Информационные технологии на уроке химии, тема Вода

  • Стрельцова Оксана Владимировна, учитель химии, экологии

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.  Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний. Эмоциональное погружение в тему.
  3. Актуализация знаний.
  4. Практическая работа
  5. Работа с рабочей тетрадью
  6. Закрепление изученного материала
  7. Разноуровневое домашнее задание

Краткий конспект нового материала

«Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле!»
 Леонардо да Винчи

1. Организационный момент.
2. Эмоциональное погружение в тему
Создание на уроке условий для эмоционального погружения в тему — весьма важный момент (звучит тихо музыка «Летний дождь»). На классной доске помещены репродукции картин известных художников, изображающих эмоционально и романтично воду в природе: “Море” К. И. Айвазовского, “Весна – большая вода” И., Левитана, фотоэтюды, на которых изображены картины русской природы в разные времена года — тихая речка, бушующий океан и плывущие облака, заснеженные горы и леса.
Посмотрите вокруг: тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, реки, озера, моря, бущующий океан, покрывающий нашу Землю, в котором когда-то зародилась жизнь, снеговые покровы и ледники, застилающие почти половину планеты, все это вода.
Опыт 1. На часовое стекло поместим гранулы гидроксида натрия. При этом обязательно нужно пользоваться пинцетом, так как гидроксид натрия — едкое вещество. Понаблюдаем за изменениями, происходящими на поверхности гранул гидроксида натрия (о чем говорит нам данный опыт?)
Действительно в воздухе вода присутствует в газообразном состоянии — в виде пара Нежные краски небосвода при восходе солнца, многообразие красок солнечного заката — эта привычная для нас картина связана с рассеиванием и поглощением солнечного света водяными парами в атмосфере. Вода – это могущественный художник (слайды 1-2).
Опыт 2. Небольшое количество медного купороса поместили в термостойкую пробирку. Нагреем пробирку в пламени горелки. Что мы видим: на стенках пробирки появляются капли воды
В недрах земли действительно находится вода и геологи знают, что горные цепи образованы множеством различных горных пород и большинство из них созданы великим строителем природы – водой! (слайд № 3)
Жизнь многообразна, «жизнь — это одушевленная вода», так сказал физиолог 19 века Раймон и это правильно все живое состоит из воды.

 II. Актуализация знаний (демонстрация слайдов)
Вода в природе и жизни организмов:
1. Что называется гидросферой?
2. Где сосредоточены основные запасы воды на земле?(слайд №4)
3. Сколько процентов занимает вода на земле? представление модели пресной воды на Земле (71%).(слайд №4)
4. Какие химические элементы входят в состав воды?
5. Вода простое или сложное вещество?
6. При температуре 1000С и 00С что происходит с водой?
7. Как называется данный процесс, описанный С. Шипачевым
«Мириады водяных пылинок поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный по широтам и
меридианам,
Стать сгустившимися облаками, тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни, на поля и на сады. (слайд №5)
8. Какова роль воды в жизни человека? (слайд №6).
Опыт 3. Поместим зернышки риса в пробирку и слегка нагреем. Можно видеть, как вода собирается на стенках пробирки. Какой вывод сделаем из опыта — твердые рисовые зернышки также содержат воду.
9. Какова роль воды в жизни растении и животных?
10. Сколько процентов занимает вода в человеке?(65%)(слайд №7).
11. Знаете ли вы расход воды в мире?(слайд №8,9)

