Л.Н.Толстой. Автор-повествователь в рассказе «Набег»

  • Третьякова Алла Викторовна, учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • продолжить знакомство учащихся с биографией Л.Н.Толстого;
  • рассмотреть авторскую позицию и средства ее повествования в рассказе “Набег”;
  • продолжить формирование и развитие критического мышления;
  • способствовать воспитанию трудолюбия учащихся.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, фотографии, выставка работ учащихся, мультимедийные слайды, раздаточный материал.

Технологии: элементы АСО, элементы критического мышления, сотрудничество “учитель – ученик”.

Методы: индуктивный метод при языковом исследовании, метод проектов, сравнительный анализ, аналитическая беседа.

Формы работы: “ВК”, работа в парах, “СК”.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Л.Н.Толстой — это целый мир. М.Горький

Какой художник, какой психолог! Флобер

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Орг.момент. Приветствие.

– Здравствуйте! Сегодня мы продолжим разговор о человеке, чье имя знает весь мир. Им нельзя не восхищаться. По мнению В. Ермилова, “главная поэтическая идея, пафос” его художественного творчества <…> – в утверждении общения и единения людей”; а вот В. Вересаев утверждал, что для него важнее всего – “быть самим собой”.

– О ком идет речь? Аргументируйте свой ответ.

(Речь идет о Л.Н. Толстом)

Слайд 1-2

— Действительно, вы правы. Речь сегодня пойдет об одном из величайших людей второй половины XIX века – Л.Н.Толстом, человеке удивительной судьбы.

Слайд 3

Целеполагание:

— Мы продолжаем знакомство с писателем, поговорим о рассказе “Набег”, написанном в период Крымской кампании, рассмотрим авторскую позицию и средства ее выражения.

Слайд 4

Л.Н.Толстой — это целый мир. М.Горький

Какой художник, какой психолог! Флобер

Работа с эпиграфом

Согласны ли вы с М. Горьким и Флобером?

II. Организационно-исполнительский этап

Стадия вызова

Учитель: Давайте вспомним основные вехи жизни и творчества Л.Н.Толстого

Слайд 5 – 8

2.1. Беседа

  1. Когда родился Л.Н. Толстой? (28 августа 1828 года)
  2. Где родился Л.Н. Толстой? (В Ясной Поляне)
  3. Когда великий писатель ушел из жизни? (7 ноября 19190года на станции Астапово Рязанско — Уральской ж/дороги)
  4. Назовите род деятельности. (Писатель, публицист, философ)
  5. Назовите годы творчества. (1850-1910 гг.)
  6. В каком жанре работал Л.Н. Толстой? (Роман, рассказ, повесть, статья, очерк)

2.2. Терминологический диктант

Вспомните, какие события происходили в жизни Л.Н. Толстого с 1828 по 1853 годы?

1828 – 1837 гг. (Жизнь в Ясной Поляне)

1837 гг. (Переезд в Москву)

1841 гг. (Переезд в Казань, самоподготовка к поступлению в университет)

1844 – 1847 гг. (Учеба в Казанском университете на восточном отделении философского факультета)

1847 – 1851 гг. (Жизнь в Ясной Поляне и Москве)

1847 г. (Начал вести дневник)

1851 г. (Приезд на Кавказ. Поступление на военную службу)

1852, 1854, 1857 гг. (Выходит в свет трилогия “Детство”, “Отрочество”, “Юность”)

1853 г. (Рассказы “Набег”, “Рубка леса”)

Слайд 9

2.3. Работа с текстом: рассказ “Набег”

— Расскажите об отношении Толстого, участника Крымской кампании, к войне.

(ответы учащихся)

— Какова авторская позиция и средства ее выражения?

— Прослушайте отрывок из дневника Толстого о Крымской кампании и обоснуйте свое мнение: согласны ли вы с автором?

“Велика моральная сила русского народа. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней, те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных”

3. Стадия осмысления

Слайд 10

3.1. Словарно-лексическая работа

— Обратите внимание на название произведения, которое имеет двойственный смысл:

НАБЕГ — 1) военная акция, нападение, которое совершается внезапно; 2) враждебная, вероломная сила

— Докажите, что повествователь является выразителем авторской позиции

(ответы учащихся)

Слайд 11

Вывод: 1) произведение автобиографичное 2) повествование ведется от первого лица, непосредственного участника описываемых событий

Итак, сформулируйте цель урока

(ответы учащихся)

Слайд 3 (вернуться к слайду 3)

3.2. Работа в парах. Анализ рассказа “Набег”

Слайд 12

— Предлагаю вам поработать со слайдом № 12 – “Тонкие” и “толстые”

— Посмотрим, как вы справились с заданием

(ребята читают свои вопросы)

— У меня тоже возникли вопросы:

  • как повествователь характеризует героев рассказа?
  • какую использует систему сопоставлений и оценок?

— Чтобы ответить на поставленные вопросы, воспользуйтесь текстом.

3.3. Работа в парах с кластерами

Слайд 13

  • Хлопов – капитан Тушин
  • Хлопов – поручик Розенкранц
  • Хлопов — Долохов
  • Хлопов – прапорщик Аланин
  • Хлопов – Петя Ростов
  • Хлопов – высшие офицер

Слайд 14

Слайд 15

В верхний прямоугольник впишите имя героя, в нижний – имя героя, с которым автор сопоставляет или противопоставляет главного персонажа, на стрелках – критерии, по которым вы оцените данного героя. В процессе работы в нижние овалы впишите слова и словосочетания из рассказа, характеризующие героя в восприятии повествователя. Обратите внимание, с помощью каких средств в произведении выражена авторская позиция. (Учащиеся работают в парах, используют текст).

Озвучивание кластеров.

Слайд 16

Микровывод:

Итак, проследим, какова позиция автора в произведении “Набег”, и с помощью каких средств она выражена.

(Ответы учащихся:

1. Повествователь – участник событий, поэтому он объективен в оценки происходящего.

2. Он наблюдателен, неравнодушен к людским страданием, доброжелателен.

3. Использует систему сопоставлений и оценок своих героев. Так, например, мы испытываем уважение, симпатию к капитану Хлопову, для которого война – страшная трагедия, уносящая жизни людей, и его цель – уберечь как можно больше юных, неопытных солдат, помочь им в трудную минуту…

4. Рассказчик – человек, тонко чувствующий природу, выступающий как мерило нравственных ценностей. Так, например, в рассказе показана символичная замкнутость суточного природного цикла как средство выражения идеи и величия, противопоставляет гармоничность природы жестокости человека.

5.Интонация повествования. Например, в эпизоде, когда погибает прапорщик Аланин)

IV. Стадия рефлексии.

Слайд 17

— Вернемся к целям урока: смогли ли мы решить все поставленные цели?

— Как вы оцениваете работу на уроке?

— Что удалось, что нет?

— Выполните самостоятельную творческую работу в парах: составьте синквейн.

  • Повествователь
  • наблюдательный, неравнодушный
  • рассказывает, сопоставляет, анализирует
  • картины войны и человека
  • Гуманизм

Слайд 18

Домашнее задание: прочитать и проанализировать рассказ “Рубка леса”, индивидуальная работа (сообщения по биографии Толстого).

— Спасибо за сотрудничество.

Слайд 19

Литература

  1. Пузин Н. Дом-музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.
  2. Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества.
  3. Булгаков В. Л.Н.Толстой в последний год жизни.
  4. Полтавец Е.Ю. Толстой Л.Н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 4