Использование технологии модульного обучения в разновозрастных классах малокомплектной школы

  • Андреева Марина Даниловна, учитель географии

8 класс

9 класс

Россия на карте часовых поясов

Химическая промышленность

Цель: Определение места России на карте часовых поясов.

Задачи:

Образовательные:

Знать:

  • понятия «местное», «поясное», «летнее», «декретное» время, «линия перемен дат»;
  • часовые пояса  на территории России.

Уметь:

  • давать определения понятиям «местное», «поясное», «летнее», «декретное» время, «линия перемен дат»;
  • называть часовые пояса  на территории России;
  • определять поясное время различных пунктов на территории России.

Развивающие:

Развивать умение пользоваться картой часовых поясов и использовать вычислительные навыки на уроках географии.

Воспитательные:

Воспитание у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

Цель: Изучение химической промышленности России.

Задачи:

Образовательные:

Знать:

  • состав химической промышленности;
  • отличительные особенности развития химической промышленности на территории России;
  • основные районы химической промышленности России;
  • проблемы комплекса и пути их решения.

Уметь:

  • называть состав химической промышленности;
  • раскрывать отличительные особенности развития химической промышленности на территории России;

Развивающие:

Продолжить формирование умений составлять причинно- следственные связи, развивать умение пользоваться статистическим материалом, выделять проблему и пути ее решения.

Воспитательные:

Воспитание у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

Метод обучения: Частично-поисковый.

Метод обучения: Частично-поисковый.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Модуль для обучающихся

8 класс

9 класс

Тема урока

Россия на карте часовых поясов

Химическая промышленность

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

УЭ-0

Знать:

  • понятия «местное», «поясное», «летнее», «декретное» время, «линия перемен дат»;
  • часовые пояса  на территории России.

Уметь:

  • давать определения понятиям «местное», «поясное», «летнее», «декретное» время, «линия перемен дат»;
  • называть часовые пояса  на территории России;
  • определять поясное время различных пунктов на территории России.

Знать:

  • состав химической промышленности;
  • отличительные особенности развития химической промышленности на территории России;
  • основные районы  химической промышленности России;
  • проблемы комплекса и пути их решения.

Уметь:

  • называть состав химической промышленности;
  • раскрывать отличительные особенности развития химической промышленности на территории России;
  • показывать на карте основные районы  химической промышленности России;
  • выделять проблемы комплекса и объяснять  пути их решения.

УЭ-1

Цели модуля: Проверьте себя, как вы усвоили материал прошлого урока.

Задание 1: Выберите  правильный ответ.

А1. Основными продуктами черной металлургии являются:

    1. чугун
    2. чугун и сталь
    3. чугун, сталь и прокат

А2. Ведущее место в России по производству черных металлов занимает металлургическая база:

  1. Центральная
  2. Уральская
  3. Сибирская

А3. Основными продуктами цветной металлургии являются:

  1. цветные металлы
  2. цветные металлы и их сплавы
  3. цветные металлы , их сплавы и минеральные удобрения

А4. Главными районами цветной металлургии в России являются:

  1. Урал и Центральная Россия
  2. Центральная Россия и Восточная Сибирь
  3. Восточная Сибирь и Урал

А5. Более высокая степень концентрации производства свойственна:

  1. черной металлургии
  2. цветной металлургии

Задание 2: Дополните:

Группа металлургических заводов, использующих общие источники сырья и топлива, называется ……………

*Задание 3:  Около города Череповца

(центральная металлургическая база) отсутствуют запасы руды и коксующихся углей. Однако здесь построен крупный металлургический комбинат полного цикла. Почему?

Максимум – 7 баллов.

УЭ-2

Цели модуля: Сформировать понятие о местном, поясном, декретном и летнем времени, линии перемены дат.

Задание 1:

Изучив материал текста учебника, закончите предложения:

1) Местным временем называется……

………………………………………….

2) Поясным временем называется……

…………………………………………..

3) Летним временем называется………

……………………………………………

4) Линией перемен дат считается линия

…………………………………………..

Задание 2:

Вставьте в предложения пропущенные слова.

1) Декретное время введено в……году. В нашей стране поясное время было переведено на один час ……….. постановлением (декретом) Совета Народных Комиссаров с целью …….. .

2) На территории нашей страны, как и в ряде других стран, введено летнее время с……….года.

3) На территории нашей страны …… часовых поясов.

4) Для удобства 11-й и 12-й часовые пояса были …………………… в один.

Максимум – 8 баллов.

Цели модуля: изучить состав химической промышленности.

Задание: Изучите  рисунок учебника «Состав химической промышленности России и заполните  предложенную схему:

Максимум – 4 балла.

УЭ-3

Цели модуля: познакомиться с  отличительными особенностями развития химической промышленности на территории России.

Задание: Изучив текст учебника, установите  причинно-следственные связи особенностей  развития химической промышленности и  ее географии на территории России.

Заполните таблицу:

Особенности  развития химической промышленности (причина)

География химической промышленности (следствие)

Максимум – 3 балла.

УЭ-4

Цели модуля:

Уметь определять поясное  время различных пунктов на территории России.

Практическая работа

«Определение поясного времени для разных пунктов России»

Задание 1:  Может ли время двух населенных пунктов, расположенных в России, отличаться на 10 часов.

Задание 2:  Когда в Якутии полдень, в городе Москве …… часов.

Задание 3:  Границами часовых поясов являются меридианы, однако на суше эти границы не всегда совпадают с направлением меридиана. Чем это объясняется?

Задание4:  Город N расположен в 5 часовом поясе. В каком часовом поясе может находиться город М, если разница во времени между ними 3 часа?

*Задание 5: Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном (втором) часовом поясе. Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?

 *Задание 6: Если вы 14 мая поплывете из Владивостока в Сан-Франциско и пробудете в плавании 5 суток, то какого числа ваше судно прибудет в пункт назначения?

Максимум – 6 баллов.

Цели модуля: уметь выделять проблему комплекса и предлагать пути ее решения.

Задание:

  1. Определите страны, выделяющиеся высокими темпами роста химической промышленности.
  2. Что вы можете сказать об уровне экономического развития страны?
  3. Охарактеризуйте место России в мировой химической промышленности.
  4. Объясните, как изменяются темпы роста производства химической промышленности в России и почему.

Максимум – 4 балла.

УЭ-5

Рефлексия.

  • О чем вы узнали на уроке?
  • В чем испытывали затруднение?
  • Какие задачи вам показались интереснее всего?

Рефлексия.

  • О чем вы узнали на уроке?
  • В чем испытывали затруднение?
  • Какими источниками информации вы пользовался при выполнении практической работы?

УЭ-6

Домашнее задание:

Выполните работу по карточке:

  1. На сколько и куда нужно перевести часы при перелете из Иркутска в Архангельск?
  2. Сколько времени в Екатеринбурге, если в Мурманске 23 часа?
  3. Сколько времени в Москве, если в пункте, удаленном от нее на 45 градусов к востоку, 13 часов?

Домашнее задание:

Ответьте на вопрос: Есть ли в вашей местности предприятия химической промышленности, какие экологические проблемы порождены их присутствием?

УЭ-7

Подведение итогов

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4 (оценивается учителем)

Итог

От 7–9 баллов – «3»,

От 10–12 баллов – «4»,

От 13–14 баллов – «5».

Подведение итогов

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4 (оценивается учителем)

Итог

От 9–12 баллов – «3»,

От 13–16 баллов– «4»,

От 17–18 баллов – «5».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

60 − = 53