Урок русского языка по теме Сочинение-рассуждение. 2-й класс

  • Елгина Ольга Аркадьевна, учитель начальных классов

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым для них видом сочинения, с сочинением-рассуждением.
  2. Научить отличать текст-рассуждение от других текстов.
  3. Развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, умение анализировать и сравнивать.
  4. Добиваться от учащихся грамотного построения текста, безошибочного письма.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Запись темы урока в тетрадь.

— Кто из вас, ребята, знает, что такое текст-рассуждение?

— А чем этот текст-рассуждение будет отличаться от других текстов?

2. Нахождение текста-рассуждения среди разных текстов.

(На каждой парте по три напечатанных текста. Дети читают каждый текст, определяют, можно ли его назвать рассуждением.)

  1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним как по ступенькам.
  2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
  3. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? А вы как думаете?

— Какое предложение есть во всех трех текстах?

— А по какому предложению можно догадаться, о чем пойдет речь в каждом из текстов? (По второму).

— Чем отличается текст-рассуждение от других текстов? (Есть вопрос и дается ответ на него.)

— Первый текст называется повествованием. Он рассказывает о событиях, действиях, к нему можно поставить общий вопрос что произошло? Второй – описание. К нему можно поставить общий вопрос какой? Третий – рассуждение. В этом тексте объясняются причины явлений, к нему можно поставить общий вопрос почему так происходит?

— В зависимости от типа текста меняется и основная мысль, а значит, и название. Озаглавьте каждый текст.

  1. «Дрессированные тигры»
  2. «Тигры-красавцы»
  3. «Почему тигры слушаются человека»

3. Схема построения текста-рассуждения.

(Схему дети могут записать в тетрадь).

  1. Вступление.
  2. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
  3. Аргументы (доказательства):
    а) доводы
    б) примеры, случаи, факты, цифры
    в) мнение авторитетных людей, цитаты
  4. Выводы.

— Давайте посмотрим, есть ли эти пункты в тексте про цирк.

— А теперь прочитайте еще один текст-рассуждение и найдите в нем все части, которые есть в схеме.

Курочка-ряба

Снесла курочка ряба золотое яичко. И началось… Прекрасно золотое яйцо, но дед и бабка пытаются его разбить. А почему? А для чего? Не знают они, что с ним делать.

Не разбили. А вот мышка разбила. Дед с бабой в плачь. А чего плачут-то?! Ведь они сами хотели его разбить!

Утешает их курочка-ряба, просит не плакать, обещает снести им не золотое, а простое яичко.

В чем же смысл этой сказки? Золотое яичко для деда и бабки бесполезная вещь. Поставил его на полку и смотри на него. А для жизни нужна пища, еда. Эта сказка учит тому, что не нужно гнаться за дорогими, но не нужными вещами. Человеку нужно совсем другое – то, без чего невозможна жизнь.

4. Запись слов, которые наиболее часто встречаются в текстах-рассуждениях.

(Слова дети могут записать в тетрадь).

В написании рассуждения используются слова:

Во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.

III. Восстановить в тексте-рассуждении порядок следования предложений.

(Каждому ученику дается карточка с деформированным текстом, который он должен восстановить, дать ему название, можно текст записать в тетрадь).

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. А они почти повсюду есть под рукой. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Чем же так нравился кирпич? Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается.

Вот что должно получиться:

Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.

Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

IV. «Проба пера»

— Давайте сейчас попробуем сами написать сочинение-рассуждение.

Зимой.

На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает?

(Начало сочинения дает учитель, а дальше дети сочиняют сами).

Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

V. В конце урока тетради собираются для проверки.

Литература:

  1. О.В. Узорова «Практическое пособие по развитию речи». М.: «Издательство АСТ», 2000г.
  2. О.А. Кислицина «Текст на уроках русского языка». Ижевск, издательство ИУУ, 2002г.
  3. В.С. Мавлетов «Учусь писать сочинение». Уфа, полиграфкомбинат, 2001 г.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018