Домашние животные и их детеныши

  • Антонова Татьяна Александровна, учитель-дефектолог

Цели:

  • Образовательные: расширение знаний о домашних животных;
    закрепление умения ребенка различать диких и домашних животных; составлять
    рассказ-описание по наводящим вопросам с опорой на картинку.
  • Коррекционные: расширение и активизация словаря существительных
    по теме; развитие общей и мелкой моторики; логических и счетных операций;
    слухового внимания; зрительного восприятия.
  • Воспитательные: воспитание бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал. Картинки с животными
(медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень; корова, лошадь, кошка, собака, коза,
овца, свинья).

Раздаточный материал. Две картинки с изображениями дикого и домашнего
животного, разрезанные на 5 – 7 частей. Карточки с изображениями травы, сена,
косточки, рыбы, молока, орехов, ягод, грибов, кур, зайцев, меда, малины,
моркови, капусты. Парные карточки с изображениями домашних животных и их
детенышей (мама-детеныш). Игрушечные лошадь и жеребенок. Набор деревянного
конструктора.

Ход непосредственной образовательной деятельности

(Индивидуальная работа.)

Вводная часть.

Учитель-дефектолог предлагает ребенку отгадать загадки:

Стоит гора,
Спереди – вилы,
А сзади – метла.
(Корова.)

Нос пяточком, а хвост крючком.
(Свинья.)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака.)

Если ребенок затрудняется, то учитель-дефектолог еще раз загадывает загадки,
но на доске висят изображения всех животных, о которых загадки (корова, свинья,
собака). После того, как ребенок отгадал загадки, учитель-дефектолог спрашивает
его: “Как ты думаешь, о ком мы сегодня будем говорить?” Если ребенок не
догадался сам, можно задать наводящий вопрос: “Корова, свинья, собака, как их
можно назвать одним слово?”

Основная часть.

Картинки с изображением животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень;
корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, свинья) висят на доске,
учитель-дефектолог задает ребенку вопросы.

Беседа.

– Покажи и назови, кто изображен на этих картинках? (Ребенок показывает и
называет животных.)
– Как можно назвать их, одним словом? (Животные.)
– Почему? (Ребенок должен перечислить характерные признаки животных.)

Тело покрыто шерстью, у них есть морда, хвост, четыре ноги (лапы).

– На какие две группы можно разделить этих животных? (На диких и домашних
животных.)
Покажи и назови домашних животных (ребенок показывает и называет
домашних животных).
Почему их называют домашними животными? (Домашние, потому что, живут
рядом с человеком, человек о них заботиться поит, кормит, строит им дом.)

Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Корова дает
молоко, овцы дают шерсть, лошадь перевозит грузы и тд..)
Покажи и назови диких животных (ребенок показывает и называет диких
животных).
Почему их называют дикими животными? (Дикие, потому что, живут в
лесу, сами о себе заботятся, сами добывают пищу, сами строят себе дом.)

Игра с мячом “Кто у кого?”.

Учитель дефектолог бросает ребенку мяч со словами: “ у коровы…..” (ребенок
должен поймать мяч, назвать детеныша коровы и бросить мяч обратно учителю,
допускается, что ребенок может назвать как одного детеныша, так и много,
главное, чтобы он назвал их или его правильно).

У коровы – теленок (телята). У собаки – щенок (щенки). У кошки – котенок
(котята). У лошади – жеребенок (жеребята). У козы – козленок (козлята). У овцы –
ягненок (ягнята). У свиньи – поросенок (поросята).

Игра “Кто что любит?”*.

На столе у учителя-дефектолога карточки с изображениями домашних и диких
животных, на столе перед ребенком карточки на которых изображены любимые
лакомства этих животных (сено, трава, кость, рыба, молоко и тд).

Учитель-дефектолог показывает карточку с изображением животного, ребенок
называет его (например, корова) и ищет среди своих карточек ту, на которой
изображен тот продукт, который любит употреблять в пищу данный зверь. Ребенок
при этом говорит: “это корова, она любит есть сено и травку”.

Корова – трава, сено. Собака – кость. Коза, овца – сено, трава. Кошка – рыба,
молоко. Белка – орехи, ягоды, грибы. Лиса – куры. Волк – зайцы. Медведь – мед,
рыба, малина. Заяц – морковка, капуста.

Игра “Четвертый лишний”.

