Проблема детского чтения

  • Кравченко Зоя Васильевна, заведующая библиотекой

В последние годы в России чтение стало терять
статус национальной культурной традиции, что
повлекло за собой качественное снижение уровня
грамотности населения, особенно в подростковой и
молодежной среде.

Все существующие проблемы подводятся к одной
главной теме: как сформировать у ребенка интерес
к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как
переломить негативную тенденцию к снижению
грамотности, к снижению уровня чтения в нашем
обществе “Школа – это, прежде всего, книга, а
воспитание – прежде всего, слово, книга и живые
человеческие отношения” — слова Сухомлинского
В.А.[4]

Главной задачей любой школьной библиотеки как
информационного центра является оказание помощи
учащимся и учителям в учебно-воспитательном
процессе.

Сегодня в России, которую раньше считали самой
читающей страной, назрел кризис чтения. Читающих
людей становится все меньше и меньше, особенно
среди молодежи, и причин тому много. Одна из
главных – резкое ухудшение комплектование
школьных библиотек. Государство постепенно
складывает с себя обязанность заботиться об
обновлении и пополнении библиотек новой, нужной
литературой, утопая на то, что библиотеки сами
будут искать спонсорскую помощь. Однако наши
обращения к общественности, проведение акции
“Подари книгу школьной библиотеке” и т.п.
совершенно не решают данной проблемы. Мы
благодарны всем людям, которые несут свои книги в
библиотеку, но бессистемное добавление книг на
полки в библиотеки не меняет положения дел. В
библиотеках катастрофически не хватает новых
книг практически по всем отраслям знания:
истории, психологи, философии и т.д. А ведь миссия
библиотеки – информирование и продвижение
современных идей и свежих мыслей, которые
возникают в обществе.

Только такая литература и технически
оснащенная библиотека может заинтересовать и
привлечь юного читателя.

Несомненно, библиотекам все сложнее
конкурировать с другими источниками получения
информации, главной из которых – телевидение,
несмотря на то, что предоставляет
малосодержательные, а иногда просто вредные для
детей программы. Очень часто вместо чтения дети
предпочитают просмотр фильма, при этом и сами
они, и их родители считают это совершенно
равноценным. На деле дети, сидя у телевизоров или
у компьютеров, большей частью развлекаются, а
чтение – это труд [2].

Еще одна причина “не чтения” — исчезновение
традиций семейного чтения. Порой дома есть много
книг, но это совсем не значит, что семья читающая.
Совместное чтение и обсуждение книг в семье
стало очень редким явлением. Родители читают
одни книги, дети – другие. На содержание детского
чтения дома часто просто не обращают внимание,
радуясь, что хоть что-то читают…

Однако чтение и поныне самый распространенный
способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать
(имеет хорошую технику чтения, умеет выделять
главное и второстепенное в тексте, любит чтение,
способен анализировать прочитанное и т.д.),
чувствует себя уверенным, охотно берется за
любое дело и выполняет его без особого труда.
Воспитать такого грамотного, знающего читателя
– задача каждой школьной библиотеки [1].

Но библиотекарь не может заставить детей
читать книги, для этого у него нет никаких
рычагов. Впрочем, может быть, этот минус на самом
деле является плюсом?! Парадокс заключается в
том, что именно в библиотеке читатель имеет
реальностью найти нужную информацию и своим
желанием самому выбрать хорошую книгу. Задача
библиотекаря заключается в том, чтобы
сориентироваться в его желаниях и подсказать
ребенку, помочь, при необходимости что-то
предложить, заинтересовать.

Стоит только сказать детям, что они обязательно
должны прочитать книгу, как у них срабатывает
инстинкт протеста. “А если я этого не хочу?”.
Поэтому рекомендовать книги в школьной
библиотеке – особое искусство: делать это нужно
корректно, ненавязчиво, чтобы ребенок не
почувствовал нажима, а видел лишь как
библиотекарь помогает ему найти и получить то,
что он сам захотел. Здесь очень важен постоянный
контакт библиотекаря с читателями.
Индивидуальная работа с детьми – очень важный
аспект библиотечной работы в школе [2].

К сожалению, художественной литературы дети
читают очень мало. Достаточно проанализировать
их читательские формуляры, чтобы в этом
убедиться. Несомненно, есть классы, в которых
дела обстоят сравнительно благополучно, но в
основной массе дети берут в библиотеке только то,
что нужно прочесть по школьной программе.

