Пейзажи Японии

  • Мешкова Наталья Владимировна, учитель ИЗО, технологии

Цели и задачи:

  1. Описание традиций других народов. Традиции Японии. Знакомство с
    изображениями пагоды, сакуры.
  2. Обучение передачи настроения в работе, цветовому решению, композиции.
  3. Познание через культуру других народов культуры своей страны.
  4. Развитие творческой активности, фантазии, воображения, чувства цвета,
    композиции, ритма, изобразительных навыков, самостоятельности творчества.

Оборудование:

  1. Для бумажной пластики: цветная бумага (розовая, голубая, белая),
    ножницы, двусторонний скотч.
  2. Для живописной работы: гуашь, кисти, вода, акварельная бумага (формат
    А3).

Зрительный ряд: оформление доски – большая ветка дерева без листьев;
стихотворения, напечатанные на бумаге формата А-4; выставочные живописные работы
учеников; мультимедийное оборудование.

Литературный ряд: японская поэзия.

Музыкальный ряд: музыка Японии.

Ход урока

Учитель:

Мы продолжаем путешествовать по странам. И сегодня мы обратимся туда, где
зарождается день. Отправимся в Страну восходящего солнца.

Презентация (демонстрация слайдов при
помощи мультимедийного оборудования).

Ученики– помощники (текстовая информация передается заранее закрепленным
ученикам):

Ученик 1Легенда гласит:

Со дна океана поднялись
высокие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и
образовали цепь островов. С течением времени на этих островах поселились
люди. Говорят, что их призвала Аматерасу – лучезарная богиня Солнца.
Люди прозвали свою страну Ямато, что переводится как “Путь гор”. А
сегодня все называют эту страну Япония [2].

Ученик 2Еще в древности у японцев возникло умение
видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В школе есть
даже такой особый предмет – искусство любования. Там учат: … всмотреться
в некрасивое – и увидеть красивое; всматриваться в малое – и видеть
великое! [1].
Ученик 3Обычаи традиционных праздников соблюдают
все жители Японии. Самый любимый – это праздник цветения вишни – сакуры.

Он наступает, когда приходит долгожданная пора весеннего пробуждения.
Розовые, голубые и белые соцветия превращают деревья в благоуханные
облака. [3].

Демонстрация слайдов.

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3

Учитель. Ребята, сегодня в Японии начала цвести сакура. Сакура – это японская вишня.
Существует много видов вишни, отличающихся друг от друга формой соцветий и
оттенками.

Давайте сравним деревья в России и Японии.

В России – высокие березы, в Японии – низкорослые деревья. Как вы думаете,
почему?

Так как Япония – островное государство, в нем присутствует каменистая почва,
и бушуют сильные ветра. Поэтому деревья – раскидистые и приземистые.

Смотрите, у нас тоже есть ветка, и сейчас мы превратим ее в цветущую сакуру.

Мы создадим из бумаги цветки и прикрепим к нашей ветке.

Педагогический рисунок 1
  1. Цветную бумагу складываем несколько раз.
  2. На сложенной бумаге рисуем цветок.
  3. Вырезаем (правила по технике безопасности при работе с
    ножницами).
  4. Соединяем несколько цветов в одно соцветие.
  5. Прикрепляем двусторонний скотч к нашему цветку и крепим к ветке

Практическая работа (создание бумажных цветов).

Учитель. Сильные ветры и землетрясения бывают в Японии так часто, и это приходится
учитывать при строительстве домов. Японские домики не имеют стен в нашем
понимании.

Помните, как складываются из бревен стены избы?

А в Японии строят стены из легких сквозных конструкций, а также из
передвижных ширм и панелей.

А из каких материалов строятся дома в нашем городе?

Здание японского храма – пагода – похоже на изящную легкую башню. Свою
собственную кровлю имеет каждый этаж. Особенность этих крыш в том, что они имеют
поднятые кверху концы. Как будто улыбаются.

А какие формы крыш вы знаете?

Демонстрация слайдов.

Рис. 4 Рис. 5

Рис. 6

Учитель. Внутри домика тоже все просто. Почти нет мебели, зато есть ощущение простора.
Отодвинув стенку – ширму, легко впустить ветки сада.

Сегодня на уроке мы изобразим с вами японский пейзаж. Старайтесь учесть то,
чему учат нас японские художники: находить красивое в малом.

Педагогический рисунок 2
  1. Выбор формата (горизонтальный или вертикальный).
  2. Дальний план – горы или море.
  3. Передний план – пагода и сакура.

Живопись

  1. Небо – голубое (смешение красок).
  2. Земля – нежно-зеленая (оттенки).
  3. Дерево – коричневое.
  4. Цветы – белые, голубые, розовые.

Практическая работа (создание пейзажа Японии).

Во время работы детей звучит японская музыка.

Выставка и анализ работ.

По композиции – соразмерность деталей, заполняемость листа.

  1. Все работы выставляются у доски и анализируются:
  2. По цвету – применение знаний по цветоведению.
  3. Передача настроения художественно-выразительными методами.

Учитель. А сейчас, ребята, я прочитаю необычные стихи:

Весенний вдруг повеял ветерок
И разметал высокие сугробы,
И вот уж под окошком у меня
Цветут, благоухая, ветки сливы…

* * *

Прошлой весной
Лепестки облетели, но видишь
Вишни снова в цвету.
Ах, когда б и наша разлука
Оказалась цветам сродни!

* * *

Должно быть, друзья
Боятся, что снег не растаял,
Зайти не спешат,
А слива у хижины горной
Белеет не снегом – цветами.

Эти необычные стихи называются танка (японские пятистишия).

Эти стихи рассчитаны на ассоциации. Нет рифмы, и поэтому они нам непривычны
для восприятия.

Практическая работа (объединение стихов с нарисованными работами).

Демонстрация слайдов.

Рис. 7 Рис. 8

Рис. 9 Рис. 10

Итог урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с историей, живописью, традициями Японии.
Изобразили японский пейзаж с музыкальным сопровождением, послушали стихи. Даже
ветка на доске превратилась в цветущую сакуру!

Что особенно понравилось на уроке (стихи, цветы, пейзажи, любоваться
пейзажем)? Какое настроение у вас после этого урока?

Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. ЗАО Издательский дом “Аванта
    +”. 1997 г.
  2. Л.А. Неменская. Каждый народ художник. Москва. Просвещение 2000
    г.
  3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Страны и народы. ООО “Издательство
    АСТ-ЛТД”, г. Назрань, 1997 г.
  4. В. Овчинников. Сакура и дуб. – М.: Дрофа, 2003 г.
  5. Интернет.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018