Учитель-дефектолог выкладывает на стол перед ребенком карточки, например, 3
диких животных и 1 домашнее животное, и задает вопрос ребенку: “как ты думаешь,
какое животное лишнее?” Ребенок должен назвать лишнее животное и объяснить свой
выбор. Если перед ребенком лежат карточки с изображениями коровы, свиньи, лошади
и лисы, он должен сказать, что (лишняя лиса, потому что корова, свинья и
лошадь, домашние животные, а лиса дикое).

Варианты карточек:

3 диких животных и 1 домашнее животное. 3 домашних и 1 дикое. 3 хищника и 1
травоядное животное. 3 травоядных животных и 1 хищник. 3 детеныша и 1 взрослое
животное. 3 взрослых животных и 1 детеныш.

Физкультминутка.*

Игра “День-ночь”. Учитель-дефектолог объясняет ребенку, что сейчас он
будет перечислять части суток, а ребенок должен будет сесть на корточки, когда
услышит “ночь” и встать на ноги когда услышит “день”. При словах утро и вечер
нужно стоять на месте или сидеть на корточках в зависимости от того, что (день
или ночь) было названо до этого.

Игра “Где собачка?”*

Учитель дефектолог ставит на стол собачью будку, и показывает ребенку
игрушечную собачку. “Это Шарик, он живет в будке и охраняет дом”. Ребенок
рассматривает Шарика и его будку, после чего учитель сажает собаку в будку и
спрашивает у ребенка: “Где сидит Шарик?” (шарик сидит в будке).
Учитель-дефектолог переставляет фигурку Шарика, и каждый раз задает вопрос: “Где
сидит Шарик?” Ответы ребенка: Шарик сидит, перед будкой, справа от будки,
сзади или за будкой, слева от будки.

Если ребенок называет будку домиком, его не следует исправлять, так как цель
задания, повторить пространственные предлоги, и вспомнить, где находятся левая и
правая сторона относительно ребенка. В конце задания можно просто напомнить, что
Шарик живет в будке.

Игра “Найди пару”.*

Учитель-дефектолог показывает ребенку карточки, на них изображены домашние
животные: корова, лошадь, свинья, кошка, собака, коза и их детеныши теленок,
жеребенок, поросенок, котенок, щенок, козленок. Учитель вместе с ребенком
вспоминают, как называются эти животные и как зовут их детенышей. После этого
карточки перемешиваются, и раскладываются на столе рядами (картинкой вниз).
Ребенку объясняются правила игры: “сейчас мы с тобой по очереди будем открывать
карточки, за одни раз можно перевернуть (открыть) две карточки. Нужно найти маму
и детеныша, смотри и запоминай, где какие карточки лежат, если нашел две
карточки, ты забираешь их себе, если нет, то их опять переворачивают картинкой
вниз” Первым открывает карточки учитель, давая тем самым ребенку возможность
посмотреть, где какие карточки лежат. Цель игры набрать как можно больше
карточек мама-детеныш, для этого нужно смотреть и запоминать, где какие карточки
лежат. Каждый раз, когда ребенок или учитель открывают карточки, они называют
животное или детеныша, которое на них нарисовано. Например, если учитель открыл
две карточки корова и коза он называет их и объясняет, что корова и коза две
мамы у них есть свои детеныши (у коровы теленок, у козы козленок), они не
подходят друг другу и переворачивает их картинкой вниз.

В конце игры каждый называет свои пары картинок: “я нашел, корову и
теленка, козу и козленка и тд”
и считает, сколько пар картинок он нашел.
Важно обратить внимание ребенка, что мама и детеныш – это пара и считается как
одна карточка. Кто собрал больше пар, тот выиграл.

Пальчиковая гимнастика1.

Жили-были поросятки,
На поляне у реки. Подушечками пальцев стучат по столу.
Рано утром просыпались, Делают круговые движения рукой около носа
Мыли ушки и копытца. поочередно левой и правой.
Ох, и теплая водица. Сжимают и разжимают пальцы.

Ходит-бродит по лужку Делают “шаги” двумя пальцами по столу.
Рыжая корова. Делают “рога” и качают головой.
Даст она нам к вечерку
Молока парного. Сжимают и разжимают пальцы рук.

1Пальчиковая гимнастика содержит простые движения, с которыми ребенок
легко справится, это сделано специально, чтобы дать отдохнуть от предыдущих
заданий.

Игра “Сложи картинки”.

