Методика работы с учебным пособием Палитра

  • Лебедева Олеся Евгеньевна, учитель начальных классов

Цель: закрепление изученных знаний.

Описание. Палитра представляет собой индивидуальное раздаточное пособие. Это Круглая деревянная доска и 7 пар “красок” разной формы: обычные и с дырочками. Раздается палитра каждому ученику. В комплект так же входит набор тематических карточек. <Рисунок 1>

Для работы представлены следующие темы:

  1. Восприятие и внимание 1.
  2. Восприятие и внимание 2.
  3. Нумерация.
  4. Счет в пределах 10.
  5. Счет в пределах 20.
  6. Счет в пределах 100.
  7. Табличное умножение.
  8. Счет в пределах 1000.
  9. Устное умножение многозначных чисел.

Карточки каждого набора разно уровневые. Уровень сложности определяется порядковым номером (в каждом комплекте их 12 штук). №1 – самое простое задание. № 12 – соответственно самое сложное. Поэтому учителю необходимо 2-3 одинаковых набора для класса. Получая карточку каждый ребенок, таким образом, выполняет сразу 14 мини – заданий (решает 14 примеров, составляет 14 пар и т.д.).

Знакомство. Познакомить сразу большое количество учеников с данным пособием достаточно сложно. Но один раз поняв, как работать с данным пособием, ученик запоминает это навсегда и может обучить этому и других. Поэтому, мы рекомендуем проводить индивидуальное или парное обучение работе с палитрой. Заранее подготовленные ученики за короткое время смогут обучить этому и весь класс. В нашем случае знакомство с палитрой происходит еще во время подготовки детей к школе. Дошкольники так же довольно легко овладевают методом работы с пособием. Рекомендуем проводить знакомство с набором с помощью карточек “Восприятие и внимание 1 и 2”.

Методика работы. Ученик кладет карточку на доску так, чтобы она точно попала в пазы. Иначе решение при проверке окажется неверным. Учитель должен дать четкую установку детям: Не переворачивать карточку без разрешения. Если ребенок не уяснил это, то работа данным пособием смысла не имеет. Затем все “краски” выкладываются на парту. (Можно оставить их и на палитре, но тогда, особенно в начале работы, может возникнуть путаница). При регулярной работе с палитрой дети начинают автоматически выполнять данные операции.

Теперь ребенок приступает к решению задания. Например, он выбирает машинку в круге (Карточка № 1 в комплекте “Восприятие и внимание 1”), <Рисунок 2> смотрит, какой цвет указан рядом с рисунком, находит нужную “краску” на парте, затем должен найти точно такую же машинку за кругом и около нее установить соответствующую “краску”. После этого операции повторяются до тех пор, пока все “краски” не будут разложены по местам.

Заметим, что в некоторых комплектах круг карточки разделен на 2–4 части. (Например, карточки “Нумерация”). <Рисунок 3>

Это значит, что ответ к заданию ребенок должен искать именно в данной части карточки, что упрощает задачу.

Проверка работы. Когда работа закончена, то карточку переворачивают на другую сторону и цвет выбранной краски должен совпасть с цветом на карточке.

Существует несколько методов проверки выполненной работы.

1. Проверка учителем. При обнаружении ошибок, учитель снимает неверные “краски” и предлагает ребенку исправиться или просто называет количество ошибок, ученик должен найти их сам. После чего учитель выдаёт более сложную/простую карточку или другое задание.

2. Проверка в парах. При завершении работы, соседи по парте могут обменяться своими палитрами и проверить работы друг друга (Переворачивая или не переворачивая карточку на сторону с ответами). <Рисунок 4> А затем уже обменяться карточками и продолжить работу далее.

3. Самопроверка. Ребенок, решив карточку, может самостоятельно перевернуть карточку и проверить свой результат.

Возможности применения. Использовать данное пособие можно на разных этапах учебной деятельности.

1. На уроке, на этапе закрепления. (Если в классе много учеников, то учителю уследить за всеми крайне сложно. Поэтому рекомендуем давать задание только группе детей, остальные в это время могут выполнять другое задание).

2. Во время дополнительных занятий, консультаций, как с отстающими, так и с мотивированными детьми.

3. Во внеклассных мероприятиях. (Конкурсы, математические соревнования и т.д.)

4. На математическом кружке. (Здесь некоторые карточки можно давать с опережением программы. Возможность использования зависит от уровня подготовки учащихся)

Методические наблюдения. На первый взгляд может показаться, что работа с палитрой – это игра. Однако дети быстро осознают, что это не так. Выполнять каждую карточку достаточно сложно. Все задания там подобраны и продуманы хорошо. Поэтому, в зависимости от подготовленности учащегося, каждый может затрачивать разное время на выполнение карточки. Кроме того, дети быстро утомляются от данного вида работы. Так как выполнение задания требует концентрации внимания. Ведь мало решить пример, нужно еще и найти соответствующую краску и ее место на палитре. Стоит строго дозировать количество карточек, которые выполняет ребенок.

Заключение. В заключении хочется сказать, что дети с огромным удовольствием работают с данным пособием. Им нравится, что здесь не нужно писать, ошибку легко исправить и конечно, их привлекает именно делание, работа руками. Кроме того, данное пособие красочное, яркое. Сделано из прочного материала. Его можно ронять.

Ребята постоянно ждут встречи с данным пособием. Интересуются, а будем ли мы работать с ним. Кроме того, они придумывают разные новые названия палитре. Дошкольники называют пособие просто “краски”. А в нашем классе прижилось название “Пицца”. Ребята представляют себя поварами. Они готовят пиццу (решают карточку), а затем пробуют на вкус (поверяют карточку): дожарилась ли она, не подгорела или в ней чего-то не хватает.

Поэтому, мы считаем, что для формирования положительной учебной мотивации пособие “Палитра” необходимо регулярно использовать в процессе обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 18 = 21