Дидактическая игра по теме: Страна морфем

  • Шейко Виктория Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цель: обобщить знания учащихся о морфемах.

Оборудование: карточки, рисунки, лингвистические сказки о приставке, корне, суффиксе, окончании.

Ведущий: Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.

– Что это за части?

(Дети называют: приставка, корень, суффикс, окончание)

(На сцену выходят Приставка, Суффикс, спорят между собой)

Приставка: Я в слове самая главная.

Окончание: Это почему, ты главная, тебя иногда в слове вообще не бывает. Нет, главный я, я, я! (Бьет себя в грудь.)

(Выходит суффикс. Кричит издалека.)

Суффикс: Ни приставка, ни окончание в слове не главные, так как не всегда бываете в слове, так же как и я. Ребята, кто же имеет особое место?

(Появляется Корень)

Корень: Да, ребята, я важна В любом слове непременно Если корня в слове нет. Чепуха мгновенно!

Но и другие части слова важны. Почему?

(Ответы детей)

Приставка: Точно, точно и каждый выполняет свою роль и знает свое место в слове и подтверждение тому стихотворение.

Ведущий: На конце любого слова Окончанье ищет Вова Изменяемая часть С другим, словом держит связь Окончанье он найдет, Его в рамочку возьмет.

Корень: Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова.

Приставка: После корня он стоит, Перед окончание Его я если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком. Называю суффиксом.

Суффикс: Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым- Был он только словом. Это слово – слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Стало много новых слов.

Ведущий: Пришло время проверить, как наши участники знают состав слова.

Корень: Умеют составлять слова из корня.

Суффикс: Умеют составлять слова, используя суффикс.

Приставка: Умеют составлять слова, используя приставку.

Окончание: И изменять слова, применяя окончание.

Ведущий: Конкурс «Отгадай слово»

1. Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход. (Рассказчик)

2. Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание – в слове терпеливый. (Выносливый)

3. Корень в слове целый, первый суффикс — в слове дружина, другой суффикс в слове высотник. (Целинник)

4. Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка. (Поручение)

5. Корень возьмите у слова полагать, приставку – у слова приложение, суффикс – у слова восклицательный, окончание – у слова числительное. (Прилагательное)

6.В слове такая же приставка, как в слове полёт, корень такой же, как в слове дружба, суффикс такой же, как в слове артистка. (Подружка)

Корень: Я то знаю, как может измениться слово, если неправильно выделен корень.

Приставка: Но ребята правильно составили слова, а значит….

Суффикс: А значит, умеют правильно находить приставку, корень, суффикс, окончание.

Корень: Да я не об этом!

Окончание: А о чем?

Корень: А том, что корень нужно всегда выделять правильно, а иначе…

Суффикс: А иначе?

Корень: Ребята неправильно выделят и вас.

Окончание: А как они могут выделять меня неправильно, Ведущий: я нахожусь в конце слова.

Суффикс: А я после корня.

Приставка: А я в самом начале. По-моему корень, ты зазнался.

(Приставка, Суффикс, Окончание надвигаются на Корень)

Ведущий: Стойте, стойте! Корень действительно прав, а правоту докажут участники.

(Например, слово «закатиться». Если родственное слово подбирают закат, то корень будет неправильным; а вот если подбирают однокоренное откатился, прикатился, то корень будет кат, это и есть правильно.)

Приставка: (обращаясь к Корню) Так в чем суть?

Корень: Ребята, вы знаете ответ?

(Родственные слова)

Приставка: Вот мы и подошли к следующему заданию турнира. Подобрать родственные слова.

Суффикс: Рога (рожки) левша (левый) чертенок (чер) лиса (лисы) молодой (молоденький, молод) удивительно (диво) лесной (лес) летящий (полёт) менять (замена) ленивый (лень)

Окончание: И с этим заданием дети справились легко. Хорошо научились они подбирать проверочные слова.

Приставка: Скажите нам любители русского языка как можно большой дом превратить в маленький. А теперь превратите топор в рукоятку. (При помощи суффикса)

(После ответа Суффикс показывает рисунки).

Суффикс: При помощи чего вы образовали новые слова? (При помощи суффикса)

Корень: Пришло время проверить наших капитанов.

Ведущий: Для них специальная грамматическая арифметика.

Окончание: А что это за грамматическая арифметика?

Ведущий: Я буду показывать примеры, а вы должны отгадать, какое слово в них спрятано.

БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ДОКЛАД НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ = ДОРОЖКИ ВОРОННИЙ ВОЗГЛАС + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА 19 БУКВА АЛФАВИТА+ ХВОЙНЫЙ ЛЕС = СБОР ЧУДЕСА – А + НЫЙ = ЧУДЕСНЫЙ

Окончание: Слова можно образовывать из двух слов. Как мы называем эти слова?

(Ответ детей)

Проведем блиц-опрос. Я вам вопрос, а вы мне ответ

I) Загудел глазастый жук, Обогнул зелёный луг. дороги смял ковыль И ушел, вздымая пыль

(Машина)

2) Закручу, зажурчу, В небеса улечу.

(Самолет)

3) Висит немая, Бранит лентяя

(Стенгазета)

4) Весь день поёт, Траву стрижёт. А как ночь придёт, Она спать идёт. А иногда разойдётся И ночью не уймётся.

(Трактор)

5) Из какого полотна не сошьешь рубаху?

(Железнодорожного)

6) Не турист, а словно птица По горам взбирается.

(Скалолаз)

7) Всем поможет, Всех спасет Человек в халате Но уколы больше любит Ставить нам в палате.

(Медсестра)

8) Стоит красивый сундучок, Его не тронешь он молчок. А стоит ручки повертеть, Он будет говорить и петь.

(Радиоприемник)

9) Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног, Вот и весь я -…

(Осьминог)

10) Мойдодыру я родня, Отверни, открой меня, И холодною водою Живо я тебя умою.

(Водопровод)

Окончание: И с этим заданием вы прекрасно справились. Но у меня к вам еще вопрос, о какой части слова мы с вами еще не поговорили?

(Основа)

Приставка: А зачем нам нужна основа?

(Ответ детей)

Корень: Действительно, основа также важна, как и любая морфема в нашей стране.

Ведущий: А наша игра «В стране Морфемике» подошла к концу. Мы с морфемами увидели, что вы великолепно умеете разбирать слова по составу, подбирать родственные слова, при помощи приставки и суффикса вы умеете образовывать слова, а с окончанием –изменять слова, составлять из двух слов одно, но сложное.

Корень: А еще умеют решать примеры грамматические…

Приставка: Это ты о чем?

Корень: Конкурс капитанов. Забыла?

Ведущий: А теперь наше жюри подведет итоги дидактической игры.

Суффикс: А мы проведем еще испытание для участников. Игра называется кто больше?

Приставка: Вам нужно за 2 минуты, составить очень большое слово и не одно, чтобы в нем было много букв 10-15-25…

Окончание: Я, например, знаю одно такое слово – предпринимательство.

Корень: В этом слове 19 букв, 2 приставки, один корень, 3 суффикса и окончание. А вы сможете?

Приставка: Тогда дерзайте.

(Дети вспоминают, придумывают слова).

По истечении времени жюри оглашает итоги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

60 − = 50