Коррекция познавательной деятельности учащихся школы VIII вида через систему межличностных отношений

  • Чупенкова Светлана Геннадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Общение включает в себя все многообразие
духовных и материальных форм жизнедеятельности
человека и является его насущной потребностью.
Польский психолог Е. Мелибруда пишет, что
межличностные отношения имеют для нас значение
не меньше, чем воздух, которым мы дышим.

Среди многообразия проблем современной
педагогики и психологии, несомненно, общение
является одной из популярных. Интерес к этой
проблеме не случаен. Он обусловлен как
дальнейшим развитием наук о человеке, так и
запросами социальной практики. Современных
исследователей все более интересуют механизмы
практической реализации потребности людей в
общении, в различных условиях их
жизнедеятельности, таких как воспитание,
обучение, трудовая деятельность.

Остановимся подробнее на межличностном
отношении школьников вспомогательной школы. В
процессе учебной деятельности ребята выступают
как объекты и субъекты общения. Исследование
процесса общения в коллективе, взаимоотношений в
нем, особенностей влияния коллектива на
отдельную личность является важнейшим звеном в
изучении проблемы социальной адаптации
умственно отсталого школьника.

Эта проблема стоит на стыке нескольких наук:
медицины, педагогики, детской и специальной
психологии. Несмотря на значительные достижения
в названных областях науки, остается ряд проблем,
которые являются показателем
социально-экономических катаклизмов общества. К
ним относится и проблема аномального детства.

Занимаясь проблемой межличностных отношений,
И.С Кон утверждал, что на любом уровне
межличностных отношений невозможно обойтись без
учета свойств самосознания и внутреннего мира,
участвующих в нем индивидов, а человеческое “я”
существует лишь благодаря постоянному диалогу с
другими. И.С. Кон считает, что исследование
проблемы “я” ведут в область взаимоотношений
индивида и социального целого. Степень
целостности, устойчивости и последовательности
диспозиционной системы личности, включая и ее
“образ Я” прямо связаны со степенью
гармоничности или дисгармоничности тех
общественных отношений, к которым принадлежит и
в которых участвует эта личность. В своих работах
И. С. Кон опирался на личности гармонично
развитые, с нормальным уровнем интеллекта, а вот
проблемой общения и развитием межличностных
отношений у детей с нарушением интеллекта
занимается такая наука как дефектология.

Актуальность данной темы обусловлена
проблемами воспитания и обучения детей с
нарушенным интеллектом, организацией системы их
общения. Анализ отечественной и зарубежной
литературы по этим вопросам показал, что работы,
посвященные изучению особенностей
межличностных отношений учащихся коррекционных
школ VIII вида, недостаточно разработан на
современном этапе.

Выявлен ряд определенных трудностей в общении
умственно отсталых школьников между собой и с
другими людьми, что обуславливается
недостаточным развитием интеллекта и речи.
Ребенок с трудом включается в коллективные игры,
плохо усваивает смысл общественных
взаимоотношений взрослых. Все это отрицательно
сказывается на общем развитии, на способности к
социальной адаптации. Так как умственно отсталые
дети большую часть времени проводят в школе, то
именно здесь, в процессе учебной деятельности,
коллективных игр, общественно полезного труда
школьники приобретают необходимые умения и
навыки общения. Как правило, умственно отсталые
дети затрудняются с правильной формулировкой
вопроса, просьбы. Часто их высказывания мало
информативны, ответы состоят из отрывочных
предложений.

На основе проведенного анализа можно сделать
следующие выводы:

  • У умственно отсталых детей недостаточно
    развита инициатива в общении.
  • При общении испытывают страх, смущение, что
    приводит порой к прекращению общения.
  • Недостаточное развитие речи /трудности в
    построении вопросов, просьб, ответов/
  • Недостаточное развитие умения применять знания
    на практике.
  • Затруднение в анализе полученной информации, ее
    использовании.

Особое значение в условиях вспомогательной
школы приобретают личностные отношения, так как
в начальных классах наблюдается характерная
замкнутость, изолированность от детского
коллектива.

Наблюдается и такое: у ученика появляется
потребность в общении, но он сталкивается с
невозможностью ее удовлетворения. Это
происходит в том случае, если ученик не
пользуется в классе симпатией и уважением, когда
уровень притязаний превышает то положение,
которое он занимает в коллективе. Именно
специфика состава учащихся вспомогательной
школы, накладывающая отпечаток на весь уклад
жизни и развитие коллектива, обуславливает
особенности его формирования и
функционирования.

Таким образом, по отношению к личности
умственно отсталого ребенка коллектив является:

  • средством духовного обогащения
  • фактором его нравственно- психического
    развития, воспитания положительных личностных
    качеств
  • средством, активизирующим, корригирующим его
    психическую деятельность
  • средой, способствующей самовыражению и
    самоутверждению личности.

Для решения поставленных задач был применён
комплекс разнообразных методов:

  • теоретический анализ философской,
    социологической, психологической,
    педагогической и дефектологической литературы;
  • изучение медицинской документации, личных дел,
    характеристик;
  • наблюдение за коллективом и их отдельными
    членами:
  • беседы с учащимися, классными руководителями и
    воспитателями;
  • психологический эксперимент по методикам
    “Социометрия” Дж. Морено, сочинение на тему
    “Мой лучший друг” Я. Л. Коломинского.