Перед ребенком картинки с изображением дикого и домашнего животного,
разрезанные на 5–7 частей. Ребенок собирает картинки. После этого называет
животное: (Я собрал картинку, это собака домашнее животное, потому что она
живет рядом с человеком, охраняет дом. Я собрал картинку это медведь дикое
животное, он живет в лесу сам о себе заботится, сам строит дом и добывает себе
пищу).

Игра “Опиши животное”.

Составление описания животного по наводящим вопросам учителя-дефектолога (с
опорой на картинку).

  1. Кто это?
  2. Какие у него есть части тела?
  3. Домашнее это животное или дикое? Если дикое, то где живет?
  4. Как называется его дом?
  5. Чем питается (травоядное или хищное)?
  6. Как называют детенышей этого животного?
  7. Как животное подает голос?
  8. Какую пользу приносит?

Примерный рассказ, который может получиться.

Это лошадь, у нее есть голова, туловище, ноги, хвост, уши. Лошадь домашнее
животное, она живет в конюшне. Питается лошадь летом сеном, зимой соломой, она
травоядное животное. У лошади есть жеребята. Лошадь ржет. Лошадь можно запрячь в
телегу, и перевозить грузы, на лошади можно ездить верхом.

Игра “Построй домик животным”.*

На столе перед ребенком стоит пара игрушечных животных (лошадь и жеребенок).
Учитель-дефектолог объясняет ребенку, что лошади и жеребенку, нужно построить
домик (конюшню), в которой они будут жить. Учитель дает ребенку фотографию (см
приложение)2 . Ребенок должен рассмотреть ее. После чего учитель
интересуется у ребенка, какие строительные материалы, ему понадобятся, для
постройки конюшни. Задача ребенка посчитать одинаковые элементы конструкции и
сказать учителю-дефектологу, какие строительные материалы ему понадобятся: “для
строительства, мне понадобится два красных кубика, два желтых кубика, одна
красная арка… и т.д.”. Учитель дает ребенку нужные детали и ребенок начинает
строить конюшню. После того, как строительство закончено ребенок совместно с
учителем-дефектологом сравнивает свою постройку с той, что изображена на фото,
затем в конюшню вселяются лошадь и жеребенок. Они благодарят ребенка за красивый
и крепкий домик, который он для них построил.

2 Фотография дается ребенку, конструктивные навыки которого, находятся
на невысоком уровне. В том случае, если ребенок не испытывает затруднений в
понимании схем, можно дать ему не фотографию готовой конюшни, а ее схему.

Итог индивидуальной работы:

Ты помнишь, о ком мы сегодня говорили с тобой? (Мы говорили о
домашних животных.
)
Ты понял, почему их называют домашними? (Потому что они живут рядом с
человеком, человек о них заботится.
)
Тебе понравилось играть с домашними животными?

Открытое занятие было составлено с использованием специальной литературы (см
список), для детей с задержкой психического развития 5–6 лет. В скобках
выделенные курсивом примерные ответы ребенка, в этом возрасте он должен отвечать
на вопросы учителя не одним двумя словами, а небольшими предложениями. Если
ребенок отвечает односложно, поправьте его, скажите, что он уже большой и нужно
учиться говорить красиво. Пусть ребенок выслушает развернутый ответ учителя и
попробует его повторить, если это не получается сразу, пусть повторяет каждое
слово за учителем, а потом попробует произнести весь ответ целиком. Хвалите и
одобряйте ребенка, даже если получилось не очень хорошо, для детей важно знать,
что их старания были замечены учителем.

Если ребенок выполняет задания в замедленном темпе, или же у него рассеянное
внимание, и он не может долго выполнять задания, можно уменьшить объем работы,
исключив из индивидуальной работы игры: “где собачка”, “найди пару”, “сложи
картинку”, “построй домик животным”. Объем и сложность может варьироваться в
зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Время, отводимое на
выполнение всех заданий, для данного возраста составляет 20–25 минут.

Знаком (*) в тексте помечены игры, которые были составлены автором конспекта.

Список используемой литературы:

  1. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром для
    работы с детьми 5–6 лет. Москва. Мозаика-синтез 2011.
  2. Никитина А. Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим
    миром для детей 5–6 лет. Санкт-Петербург. Каро 2011.
  3. Стребелева Е.А. коррекционно-развивающее обучение детей в
    процессе дидактических игр. Москва. Владос 2008.
  4. Никитина А.В. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения,
    загадки для детей 6–7 лет. Санкт-Петербург. Каро 2009.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018