Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 9-й класс

  • Антипова Любовь Геннадьевна, учитель

В 9 классе по учебнику Алгебра-9 под ред. Дорофеева Г. В. учащиеся завершают изучение вероятностно-статистической линии всего курса основной школы. Здесь осуществляется переход от описательной статистики к начальному знакомству с математической статистикой. В последней теме курса основной школы учащиеся изучают примеры комплексных статистических исследований, в ходе которых используются полученные ранее знания о случайных экспериментах, способах представления данных и статистических характеристик, а также вводятся некоторые новые понятия, отражающие специфику данного исследования.

При решении задач учащимся придется выполнять много математических расчетов. Актуальным становится и умение находить отношение величин и выражать их в процентах. Придется также планировать собственную деятельность, понимать содержание описанного алгоритма и самостоятельно действовать в соответствии с его этапами. Поэтому изучение этого раздела даст серьезный импульс для совершенствования вычислительных умений школьников, развития алгоритмического мышления.

При описании исследования используются уже известные учащимся вероятностно-статистические понятия, а также вводятся некоторые новые. Новые понятия возникают естественным путем, когда этого требует логика изложения. В связи с этим по ходу ознакомления с материалом полезно составлять словарь новых терминов. Он будет выглядеть так: генеральная совокупность, выборочное исследование, репрезентативная выборка, ранжирование данных и т.д. Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся понимали выписанные термины и могли использовать их в речи.

Цель задач этого пункта – осознание приемов проведения статистических исследований, освоение введенных терминов. Каждая из задач является комплексной, многошаговой. Проведение исследований, составляющих содержание задач, как и реальных статистических исследований, должно осуществляться в ходе коллективной работы. Результаты исследования какой-либо из групп должны быть представлены в классе для общего обсуждения.

Задача № 675