Школьная библиотека прививает учащимся
потребность в постоянном самообразовании,
развивает воображение, воспитывает гражданскую
ответственность.

Как наших детей обратить к книге? Извечный
вопрос:

Что делать?

Любовь к чтению, конечно, надо воспитывать. А
как?

1. Активную пропаганду книги в первую очередь
нужно проводить не только библиотекарям, но и
учителям.

2. Книжные выставки и чтение вслух.

Стараться, как можно больше читать детям, пусть
даже небольшие отрывки из разных произведений,
но так, чтобы они не только прочувствовали
своеобразие литературного языка писателей, но и
захотели бы узнать, что же было дальше, и тем
самым подтолкнуть ребят к самостоятельному
чтению.

Нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их
дети много и хорошо читали, грамотно и понятно
писали. Трудность же состоит в том, что родители
не готовы к тому, что им самим надо подключаться к
этой работе, что школа одна справиться не может и
родителям необходимо брать на себя некоторую
долю ответственности за результат.

Советы учителям:

Рассказывайте детям о ценности чтения.
Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и
других делах. Приводите примеры положительного
влияния книги на вашу собственную жизнь или
жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и
взрослыми, которые любят читать.

Обращайте внимание детей на высказывания
выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов,
подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто
авторитетен для школьника: спортсменов, актёров,
теле звёзд. Поднимайте престиж книги и чтения в
сознании ребенка [5].

Был проведен опрос среди школьников
“Отношение к чтению” и оно оказалось весьма
противоречивое.

— “Дура я, что ли, чтобы читать?”

— “Читать – это классно!”

— “ Только и слышу: читай, читай. Надоело!”

— “Чтение – это наша жизнь”.

— “Читать – это скучно, нудно, муторно.”

— “Читай – и ты полетишь.”

— “Чтение — это мир, где можно понять самого себя
и других.”

— “Чтение спасет мир.”

Есть дети, для которых книга – органическая
часть их жизни. Взять в пример телевизионную
передачу “Умники и умницы”, мы убеждаемся в
феноменальной начитанности этих подростков
будущей элиты нашего общества. В них виден
интеллект, эрудиция, культура, способность
решать нестандартные задачи, прогнозировать.

Число постоянно читающих за последнее время
уменьшилось с 49% до 34%, а тех, кто вообще не читают
книги, возросло 23% до 34%.

40% читают книги от случая к случаю.

За эти годы произошло обвальное падение числа
людей, которые приобретают книги.

Данные о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники 43%,
  • старшие 17%.
  • Не любят читать: младшие 8%,
  • Старшие 17%.
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя 10%
    школьников.
  • Читают только развлекательную литературу 40%
    учащихся.
  • Читают познавательную литературу 21%.
  • Читают для самообразования 10% школьников [1].

И в заключение хотелось бы отметить:

Сегодня почти треть жителей не читает книг, что
свидетельствует о значительном снижении уровня
грамотности населения, потере интереса к
литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации
оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях,
где взрослые не читают книг, дети растут духовно
и интеллектуально не развитыми, малограмотными.
“Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить
среди людей. А значит необходимо уметь понимать
их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а
для этого представлять себе разнообразие
характеров, иметь запас жизненных ситуаций и
способов их разрешения, почерпнутых из
литературы.

Список использованной литературы

1. Ветрова Тамара Викторовна. Читать интересно
[Текст] / Ветрова Тамара Викторовна // Литература
(ПС). — 2011. — № 13. — С. 8-9. Рассматриваются проблемы
детского чтения, воспитание личности через
чтение.

2. Дивина Наталья Александровна. У нас всё
получится! [Текст] / Дивина Наталья Александровна
// Библиотека в школе. — 2011. — № 6. — С. 12-13.
Предлагается методика рекламы современной книги
в школе, как форма библиотечной работы.

3. Родительское собрание по детскому чтению
[Текст]: Сборник материалов по разработке моделей
и методик проведения / Пермская краевая детская
библиотека им. Л.И. Кузьмина, Русская школьная
библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная
библиотечная ассоциация, 2008. – 136 с.

4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего
человека [Текст]: (Этика коммунистического
воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В.
Сухомлинская.- М.: Педагогика 1990. — 288 с. — (Б-ка
учителя)

5. Школа как территория чтения [Текст]: Сборник
статей / Сост. С.В. Волков. – М.: Межрегиональный
центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018