чему равен 1 байт? — Назовите производные единицы измерения информации.

Отвечают на вопросы, производят взаимокоррекцию ответов

IV. Актуализация знаний учащихся

— Какие вопросы мы обсуждали на предыдущих уроках?

— Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью: это учителя, студенты, журналисты, писатели, переводчики и т.д. Любой человек постоянно занят какой-то работой с информацией. — Какие действия человек выполняет с информацией?

— Все действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. И хотя действий, выполняемых с информацией, бесчисленное множество, выделяют всего три основных информационных процесса. — Попробуйте сформулировать тему урока.

— Какова цель урока? Учитель фиксирует тему и цель (задачи) на доске.

— Запишите дату и тему урока в тетрадь.

— Для достижения цели урока работать будем в группах.

— Изучали виды информации, свойства информации, единицы измерения информации

— Читает книги, смотрит фильмы, решает задачи, слушает передачи по радио, отправляет SMS, подсчитывает стоимость покупки, пересказывает другому человеку какие-то сведения и т.д.

— Информационные процессы — Узнать, какие информационные процессы бывают, узнать о каждом процессе подробнее. Записывают дату и тему урока в тетрадь.

V. Усвоение новых знаний

Заранее сформированы 4 группы по 3 — 4 человека. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, — это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Напоминает учащимся правила работы в группах. Выдает учащимся учебные пособия (см. Приложение 7) с указанием параграфов, текст которых соответствует заданиям, а так же раздаточный материал (см. Приложение 3), которым учащиеся могут воспользоваться при ответе на поставленные вопросы. Сообщает цель работы в группах: рассказать об информационном процессе одноклассникам, представив изученный материал в наглядной форме. Цель фиксирует на доске (см. Приложение 1). Выдает вопросы для каждой группы (см. Приложение 2), рекомендует распределить их среди участников группы.

Учащиеся объединяются в группы. Занимают свои места, назначают ведущего; получают материалы для выполнения задания, а так же задание, общее для всех групп:

  1. изучить предоставленный материал;
  2. изобразить процесс наглядно на листе ватмана;
  3. в рассказе должны прозвучать ответы на поставленные вопросы

Наблюдает за работой учащихся, помогает, направляет деятельность, если это необходимо.

Работают в группах, предварительно распределив вопросы

Контролирует время работы в группах. Перед выступлением учащихся раздает бланки для конспектов (см. Приложение 4). Делает установку для учащихся по заполнению конспектов. Организует выступления представителей из групп в установленной последовательности.

После выступлений учащихся дает возможность учащимся задать вопросы участникам других групп, ответы на которые им непонятны.

Задает вопрос участникам группы, работающей над вопросами о кодировании: — Кодирование – отдельный процесс, или это разновидность какого-нибудь из трех процессов?

Обобщает все сказанное ребятами: — Выделяют три основных информационных процесса:

  • Передача;
  • Хранение;
  • Обработка.

— Как вы думаете, что бы случилось с обществом, если бы не было информационных процессов?

Представители каждой группы защищают созданный совместно проект задания.

Во время выступления участники других групп работают с опорными конспектами.

При необходимости слушатели задают выступающим вопросы-дополнения (после выступления).

— Кодирование – это преобразование информации, что является разновидностью процесса обработки информации

— Общество перестало бы развиваться.

VI. Закрепление

Предлагает учащимся задания для закрепления материала

Предоставляет учащимся возможность высказать и обосновать своё мнение

Выполняют задания в группах, указывая правильный ответ в бланке (см. Приложение № 5) Участвуют в обсуждении выбора правильного ответа в каждом из 4-ех заданий (на одном листе). Затем представляют и аргументируют результаты

VII. Подведение итогов и рефлексия деятельности

Учитель задает вопросы, возвращаясь к цели задачам урока: — Ребята, оцените результаты своей деятельности на уроке. У каждого из вас есть таблицы для самооценки, заполните их.

— Что мы сегодня планировали узнать нового?

-Мы достигли поставленной цели? — Какие проблемы возникли у вас в процессе работы?

— Почему возникли проблемы? Воспользуйтесь информацией из заполненной вами таблицы.

— Оцените свою деятельность на уроке по 5-ти-бальной шкале. Демонстрирует слайд из презентации, на котором содержится таблица перевода набранных баллов в отметку (см. Приложение 6).

— Надеюсь, что вы довольны работой на уроке, значит, усвоение пройденного материала будет более успешным.

Заполняют таблицу, подсчитывают общее количество баллов. Озвучивают набранное количество баллов. — Узнать, какие информационные процессы бывают, узнать о каждом процессе подробнее. — Да. Называют проблемы, если они возникли Анализируют свою деятельность, обращаясь к таблице самооценки.

Переводят набранные баллы в отметку, по желанию озвучивают ее. Таблицу сдают учителю.

VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

— Домашнее задание: повторить конспект.

Записывают домашнее задание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 21 = 25