Базой исследования служила коррекционная
школа -интернат №11. г. Междуреченска. В
эксперименте принимали участие учащиеся 8-ro
класса с нарушенным интеллектом.

Особое значение в условиях вспомогательной
школы приобретают личностные отношения.
Неслучайно поэтому возникают в классном
коллективе малые группы, обусловленные личными
интересами, совместным времяпровождением, то
есть общением на эмоционально-психологическом
уровне. Для выявления таких групп была
использована методика Дж. Морено “Социометрия”.
Суть её проведения сводилась к выявлению в
классе системы “симпатий” и “антипатий” между
членами группы, то есть к определению системы
эмоциональных отношений в группе и решению
следующих задач:

  1. Измерение степени сплоченности или
    разобщенности в группе;
  2. Выявление соотносительного авторитета членов
    групп по признакам “симпатии — антипатии”;
  3. Обнаружение групповых сплоченных образований
    во главе с неформальными лидерами.

Результаты социометрии были применены для
измерения уровня развития позитивных и
негативных эмоциональных отклонений в группе
восьмиклассников, затем использованы для
переконструирования групп, для повышения их
сплоченности и эффективности деятельности.

Для более глубокого анализа и объективной
картины особенностей взаимоотношений учащихся с
нарушением интеллекта мы использовали сочинение
на тему: “ Мой лучший друг”, предложенное
Я.Л.Коломинским. В ходе сочинения было предложено
выявить такие качества, как:

  • эмоционально-волевые качества
  • деловые качества
  • интеллектуальные качества
  • внешность, одежда друга

Проанализировав написанные сочинения, мы
получили следующие результаты:

  • на первое место поставили эмоционально-волевые
    качества / добрая, внимательная и т.д/ — 80%
  • на втором месте оказались одежда и внешность- 60%
  • на третьем месте деловые качества /
    ответственный, надежный/-34%, причем в ходе разбора
    сочинений была выявлена неадекватная самооценка
    у учащихся
  • на четвертом месте интеллектуальные качества –
    17,4%

Отсюда видно, что для учащихся с нарушением
интеллекта главными являются нравственные и
эмоционально-волевые качества, которые в полной
мере влияют на уровень межличностных отношений в
группе.

Таким образом, качественное своеобразие
структуры дефекта умственно отсталых
школьников, особенности развития мыслительных
процессов, отсутствие инициативы значительно
затрудняют формирование познавательной
деятельности учащихся, установление правильных
взаимоотношений, общение, формирование
положительных нравственно-психических качеств
детей данной категории.

Учащиеся с нарушением интеллекта без помощи
взрослых не могут самостоятельно изменить свое
мнение об “отверженных” или положение, какого-либо
ученика в классе. Для уменьшения количества
изолированных детей в коллективе, учителю и
воспитателю предлагается вовлекать таких детей
в учебно-воспитательный процесс, больше давать
общественные поручения в силу их возможностей,
всячески стимулировать и поощрять их
положительные поступки, применять различные
подвижные игры, распределяя таким детям не
второстепенные,а главные роли. Проводить игровые
тренинги для того, чтобы дети узнавали друг друга
с лучшей стороны, научились видеть и понимать
друг друга и в то же время преодолевать и
раскрывать себя.

Для улучшения психологического климата и для
снятия напряжения можно предложить некоторые
коррекционные упражнения:

  1. Танцевально-песенные упражнения – эти
    упражнения являются эффективным средством
    общегруппового сплочения, снятия напряженности,
    предотвращения утомления. Они помогают учащимся
    овладеть средствами общения через песню и танец.
  2. Упражнения на развитие сензитивности- они
    рассчитаны на развитие умений эмоционального
    сопереживания, поддержки, отдачи “душевного
    тепла”, а также знакомят участников с тактильным
    языком общения, что способствует развитию
    межличностной близости. (“Прикосновение”,
    “Рукопожатие”, “Разговор руками”)
  3. Упражнения на межгрупповое взаимодействие — в
    данном подходе группа воспринимается не как
    совокупность субъекта, а как отдельный
    уникальный организм. Основываясь на
    межличностных отношениях, можно наиболее
    успешно корригировать познавательную сферу
    умственно отсталых детей.

При разрешении конфликтных ситуаций в классе, в
установлении межличностных отношений между
сверстниками большая роль отводится психологу, а
именно — важному направлению в его деятельности —
консультативной работе. Основной принцип работы
которого — индивидуальный подход к каждому
ребенку. Самое главное в работе педагогического
коллектива — совместными усилиями психолога,
учителя и воспитателя попытаться понять
особенности ребенка как формирующейся личности
с учетом истории его развития и воспитания и на
этой основе определить программу дальнейшей
работы.

Данные формы организации
учебно-воспитательного процесса мы предлагаем
внедрять в практику работы вспомогательных школ
для коррекции познавательной деятельности
учащихся школы 8 вида через систему
межличностных отношений.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018