IV. Практическая работа .
Давайте определим физические свойства воды и докажем чем же она уникальна.
Вы, разделены на группы. На столе лежат путеводители-листы, прочитайте задание и выполните его, продемонстрируйте полученный результат. Какое физическое свойство объясняют данные опыты.
А) Задание для 1 группы: Определяем цвет воды.
Материалы и реактивы: 0.5 л питьевой, дистиллированной и речной воды, 3 химических цилиндра высотой 20 см, фильтр бумажный, куски фарфоровой тарелки
В 3-х пронумерованных колбах у вас на столах вода: дистиллированная, из реки Иртыш, водопроводная. Налейте каждый образец воды в высокий цилиндр (20 см). На дно цилиндра поместите кусок фарфоровой тарелки. Если смотреть сверху, то фарфор имеет голубоватый оттенок. Для сравнения рядом положите такой же кусок фарфора, на который нужно смотреть не через слой воды. Для питья пригодна вода, если ее окраска не обнаруживается при высоте водяного столба более 20 см, а для технических целей – 10 см. Сравните и запишите результаты в таблицу, сделайте вывод.
Б) Задание для 2 группы: Определение прозрачности питьевой воды.
Материалы и реактивы: 0.5 л питьевой, дистиллированной и речной воды, 3 химических цилиндра высотой 20 см, монета медная.
В 3-х пронумерованных колбах у вас на столах вода: дистиллированная, из реки Иртыш, водопроводная. Налейте каждый образец воды в высокий цилиндр (20 см). Под цилиндр помещаем монету и определяем прозрачность исследуемой воды. Сравните и запишите результаты в таблицу, сделайте вывод.
-прозрачная вода;
-слабо опалесцирующая (цвет млечной белизны с огнисто радужным отливом);
-слабо мутная;
-мутная;
-очень мутная;
Прозрачность воды обусловливается ее цветом и мутностью. Для питья пригодна только прозрачная вода.
В) Задание для 3 группы: Определение характера и интенсивности запаха воды.
Материалы и реактивы: 0.5 л питьевой, дистиллированной и речной воды, 3 широкогорлых колбы, часовое стекло, шкала интенсивности запаха.
В 3-х пронумерованных колбах у вас на столах вода: дистиллированная, из реки Иртыш, водопроводная. В колбу налейте 50 мл воды. Закройте часовым стеклом и нагрейте до 40-500С. После этого колбу встряхните, производя вращательное движение, снимите стекло и определите обонянием характер и интенсивность запаха. Запах качественно характеризуется как: болотистый, затхлый, гнилостный, хлорный и т.д.

Шкала интенсивности запаха

интенсивностьбаллхарактеристика запаха
никакого0Запах не ощушается
очень слабый1Запах обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете
слабый2Запах обнаруживается только тогда, когда кто-то из вас обратит ваше внимание
заметный3Запах, который вы сразу же замечаете
отчетливый4Запах, обращаюший на себя внимание, заставляющий отказаться от питья
Очень сильный5Запах настолько сильный, что вода для питья не пригодна

В питьевой воде при температуре 200С допустимо наличие запаха – не более 2-х баллов.
Сравните и запишите результаты в таблицу, сделайте вывод.
Г) Задание для 4 группы Вода – природный растворитель.
Материалы и реактивы: 0.5 л питьевой, дистиллированной и речной воды, стаканы, соль, песок, сахар, палочка для перемешивания.
Поместите в стаканы с водой исследуемые вещества и размешайте палочкой. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Заполните таблицу, сделайте вывод.

Таблица №1.

Что делали?НаблюдениеОбъяснение

Каждая группа озвучивает результаты полученные, группы записывают выводы в рабочие тетради.

5. Закрепление изученного материала.
А. Заполните схему составных частей гидросферы
Б. Решение задач (условие на слайдах)

6. Разноуровневое домашнее задание
А) Приготовить сообщения на темы «Дейтериевая вода и ее свойства»; «Сравнение свойств легкой и тяжелой воды»; «Вода – растворитель»; «Источники загрязнения воды».
Б) Составить кроссворды, загадки по данной теме.
В) Нарисовать плакат «Охрана водных ресурсов», «Берегите воду».
Г) Выполнить задание на слайде.
Д) Написать сочинение на темы: «Год без воды», «Зима с обильными снегопадами»


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018